МОЛИТВА РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ*** ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.
Церковный календарь
Церковные служения
Церковный язык Гагаузов
ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)
Последние 100 публикаций сайта

Вопрос вопросов: почему развалился СССР? Автор: Виктор Кириллов


Иногда кажется, что чем дальше от 1991 года мы живём, тем острее становятся споры о причинах распада Советского Союза. При желании любой человек без труда сможет найти в интернете сотни мнений о том, почему произошло так, а не иначе. Чаще всего такие мнения безапелляционны, однозначны и довольно эмоциональны. Но что же исследовательская литература? Неужели там нет адекватной экспертной оценки одному из ключевых событий XX века?

В поисках системного ответа VATNIKSTAN обратился к небольшой работе американского советолога Стивена Коэна, которая так и называется — «„Вопрос вопросов“: почему не стало Советского Союза?» (М., 2007). В ней автор довольно обстоятельно выделил основные версии причин распада СССР, которые присутствуют в научной и публицистической литературе, и проанализировал их. Попробуем привести его аргументы и дополнить их своими соображениями.

Версия 1. Неизбежность

Тезис. Кончина Советского Союза была «неизбежна», поскольку была «предопределена» неким неисправимым генетическим или врождённым дефектом.

По наблюдениям Коэна, это вообще довольно популярная версия, хотя, если попробовать разобрать её логически, выглядит она как религиозный постулат. Коммунизм априори не работает, революция 1917 года породила некий «первородный грех» советской системы, «многонациональные империи обречены», и прочее, и прочее. Забавно, что до распада Союза подобный тезис едва ли можно было встретить. Напротив, ещё в 1990 году многие воспринимали возможность крушения СССР как «немыслимое» событие.

США, к слову, начали свою историю с рабства — ужасного даже по меркам Нового времени явления, которое отнюдь не было чужеродной частью общественной системы. Некоторые экономические успехи государства (например, доходы от экспорта хлопка) были достигнуты благодаря рабовладению. Но рабство не стало «первородным грехом», его удалось преодолеть, сохранив при этом преемственность социально-политической системы, и сегодня многие воспринимают американское общество как образец демократии. Почему же такими «грехами» признают красный террор и сталинские репрессии?

Наиболее адекватная формулировка первой версии: советская система была нереформируемой, и потому неизбежно бы рухнула. Пример современного Китая говорит совсем о другом, хотя и там хватало своего «красного террора» в первые годы существования коммунистического режима, а нынешний коммунизм совсем не похож на марксистский образец. Тем не менее, полный слом системы — далеко не обязательный, заранее предопределённый итог.

Версия 2. Революция

Тезис. Система пала жертвой антисоветской народной революции снизу — демократической (в России) и/или национальной (в других советских республиках).

Безусловно, население СССР поддерживало демократические преобразования, которые шли в перестройку. Однако сказать, что в них видели «антисоветский» характер, нельзя. Опросы общественного мнения последних лет перестройки показывали, что основополагающие социалистические ценности большинство граждан не отрицало — в области тех же экономических реформ никто не ратовал за тотальную приватизацию и устранение государства из рыночных отношений. Не стоит забывать, что радикальные рыночные реформы начались в России уже после распада СССР. Мнение граждан о сохранении единого государства так же говорило в пользу советского строя. На знаменитом референдуме марта 1991 года три четверти проголосовавших высказались за сохранение Союза.

Быть может, Союз «растащило» на куски население окраин? Но и здесь — за исключением, разве что, Прибалтики и немного Закавказья — большинство граждан этого не хотело. Нередким аргументом в пользу версии является референдум декабря 1991 года на Украине, где около 90% высказались за независимость страны. Хотя ещё весной, на общесоюзном референдуме, примерно те же пропорциональные три четверти, что и по результатам со всего СССР, говорили об обратном. Мнение изменилось? У кого-то, возможно, да, но скорее всего, в эти годы в сознании людей спутались понятия «суверенитета» и «независимости». Суверенитета хотели многие, полного отделения — немногие. Процитируем Коэна:

«БОЛЕЕ ТОГО, КАК УТВЕРЖДАЕТ ЕЩЁ ОДИН АМЕРИКАНСКИЙ УЧЁНЫЙ, ОСНОВЫВАЯСЬ НА ДАННЫХ ГОЛОСОВАНИЯ, ВОПРОС РЕФЕРЕНДУМА БЫЛ СФОРМУЛИРОВАН НЕОПРЕДЕЛЁННО; ОТ УЧАСТНИКОВ ПРОСТО ТРЕБОВАЛОСЬ ОТВЕТИТЬ, ХОТЯТ ЛИ ОНИ „НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ“. ЕСЛИ БЫ БЫЛО СКАЗАНО, ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ ВЫХОД ИЗ СОЮЗА, ИТОГ ГОЛОСОВАНИЯ МОГ БЫ БЫТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНЫМ».

