МОЛИТВА РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ*** ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.
Церковный календарь
Церковные служения
Церковный язык Гагаузов
ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)
Последние 100 публикаций сайта

Тайные монашеские общины в Москве. Как жили монахи в атеистическом государстве?

(А3.9) Библиотека. Статьи

Как происходил тайный постриг в 1920–1950 годы? Почему в монашеских общинах были одни женщины? Где жили и на что существовали монахи в первые десятилетия советской власти? Правмир побывал на лекции Алексея Беглова, кандидата исторических наук, автора книг о церковном подполье в России XX века.

Ликвидация

До 40-х годов мы не находим специальных документов, которые бы описывали и нормировали жизнь монашествующих в СССР. Главным документом, под действие которого попадали монашеские общины, был Ленинский декрет об отделении Церкви от государства от января 1918 года. Согласно ему, все религиозные объединения страны были лишены статуса юридического лица, а их имущество было национализировано.

Большевики, советская власть, воспринимали монашествующих и монастыри как — выражаясь современным языком — «хозяйствующие субъекты». После издания декрета они юридически прекращали свое существование на территории тогда еще РСФСР.

Первый натиск по закрытию обителей осуществлялся в ходе Гражданской войны. По разным данным, до конца войны было закрыто от шестисот до семисот монастырей. «Ликвидировано» — как тогда говорили. Имелась в виду не только физическая ликвидация, что часто и происходило, но и ликвидация этих организаций, как хозяйственных субъектов.

Понятно, что монашествующие пытались выживать и сопротивляться. Очень многие из этих общин прошли промежуточную стадию, когда они существовали в виде коммун. Впрочем, власть не собиралась давать им много времени для такого полулегального существования. В течение 20-х годов монастыри были закрыты и в качестве кооперативов, коммун и так далее. Наиболее крупные из них закрывались уже в первой половине 20-х годов. Мелкие, отдаленные и менее значимые ликвидировали позже — до 1927–1928 года. Вероятнее всего, к 1929 году монастырей на территории РСФСР и СССР не осталось.

Новая жизнь

К 1917 году в Российской империи было около ста тысяч монашествующих вместе с послушниками, трудниками и послушницами. Ликвидация монастырей не означала, что все они вдруг исчезли — например, ушли в мир, женились, вышли замуж, поступили на светскую работу и стали обычными советскими людьми.

С закрытием обители монашествующие расходились по городам, селам, небольшим городам, где пытались продолжать свою монашескую жизнь. Женщины, как правило, селились небольшими общинками. Мужчины, монахи — многие из них были в сане — прибивались к каким-то крупным соборам и приходским церквам, где было необходимо совершение богослужения.

Одновременно появился и другой тип монашества — возникший с нуля и сформировавшийся из тех людей, кто не был монахом до революции, но принял постриг уже в условиях гонений, преследований. И, к примеру, общины Высоко-Петровского монастыря за единичными исключениями все состояли из таких новых монахов.

Нужно сказать, что Москва не была пионером в этом новом монашестве. Пионером был Питер, где документированное существование монашеских общин, созданных «с нуля», фиксируется уже 1922 годом. В это время — в разгар одной из первых массированных кампаний наступления на Церковь — в Питере создаются как минимум две монашеские общины, состоявшие из людей, которые стремились к духовной жизни, постригу и приняли постриг уже в советское время. Одна община находилась на Конюшенной улице в Петрограде, другая в Старом Петергофе, в пригороде. Таким образом, уже в 1922 году мы фиксируем первые случаи нелегального монашества.

Высоко-Петровский монастырь

Что представлял собой московский Петровский монастырь к этому моменту, к 1921–1922 годам? И почему именно в этом месте возник импульс нового монашеского движения?

К северу от столицы по Ярославской железной дороге, на станции «Арсаки» существовала Северо-Смоленская мужская Зосимова пустынь. Это был крупный и известный центр духовной жизни предреволюционной поры. А некоторые современники тогда даже говорили о том, что первенство Оптиной пустыни, такого яркого светоча духовной жизни середины 19-го столетия, перешло в этот период к Зосимовой пустыни.

И именно из Зосимовой пустыни в Петровский монастырь пришли основные руководители будущей подпольной монашеской общины. Основателем Зосимовой пустыни — а точнее, возродителем там монашеской жизни, потому что пустынь существовала, но монастыря там не было достаточно долго — стал игумен Герман (Гомзин). Он был духовным руководителем людям, которые позже перешли в Петровский монастырь.

Один из этих перешедших — будущий архимандрит Игнатий, и он станет руководителем самой крупной монашеской общины, сформировавшейся на базе закрытого Петровского монастыря. Другой — его друг, отец Никита (Курочкин). Третий — отец Митрофан (Тихонов), из старшего поколения, и он тоже будет в Петровском монастыре. Периодически здесь будет появляться и отец Иннокентий (Орешкин).

Братия Зосимовой пустыни была небольшая, но монастырь был дружный, трудовой. Он был полностью на самообеспечении, и в нем действовал общежительный устав. Это, когда у монахов нет никакого имущества, но все дается из монастырского, из трудов самой братии.