Версия 3. Экономика

Тезис. Основание советской системы оказалось подточено неработающей экономикой, что привело к экономическому коллапсу.

Действительно, всем запомнился экономический кризис 1990–1991 годов. Особенно этот аргумент любили использовать авторы и сторонники «шоковой терапии» — ельцинских экономических (так называемых «гайдаровских») реформ, хотя кризис, который спровоцировали они, кажется, запомнился ещё сильнее.

Разруха после Гражданской войны, кризисы нэпа и голод 1930-х годов почему-то не разрушили советскую экономику. Как и «Великая депрессия», параллельно шедшая в это время в мире, не привела к катастрофе в экономике капиталистической. Одним словом, кризис — это не обязательно свидетельство краха.

Да и полезно помнить, что кризис в начале 1990-х годов — не следствие традиционной плановой экономической модели. Он произошёл уже после нескольких лет экономических экспериментов перестройки, результаты которых были спорными, но на тот момент не катастрофичными. Пустые полки магазинов не вызвали голод, и никто не может предсказать наверняка, какие последствия ожидали бы перестроечную экономику в том виде, в котором она существовала на момент 1991 года. Вполне возможно, что кризис можно было преодолеть, если бы его не «добили» политически, раздробив единое экономическое пространство на 15 государств и перейдя к курсу более радикальных рыночных реформ.

Версия 4. Хаос и радикализм

Тезис. Постепенные преобразования, которые попытался проводить Горбачёв, вышли из-под контроля и, как не раз уже случалось в российской истории, пали жертвой национальной традиции максимализма, или экстремизма, разрушившей основания системы.

Здесь речь идёт о политическом радикализме, который якобы присущ русской истории в её поворотные моменты. Главным виновником в подобной версии чаще называют интеллигенцию. Неуёмная интеллигенция не смогла оценить Великие реформы Александра II и породила террористов. То же самое произошло с реформами Столыпина, которому нужно было дать двадцать спокойных лет. Большевики перекрыли возможность развития «февральской» демократии и разогнали Учредительное собрание. И так далее.

Коэн, довольно подробно расписываю эту версию, немного забывает о том, что важным элементом в ней является сама оценка реформ. В ряде случаев, как он справедливо замечает, реформы не воспринимаются злом — злом остаётся лишь разрушающий нигилизм. Под таким углом зрения горбачёвские реформы оцениваются довольно позитивно, и развал СССР напрямую не является их следствием. Но есть и другая точка зрения. Хаос и радикализм — естественное порождение самих реформ. Не надо направлять государственную машину туда, где она может рухнуть с обочины. Стало быть, и перестройка не является благом или компромиссом ни в каком виде.

Любопытно, что «интеллигентская» версия сама по себе является порождением интеллигентских умозаключений. Только от другой части интеллигенции. Одни публицисты, писатели и мыслители, ратующие за более традиционалистский взгляд на проблемы государства и реформ, обвиняют других публицистов, писателей и мыслителей в том, что те «раскачивают лодку». И та, и другая часть интеллигенции активно проявили себя в перестройку, а и их идейные наследники встречаются нам и сегодня.

Если мы берём наиболее «консервативный» взгляд на версию, согласно которой перестройка, порождающая хаос — это априорное зло, то естественным следствием из неё будет следующая версия, «лидерская».

Версия 5. Роль личности в истории

Тезис. Исчезновение Советского Союза — это классический пример решающей роли лидеров в истории, в данном случае, сначала Горбачёва, затем Ельцина.