Отец Герман, основатель пустыни, скончался весной 1923-го года. За четыре года до этого пустынь стала сельскохозяйственной артелью и таким образом пыталась выжить. Но понятно, что дни ее были уже сочтены. После смерти отца Германа в пустынь пришла комиссия, монахов стали выселять, и к осени все насельники уже покинули ее.

Часть из них переселилась в Сергиев Посад, некоторые — в другие городки вокруг Москвы, некоторых приютили действующие монастыри. Но другая часть поехала в Москву, и так или иначе все они оказались со временем в Петровском монастыре — служащими священниками его храмов.

В период перед революцией Петровский монастырь не блистал какими-то крупными духовными фигурами и не был серьезным центром духовной жизни. В 1918 году монастырь был уже закрыт и в качестве монастыря ликвидирован. Вероятно, в 1920–1921 году там даже не было действующих церквей. Есть сведения, что в эти годы в Сергиевском храме находилась медицинская библиотека, которая позже выехала — в храме ей было неудобно. Не было монашеской жизни. Остались лишь некоторые представители братии.

В это же время в бывших кельях сделали общежитие рабочих-передовиков. Нарышкинские палаты превратили в коммунальные квартиры. Есть замечательные воспоминания о Петровском монастыре иностранного гостя, и он говорит: «Монахи приходят в церковь и прихожане приходят в церковь мимо детей, играющих в красных коммунистических косынках, которые поют свои песни и скачут по лестнице, не обращая внимание на службу».

Возникновение прихода, а потом и монашеских общин в Петровском монастыре связано с настоятелем прихода епископом Варфоломеем (Ремовым). Он был пострижеником Зосимовой пустыни и духовным сыном старца Германа, ее основателя.

Владыка Варфоломей стал наместником Высоко-Петровского монастыря в начале 20-х годов. И после того, как закрыли Зосимову пустынь в 1923 году, он приглашает всех «зосимовцев», которые оказались в Москве, войти в его приход в Петровском монастыре.

С самого начала он серьезно перестраивает церковную жизнь. Он вводит богослужения по образцу Зосимовой пустыни — монастырское строгое богослужение. Он продолжает и поощряет внимательное и вдумчивое духовное окормление прихожан пришедшими монашествующими отцами. Все это делает Петровский монастырь под управлением владыки Варфоломея центром притяжения самых разных групп москвичей.

Алексей Беглов

Попытки оценить численно приход Петровского монастыря в этот период, дают нам цифру в 2–3 тысячи постоянных прихожан. Это было достаточно крупной общиной того периода для Москвы. Отец Митрофан (Тихонов) — второе лицо Зосимовой пустыни после кончины отца Германа — приходит в Петровский монастырь и практически постоянно, за исключением ссылки на три года в определенный период, служит здесь. Но наиболее активная и значимая фигура среди духовных руководителей общины этого периода — это отец Агафон, архимандрит Игнатий (Лебедев) — духовное чадо игумена Германа и помощник владыки Варфоломея по управлению монастырем, его наместник.

К концу 20-х годов вокруг каждого отца формируется своя тайная монашеская община. До момента их кончины — последний из отцов скончался уже в конце 50-х годов — мы можем говорить о существовании комплекса общин под неким единым руководством. После этого они распались на отдельные группы по 2–3 человека — хотя, несомненно, поддерживали связи и встречались.

Маскировка

Итак, как возникают эти общины? Они возникают путем естественного притяжения прихожан к духовникам, которые появились в Москве и, вероятно, составляли существенный контраст с приходским духовенством по глубине подхода к человеку, по своей опытности и по самоотверженности, с которой они исповедовали приходящих к ним. У них были сотни людей-исповедников. И постепенно среди этих новых духовных чад вокруг каждого из этих отцов образовался костяк, который был ориентирован на монашество.

Уже во второй половине 20-х годов происходит серия тайных постригов — мы знаем это по воспоминаниям духовных детей отца Игнатия (Лебедева). Сложилась такая ситуация: мужчины очень быстро выходили на открытое служение, принимали сан — потому что Церкви нужны были священники и епископы — и первыми попадали под волну репрессий. Поэтому уже в 40-е годы практически все монашеские общины Петровского монастыря становятся исключительно женскими.

Как жили эти женщины, тайно принявшие постриг? Они не носили монашеской одежды. Есть письмо-инструкция отца Игнатия к матери Ксении, одной из монахинь, о том, как ей следует себя вести. Отец Игнатий проводит тщательную идею бытовой маскировки и, так сказать, интеграции в окружающую среду. Он говорит: «В Церкви не надевайте черный платок, апостольник даже на праздник дома не надевать, монашеским именем не называться даже на исповеди, полностью слиться со всеми прихожанками».

Спорным вопросом для монашествующих оставалась работа. Одно дело, когда ты трудишься в монастыре ради братии, где у тебя общежительный устав. И совсем другое дело, когда ты — среди враждебного окружения. Здесь для отца Игнатия и для всех отцов Петровского монастыря ключевой была внутренняя установка. Любую работу они учили воспринимать как монастырское послушание. Даже если ты трудишься в советском учреждении, на фабрике — все равно это послушание, которое ты исполняешь ради Бога.

Вероятно, именно из-за такого подхода тайные монашеские общины Петровского монастыря обладали существенной степенью живучести. Мать Игнатия (Пузик) была очень крупным педиатром, работала в институте туберкулеза академии медицинских наук. Вместе с ней, в ее же институте работало большое количество ее же сестер — лаборантами, различными научными сотрудниками и так далее.

На фотографиях тех лет видны разные поколения подвижников Петровского монастыря. Эти поколения выделял сам отец Игнатий. Он говорил, что в 20-е годы к нему были большие потоки, а в 30-е годы была еще одна волна уже очень молодых девушек по 16–18 лет — не только у него, но и у всех отцов. Отец Игнатий называл их поколение «маленьких». Так сложилась разновозрастная такая структура Петровских общин. Старшие, уже впитавшие определенный духовный опыт, руководили младшими, в то время как практически все отцы уже были репрессированы.

И вот — возвращаясь к работе. В письмах отца Игнатия своим духовным дочерям есть и ограничения по работе. Мать Ксения спрашивает его: «Где мне работать?». И он говорит: «Если есть швейная артель — поступи. Если не примут — едь в другую! Работай, потому что это необходимо, монах должен работать. Но если это фабрика — поступать не надо!»

Мотив фабрики и завода в Петровских общинах фигурирует часто в негативном смысле. Кое-кто из монахинь работал на фабрике, но он считал это не полезным для хранения внутреннего мира монашествующих — в данном случае женщин и молодых девушек. И он просил мать Игнатию за монахинь: «Подбери для нее лабораторную работу. Фабрика опасна для нее, она слишком симпатичная». Его логика ясна — на фабрике царит грубая обстановка, к девушке будут приставать, а это не нужно.

Скит в Печатниковом переулке

Жизнь монашеских общин строилась не только вокруг Церкви, но и в некоторых других местах, где члены общины собирались, молились, и где совершались постриги (в церквах постриги не совершались).

Для монашеской общины отца Игнатия таким местом был так называемый скит Знамения Божьей Матери. Он располагался по адресу: Печатников переулок, дом 3. Сейчас этого дома уже нет, его снесли в 2007 году, а на его месте построили элитный жилой комплекс.

Первой по этому адресу поселилась монахиня Евфросинья — изначально монахиня Рождественского монастыря, а позже — прихожанка отца Игнатия в Петровском монастыре. После закрытия Рождественского монастыря она просто перешла через Рождественский бульвар — вероятно, в этом доме у нее был знакомый — поднялась на чердак и поселилась здесь. Ей помогли сделать выгородку — крошечную, метров 10, и очень низкую. Высота потолка была не больше метра восьмидесяти. И это стала квартира № 26. И хотя в доме было официально 25 квартир, все знали, что есть эта 26-я квартира — туда приходили письма, и даже люди были там прописаны какое-то время.

Попадали туда так: сначала шли по широкой лестнице, потом она делала поворот, квартиры оставались ниже, и потом вверх поворачивала узенькая лестница. На ее второй ступеньке и был вход в скит. Как говорил сам отец Игнатий: «Сначала поднимаешься по широкой лестнице — это мир. Потом входишь на узкую лестницу — и это монашество».

Владелицами общинной территории этой монашеской общины были мать Евфросинья и мать Ксения. Потом мать Евфросинью выслали, и больше она в Москву не возвращалась. Жить было трудно — отопления не было, топили от печурки, окно было слишком большим и продувало, воду носили с нижнего этажа.

Что происходило в скиту? Встречались — если не ежедневно, то несколько раз в неделю. Читали мирянским чином вечернюю службу, но во время этой службы не просто сидели, а шили. Шили — потому что мать Евфроснья, регент левого хора Петровского монастыря, должна была быть прикреплена к трудовой точке. Она состояла членом артели портных. В противном случае ее приписали бы к тунеядцам. Но поскольку она была ежедневно занята на службах и не могла шить сама, то ее заказы выполняла вся ее община. Работа здесь была ради братства. Они шьют, а один читает службу.

В скиту обсуждали самые разные вопросы. Когда отец Игнатий в 35-м году был арестован и находился в заключении, письма его читались здесь, посылки ему собирались здесь. Скит был местом средоточия общинной жизни. И такие квартирки были у других монашеских групп.

Петровскими отцами было установлено: каждый член общины вносил определенный взнос от зарплаты в кассу монашеской общины. Это был реальный вклад — чтобы человек чувствовал, что трудится на своей работе ради братии. Взносы каждого определялись индивидуально. Например, в 40-е годы мать Игнатия вспоминала, что ее текущая зарплата оставлялась ей и сестре Марии, которая жила вместе с ней. А все, что было сверх основной зарплаты, а у нее было много чего — различные патенты и так далее — все это шло на общину. Это была достаточно существенная сумма. Взносы отправлялись на поддержание высланных и на помощь нуждающимся.

Репрессии

Первый удар Петровские общины перенесли где-то в начале 30-х годов. Тогда против части прихожан и тайных монахов было заведено дело о функционировании тайной духовной академии под эгидой Петровского монастыря. Это было дело 1931 года, и тогда часть отцов получили сроки в лагерях.

Вторая и наиболее фатальная волна репрессий для общин случилась в 1935 году. Нажим стал осуществляться еще годом раньше. В частности, в 1934 году под давлением властей должен был прекратить служить отец Игнатий (Лебедев). Для него это означало фактически домашний арест. Ему запрещали выходить и принимать на дому, но он все-таки принимал, что потом ему было инкриминировано.

21 февраля 1935года прошли аресты, был арестован владыка Варфоломей, еще несколько человек. Через несколько недель арестовали отца Игнатия. Кто-то успел уехать из Москвы и избежать арестов, но большому количеству монашествующих и прихожан это сделать не удалось. Дело Петровского монастыря было объемным. Из него в отдельное производство выделили дело владыки Варфоломея и вели его до лета 1935 года, после чего владыка Варфоломей был расстрелян по обвинению в шпионаже и террористических намерениях против советского руководства.

Отец Игнатий получил пять лет лагерей. И хотя как инвалид — у него была тяжелая форма болезни Паркинсона — он имел право на досрочное освобождение, но власти категорически этому препятствовали. В частности, в его деле есть заключение прокурора, где написано, что он имитирует юродство своей болезнью и таким образом привлекает к себе верующих. Соответственно, любые его жалобы на болезненное состояние — а он в конце срока уже не мог себя сам обслуживать и еле передвигался, хотя голова оставалась абсолютно ясной — все его просьбы о сокращении срока, о переводе на поселение были отклонены. Он умер в 1938 году под Алатырем в Чувашии.

Настоящее

В 2007 году перед сносом дома в Печатниковом переулке нам удалось попасть на чердак — туда, где был тайный скит. Когда дом еще был жилой, туда не пускали, но перед самым сносом мы с коллегой пришли в ЖЭК и попросили людей, владеющих автогеном, открыть эту заваренную дверь. И нам открыли.

Мы увидели помещение, каким его оставили монахини, уходя в 1969 году. Мы увидели заложенное окно, из которого они некогда смотрели. И еще мы увидели след на стене. Это был след на месте, где когда-то стоял киот…

Записал Михаил Боков

Источник: http://www.pravmir.ru/tajnye-monasheskie-obshhiny-v-sovetskoj-moskve/#ixzz2vYxFz5DV

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.
Рождественский концерт 2016. Конгаз.
Рождественский концерт 2015. Конгаз
Пасхальный концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2013. Конгаз
Пасхальный концерт 2013. Конгаз
Троицкий концерт 2001. Конгаз
Спроси у священника
32. Уважаемый отец Василий! Какие у Вас отношения с протоиереем Иоанном Лесниченко, клириком Комратской епархии РПЦ МП (Сергеенко Владимир)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Владимир!

Как священник, с Иоанном Лисниченко я не могу иметь каких-либо отношений, т.к. его действия конфликтуют с законами государства и догматами Церкви.

\Дело в том, что Лисниченко, а также его сослуживцы, священники Иоанн Кристев и благочинный Петр Келеш, имеют причастие к продаже здания и разорению имущества Воскресной школы с.Конгаз, являющихся собственностью прихожан Конгазской Церкви. Деньги, вырученные ими от продажи здания, безследно исчезли.  Подобные действия квалифицируются как хищение чужого имущества в особо крупных размерах и караются судами, как мирскими (сажают в тюрьму), так и церковными (лишают сана).

Следовательно, Лисниченко, Кристев и Келеш  Духом Святым лишены сана. Потому и я, как священник, не могу иметь с ними каких-либо священнических отношений.

В догматическом плане их нарушения еще более тяжкие, т.к. они совершили грехи святотатства и посягнули на имущество, посвященное Богу. Они поступили как вандалы, разрушив все приходские учреждения, которые строили для своих детей практически все христиане с. Конгаз, начиная с 1990г. по 2004год. Таким образом, эти люди, движимые духом наживы и обогащения, создают помехи для воцерковления наших детей и молодежи.

Ввиду того, что приходские учреждения Церкви с.Конгаз строились по решению Священного Синода РПЦ и по благословению епископа Викентия (Мораря), а также при участии и материальной поддержке епископа Доримедонта (Чекана), ныне покойного, следовательно, действия Лисниченко, Кристева и Келеша конфликтуют также и с решениями Священного Синода РПЦ и вышеназванных епископов, что еще более достоверно подтверждает тот факт, что они лишены священнического сана.

Отвечено 24.09.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
31. Мой муж постоянно врет. На этой почве у нас скандалы. Он неоднократно просил прощения... но врать не перестал. У меня нет сил, уже думаю о разводе. Что делать? (Елена)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемая Елена!

Судя по вопросу, у Вашего мужа духовная болезнь, связанная с нарушением 9-й заповеди.

Тот факт, что Вы не можете отучить его от вредной привычки, говорит о том, что Вы пытаетесь решить проблему мирским путем. В этом Ваша ошибка, т.к. мирских причин для патологического вранья так много, что в них не могут разобраться до конца даже психологи.

Путь к решению проблемы лежит через воцерковление Вашего мужа. Следовательно, попытайтесь его по-настоящему воцерковить. Если Вам это удастся, тогда он начнет каяться и работать над исправлением своего поведения. Если же он врет, посещая храм, значит у него истинного воцерковления не произошло. Скажите об этом Вашем духовнику.

Если же Ваш муж будет отказываться посещать храм, тогда есть другой вариант. Вы сами покайтесь в том, что ошиблись в выборе мужа. Начинайте просить Бога о  его исправлении, также подавайте в храме записки о его вразумлении.

Если и это не поможет, тогда смиряйтесь и принимайте его таким, как он есть.

Отвечено 28.07.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
30. Троицкий храм с.Конгаз очень процветает...как вы думаете, это хорошо? (Вадим Николаевич)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемые Вадим Николаевич!

Процветание храмов мы видим не только в Конгазе, но и в других селах Гагаузии. Само по себе это может и не плохо, однако, будет ли это оправдано Богом, я не знаю.

На мой взгляд, сегодня деньги должны расходоваться не на внешний блеск храмов, а на создание учреждений по воцерковлению детей и молодежи. Христианин, нерадеющий о воцерковлении своего ребенка, совершает грех жертвоприношения сатане, т.к. растит ребенка не для Бога, а для дьявола.

Ситуацию, которую мы видим сегодня в Святотроицком храме с. Конгаз, не может радовать, т.к. церковные учреждения, которые функционировали в Конгазе до церковного переворота в 2004году, сегодня ликвидированы, их имущество похищено и продано. Поэтому, внешний блеск этого храма не может радовать.

Отвечено 22.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
29. Уважаемые о.Василий. Какие у вас отношения с Троицким храмом с.Конгаз? (Вопрос задал Вадим Николаевич).

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Вадим Николаевич.

Мои отношения с Троицким храмом с.Конгаз самые прямые.

Во-первых, в нем меня крестили (в 1951г.). Во-вторых, этот храм построили мои предки (1883г.); В-третьих, в нем находили (и до сих пор находят) утешение многочисленные мои родственники, как кровные, так и духовные; В-четвертых, с 1989г. по настоящее время я являюсь служителем этого храма.

В 1990г. мне было дано послушание организатора работ приходских учреждений катехизисного и попечительского характера. В 1994г., после хиротонии, мне определили служить священником, а с 2000г. настоятелем этого храма.

В 2004г. на меня были наложены прещения (по причине клеветы благочинного), однако они не имеют силы, т.к. выходят за рамки церковных догматов. Следовательно, по Божиему определению, я продолжаю оставаться служителем Конгазского Святотроицкого храма, несмотря на то, что нахожусь в другом храме с.Конгаз - Покровском.

В личном плане мне хотелось бы уйти в сторону от Конгазского церковного конфликта, тем более что я уже пенсионер, однако сделать это нельзя до тех пор, пока не будут развязаны канонические, догматические и юридические узлы, связанные с этим конфликтом.

Отвечено 19.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
28. Недавно прочитал роман «Алхимик­» писателя Пауло Коэльо. Хотелось бы услышать, как вы ее видите ( меня интересует­ момент про "стезю"). (Петр, г. Киев)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Петр!

Роман "Алхимик" П.Коэльо построен на идее о "сверхвозможностях" человека. Суть ее в том, что якобы внутри  человека имеются какие-то скрытые силы. Раскрыв их, он смог бы сам, без помощи Бога, решить все проблемы своей жизни.

Идея не нова, и не принадлежит Коэльо. Подлинным ее автором является змей из Библии: "... И сказал змей жене: ... в день, в который вы вкусите их (запретных плодов), откроются глаза ваши, и вы будете как боги..."  (Быт., гл.3, ст. 4,5). Поверив змею, наши предки, вкусив запретных плодов, попытались "стать как боги..." Что из этого вышло, мы знаем из жития Адама и Евы.

Идею "сверхвозможностей" мы видим также в произведениях Гитлера, Ницше, Мегрэ, Хаббарда и др. Только пути их раскрытия у всех разные: у змея - "Вкушение запретных плодов"; у Мегрэ - "Слияние человека с природой" (движение анастасиевцев); у Гитлера -  "Развитие расы гениев путем соблюдения чистоты арийской крови"; у Ницше - "Разрушение в человеке твари, в целях создания из него творца (сверхчеловека)" и т.д.

Вернемся к Вашему вопросу. Момент "Стезя" из романа "Алхимик", который Вас интересует, является вариантом раскрытия "сверхвозможностей" разработки П.Коэльо. В романе Коэльо заворачивает сию идею в 3 оболочки: 1-я - сладкая, привлекательная притча; 2-я - эзотерика; 3-я - магия.

Суть "Стези" П.Коэльо раскрывает описанием приключений молодого человека Сантьяго, которому приснился сон, что он найдет сокровища возле египетских пирамид. Он идет к гадалке, чтобы та ему растолковала этот сон. Затем он встречает странного незнакомца, который советует Сантьяго отправляться в путь и дает ему два камешка. И на протяжении всей этой истории ведется внушение: «у каждого Своя Стезя» и "каждому следует идти Своей Стезей..." и т.д.

Раскрывая эту мысль, Коэльо превращает человека в идола. Он хочет, чтобы человек сам стал богом, мог владеть миром, знать все его тайны, совершать чудеса. Он считает, что «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

Подобные идеи св. отцы относили к духовным болезням, именуемым "прельщениями". Они чрезвычайно распространены в мире и крайне опасны, т.к по сути своей являются главным "догматом" антихристианства.

Отвечено 28.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
27. Скажите пожалуйста, возможно ли повторное венчание, если первый брак не состоялся и супруги расстались, и как правильно поступить, и что для этого нужно? (Светлана)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Второе венчание допускается, однако в духовном плане это болезненно. Поэтому, для правильного решения вопроса, Вам необходимо обратиться к священнику, у которого желаете повторно венчаться.

Священник должен расследовать обстоятельства, для выявления и устранения канонических препятствий для Вашего второго брака.  После этого, он даст Вам рекомендации, как дальше Вы должны действовать, чтобы создать нормальную семью.

Отвечено 13.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
26. Скажите, пожалуйста, брак с нелюбимым человеком - это грех? (Константин)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Константин!

Брак с нелюбимым человеком сам по себе не может быть грехом. Дело в том, что любовь - это обретаемое чувство. Поэтому супруги, даже если они и не имеют любви друг к другу, могут эту любовь обрести, причем без особого труда. Стоит только им этого захотеть. Отсутствие такого желания у супругов - это и есть настоящий грех, которого следует остерегаться, т.к. он может привести к конфликтам и разрушению семьи.

Следует сказать, что масскультура нынешнего века прививает людям (через телевидение и интернет) искаженные представления о любви. Суть этих искажений в том, что вместо любви человеку прививаются низменные инстинкты (половые влечения), на самом деле не имеющие к любви отношения. Подобная ложь - это настоящая трагедия, чреватая тяжелыми последствиями для всего человечества!

Отвечено: 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
25. Во "Второзаконии" сказано, чтобы не сотворяли кумиров, не изображали Бога. Тем не менее, мы видим как Бога рисуют, молятся иконам, целуют мощи святых, подобно идолам. Это же грех и похоже на язычество? (Виталий У.)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Виталий!

Вторая Заповедь запрещает делать изображения и поклоняться предметам, в которых люди вкладывают ложный духовный смысл. Сюда относятся языческие боги (Аполлон, Венера, Прометей, Зевс и др.);  предметы колдовства, суеверия, знахарства, гаданий, амулеты, талисманы, атрибуты фэньшуя, гороскопа, языческих верований и т.д.

Современные люди могут вкладывать ложный духовный смысл также и в телевизионные передачи, фильмы, зрелища, компьютерные игры, виртуальные развлечения и др. Подобные грехи чрезвычайно широко распространены. Об этом и говорится во 2-й Заповеди.

Что касается церковных предметов, запрет 2-й заповеди на них не распространяется, т.к. они имеют сакральное значение (в них вкладывается истинный духовный смысл). К ним относятся книги со Священными текстами, иконы, мощи, храмы и др.  В Ветхом Завете к ним относились скрижали, опресноки, Ковчег Завета, изображения Херувимов в Скинии Моисея и в Храме Соломона и др.

Чтобы легче разобраться в этих вопросах, приведем следующие примеры: можно ли сравнить изображение Христа распятого с изображением Аполлона? Или изображение Божией Матери с Младенцем в руках с изображением Венеры Милосской? Конечно же нельзя, т.к. это было бы величайшим кощунством!

Надо сказать, что Бога и Святых изображают не только Православные. Откроем книги и журналы баптистов, адвентистов, иеговистов и других христианских конфессий (практически всех!): там полно изображений Христа, пророков, апостолов, мучеников и иных святых.

Моисей, например, изображал в Скинии Херувимов (что на Небе верху), а Соломон изображал их в Храме. Неужели тогда их тоже можно считать идолопоклонниками? Конечно же нет, т.к. изображения и предметы, в которых кроется истинный духовный смысл, являются неотъемлемой частью истинной религии.

Возникает закономерный вопрос: Почему в таком случае христиане некоторых конфессий приписывают Православным нарушения 2-й Заповеди? Ответ простой: потому что эти конфессии отвергают церковную историю. Потому и сами заблуждаются, и других вводят в заблуждение.

Отвечено 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
24. Как относиться к мнению людей, которые утверждают, что религия - это управление человечеством? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Александр!

С позиций современного, искаженного понимания значения слова "религия" эти люди правы. Такая "религия" действительно является эффективным инструментом управления людьми. Механизм этого управления строится на том принципе, что поведение человека формируется через его дух (дух творит себе формы). Следовательно, формируя дух человека по заранее спланированному сценарию, можно управлять его поведением. Подобный метод управления людьми используется в мире очень широко. Люди, поверив лжи, следуют лжи и становятся рабами лжи. Тем самым они теряют свою истинную свободу, что приносит им неисчислимые беды и проблемы.

Причина столь печальному явлению - тотальное религиозное невежество.

Как сохранить себя от попадания в сети лжи и от подобного управления? Единственный вариант - разобраться в том, что такое истинная свобода и истинная религия. Однако, это уже другой вопрос.

Отвечено 23.11.2013г.


Вам помогла эта информация? Да Нет
23.Батюшка, как быть, когда перед Причастием дико хочется пить?! (я пью дегидратирующие лекарства). Что делать, подскажите! (Александр Л., Москва)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

По Вашему вопросу Вам лучше посоветоваться со священниками, у которых Вы причащаетесь. Это оптимальный вариант решения Вашего вопроса.

Отвечено 18.11.2013 г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
22.Каким образом и почему Церковь с.Конгаз купила здание Дома Культуры? (Николай Б.,с.Конгаз)

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Церковь с.Конгаз здание ДК не покупала. Здание купили прихожане в 2003г. и подарили его Церкви. Поясняем, каким образом и почему это было сделано?

В 1990г. по благословению вл.Викентия в нашем приходе открылись первые группы Воскресной школы. Для их нормальной работы и возникла необходимость в специальном здании.

Вначале здание Воскресной школы мы решили строить сами. Приобрели землю, купили стройматериалы. Однако, нашлись завистливые люди, которые позарились на эту землю. В 1997г., в целях ее кражи, организовали в нашем приходе смуту, под шум которой земля была украдена.

В 1999г. появилась возможность приобрести готовое здание за счет имущественных долей колхозников, прихожан Церкви. В то время колхоз расформировали и его имущество начали раздавать колхозникам. Люди, укравшие землю, снова вмешались, и здание было передано не нам, а другим.

Ввиду того, что не имея собственного здания, занятия Воскресной школы проводить очень трудно, прихожане приняли решение купить здание ДК и передать его Церкви: здание ДК было выставлено на аукционную продажу в 1999г. по решению Комратского Суда.

Для полной ясности этого, на первый взгляд, необычного процесса, объясняем его предысторию.

1).В 1968г. у Церкви отобрали часть двора, на котором колхоз построил Дом Культуры (в 20м. от алтаря) и Кинотеатр (в 40м. от притвора).

2).В 1995г. колхоз взял в банке деньги (6,5млн. лей) и здание ДК оформил как объект залога.

3).В 1999г. к-з расформировали, оба здания выставили на продажу. Кинотеатр купил частник. На ДК покупателя не было, потому его, как объект залога, передали банку.  

4). В 2001г. мы договорились с банком, и начали использовать здание ДК для нужд Церкви (до появления покупателя). В то время массовые мероприятия в ДК кроме Церкви не проводил никто.

5).В 2003г. стоимость продажи ДК снизили. Прихожане нашли деньги в долг, купили его и подарили Церкви. 

На момент покупки ДК в Церкви с.Конгаз работали более 20 учреждений для детей и молодежи. С приобретением здания мы решили вопрос их компактного размещения.

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
21. Почему Вы поливаете грязью Церковь, в котором были рукоположены? (Павел, Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемый Павел!

Тон твоих вопросов порождает встречные вопросы к тебе самому. Постарайся ответить на них самому себе, только по совести.

1.Где ты видел, слышал, или читал материалы, в которых мы обливали грязью Церковь? Смог бы ты показать нам один из таких материалов, или же назвать свидетеля, который бы это подтвердил?

2.О том, что второй приход Церкви в Конгазе является неправильным, незаконным, ты сам догадался, или тебе кто-то об этом сказал? 

3.Известны ли тебе подробности процессов, которые привели к его открытию? Смог бы ты лично доказать, что действия прихожан в этих процессах были ошибочными?

4.Чем тебя в личном плане раздражает появление нового прихода Церкви в Конгазе?

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
20. Священник, воспользовавшись исповедью женщины, начинает с ней блудить. Как вы думаете, рассказать это приходу, или молчать? (Петр Кириллович,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Петр Кириллович!

По деталям вопроса я догадываюсь, о ком конкретно Вы говорите. Я хорошо знаком с женщиной и со священником, которым Вы приписываете столь тяжелые грехи.

Весьма тронут Вашей ревностью о чистоте жизни церковной. Однако, свидетельствую о том, что отношения между персонажами Вашего вопроса абсолютно чистые, как и положено быть отношениям духовного отца с духовной дочерью. Потому и делаю вывод о том, что тревога Ваша ложная, не от Бога. 

Я бы посоветовал Вам большей сдержанности в подобных суждениях. Чтобы не повредить своему собственному спасению.

Отвечено 13.05.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
19. Люди других религий не живут по Библии и верят в иного Бога. Как Бог будет судить их? Говорят, не крещенный человек, не зависимо, правильно он живет или нет, все равно попадет в ад! Так оно или нет? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Согласно Библии, человек спасается только через Христа ( "Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9). Однако, нет прямых сведений о том, что спасутся только лишь те, кто узнали Христа, а те кто Его не узнали, непременно все погибнут. Какова участь людей, не принявших крещение, мы не можем знать. Скорее всего - это таинство, одному Богу известное.     

Также мы не можем однозначно ответить на вопросы о том, кто ближе к Богу: крещенный бандит, или не крещенный, хорошего поведения человек?

Отвечено 11.03.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
18.РПЦЗ – это трусы, бежавшие из страны. Назвали себя правильными и организовали свою церковь. Если бы РПЦЗ находилась на территории страны, подвластной Сталину и его преемникам, они не стали бы писать что-либо против него… Издали легче махать кулаками. (Павел,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Павел!

Не мы с тобой, а только Божий Суд может определить, кто более прав: люди, которые не пошли на соглашательство с богоборческой властью, или же люди, которые согласились мирно сосуществовать с ним. Более того, не только согласились, но даже и служили этой власти: работали на нее, восхваляли ее руководителей, принимали ее порядки и культуру...

Я бы не советовал тебе делать поспешных выводов об РПЦЗ и о тех событиях, которые происходили в то время.

Отвечено 18.02.2013г.

Отвечает наш читатель Аллинас

"Русская православная церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах." Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте. Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, «сергианство», экуменизм. Всегда с враждебностью относилась к «латинству» (католичеству). поэтому прежде чем бросаться подобными обвинениями ..."трусы, бежавшие из страны". почитал бы вначале историю, тогда бы узнал, что часть русского духовенства и монашества были изгнаны за пределы страны после революции 1917 года..

Отвечено 23.02.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Вопросы, еще не отвеченные

  • Уважаемый о.Василий!
    В чем была необходимость Вашего перехода из РПЦ в управление РПЦЗ?  И в чем, на ваш взгляд, отличия между вашим прошлым служением и нынешним? (Петр)

--------------------

  • 1. Зачем церковь пугает людей адом? Церковь не нашла других способов как клянчить у людей деньги?
  • 2. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что церковь - это бизнес.
  • 3. Во времена правления коммунистов было намного меньше грязных дел, чем сейчас в церкви.
  • 4. Да, я атеист, но тем не менее я не граблю, не убиваю, не осуждаю кого-то, не прелюбодействую..., т.к. прекрасно понимаю, что это может иметь отрицательные последствия для меня и для окружающих меня людей. (Вопросы задавал Варбан, атеист)

-------------------

  • Как стать воцерковлённым человеком? (Лариса)

--------------------

  • Каким образом в с. Конгаз появился Покровский приход, когда в селе всегда была одна Святотроицкая Церковь? (Мария Третьякова)

---------------------

  • Как на Ваш взгляд, есть ли жизнь на других планетах? (Александр)

--------------------

  • В начале Великого поста я соблюдаю "тримур" (пост, когда 3 дня ничего не кушают). В Москве ничего не знают о "тримуре". Скажите, говорится ли о посте "тримур" в Церковном Уставе, и как правильно его соблюдать?   (Валентина)

-------------------

  • Мир сходит с ума от патриотизма. И церковь тоже. Священники благословляют противоборствующие стороны на братоубийственную войну (на Украине, например, и в др. местах...). В новостях мы видим кадры с отрезанием голов и массовыми убийствами. Это подрывает и без того хрупкую веру в справедливость. Остается верить только самому себе. (Иван)

--------------------

  • Как Вы считаете, кому должна принадлежать Киево-Печерская лавра: Московской Патриархии, или неканоническому Киевскому Патриархату? (Петр)

--------------------

  • Батюшка , а какова вероятность того, что нам вернут Троицкий храм ? (Антон)

--------------------

  • 1. Почему мне стоит верить, что есть ад и рай? Ведь это всего лишь идея и пугалка для человечества.
  • 2. Идея православного христианства мне нравится. Но мне непонятно ради какого спасения я должен быть добрым, любить и так далее.
  • 3. Я всегда привожу пример робота и человека. Человек тоже создатель. Он придумал робота. Робот был придуман с определённой целью - чтобы выполнять ту или иную функцию. То есть у него есть предназначение определённое. Но никак не для ада или рая он был создан. Это же глупо...
  • 5. Так почему человек должен попасть в ад или рай? Зачем это Богу? Не вижу смысла в этом...
  • 6. Я верю, что Бог есть, но не в таком виде, как его нам предъявляет религия.
  • 7. Религия была придумана с одной целью - чтобы управлять человечеством! И чтобы на проповеди перед алтарём говорить за кого голосовать на выборах)) P.S.: Очень надеюсь, что вы не удалите мои вопросы и ответите на них.

(Вопросы задавал Валерий Бузинесский)

-------------------

  • В Святом Евангелии есть такие слова Спасителя: "Не возможно двум хозяевам служить одинаково. Ибо об одном будешь усердствовать, а о другом нерадеть". Ответьте: можно ли с одинаковым усердием служить Богу и семье, не нарушая Божьего закона?

Григорий Димогло.

 

Поиск по сайту
Наш баннер

Баннер 88x31

Православная гагаузия

Скачать баннер