Стивен Коэн склоняется к тому, что этот фактор имел большое значение, но при этом он склонен оправдывать Горбачёва в его перестроечной политике. (Возможно, здесь сказывается личное знакомство и даже дружба Коэна и Горбачёва.) Такая точка зрения имеет право на существование — Горбачёв не собирался расчленять страну и до самого конца пытался предотвратить её распад. Однако в ходе своей политической деятельности он старался избегать силовых методов решения проблем — как добавляет Коэн, «многие русские до сих пор жалеют, что он делал это не так часто и эффективно, как мог». Даже своего главного оппонента Ельцина Горбачёв не вытравил из политического поля, позволив демократическим путём добиться огромного политического влияния.

Результаты такой мягкости известны. Вот что пишет Коэн:

«КРАЙНИМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ЕЛЬЦИНСКОЙ ВОЛИ К ВЛАСТИ СТАЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ БЕЛОВЕЖСКИЙ COUP D’ETAT, НИЗВЕРГНУВШИЙ ТО, ЧТО, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ КРИЗИСЫ И ПОТЕРИ, ВСЁ ЕЩЁ ОСТАВАЛОСЬ ЯДЕРНОЙ СВЕРХДЕРЖАВОЙ С НАСЕЛЕНИЕМ ОКОЛО 250 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК.

<…>

НА ЭТОТ РОКОВОЙ ШАГ, КАК УВЕРЕНЫ МНОГИЕ РОССИЙСКИЕ И ЗАПАДНЫЕ АВТОРЫ, ЕЛЬЦИН ПОШЁЛ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГОРБАЧЁВА. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ БЫТЬ „ПЕРВЫМ“, НЕДОСТАТОЧНО БЫЛО БЫТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ ОДНОЙ ИЗ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК, ПУСКАЙ ДАЖЕ САМОЙ ВАЖНОЙ; ЕМУ НУЖЕН БЫЛ ГОРБАЧЁВСКИЙ КРЕМЛЬ — СРЕДОТОЧИЕ И СИМВОЛ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ».

Итак, даже если не считать Горбачёва осознанным уничтожителем СССР (версии о его шпионаже и подкупе оставим в стороне), именно он был инициатором перестроечного курса, именно благодаря его политике все те, кто подписал Беловежское соглашение и поддерживал его, оказались у власти. Тем не менее, видеть в истории только лишь игру нескольких выдающихся деятелей нам кажется неверным.

О конфликте Ельцина и Горбачёва в 1987 году читайте наш подробный материал «Борис Ельцин как глава Москвы и его скандальная речь».

Версия 6. Элитный сговор

Тезис. Распад Союза был «элитным» деянием, и, значит, объяснение нужно искать в поведении номенклатуры или отдельных её сегментов в конце 1980-х и начале 1990-х годов.

Последняя версия хорошо дополняет предыдущую. Тот же Ельцин не мог действовать сам по себе, а объяснить его успехи лишь тем, что «народ безмолвствовал», даже если был против, будет слишком просто. Огромная масса избранных депутатов Верховного Совета РСФСР почти единодушно ратифицировала Беловежское соглашение, и в этом действии, скорее всего, проявилась та же неприязнь к Горбачёву, которая была характерна для Ельцина. Даже один из депутатов коммунистов тогда воскликнул: «Слава Богу, эпоха Горбачёва на этом закончилась». Сыграла свою роль и путаница понятий суверенитета и независимости: многие могли и не догадываться, что Союз разваливается насовсем и навсегда, и никакое «Содружество независимых государств» его уже не вернёт.

Впрочем, это всё ситуативные вещи. Политическая элита была шире, чем один Верховный Совет. Гораздо большую роль сыграла хозяйственная номенклатура, которая осознавала, что перестройка с её демократическими процедурами может окончательно лишить её власти, и потому стоит конвертировать власть в собственность. А дальше эту версию можно осмыслять по-разному:

«ОДНИ ВИДЯТ В НЕЙ („НОМЕНКЛАТУРНОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ“. — РЕД.) ЗАКОНОМЕРНЫЙ ИТОГ ДЛИТЕЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА БОРЬБЫ СОВЕТСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ ЗА ПРЕВРАЩЕНИЕ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПРАВЯЩИЙ КЛАСС, ПО ПРАВУ ВЛАДЕЮЩИЙ ГИГАНТСКОЙ ГОССОБСТВЕННОСТЬЮ, КОТОРОЙ ОНИ ВСЕГДА ТОЛЬКО УПРАВЛЯЛИ, НО НЕ МОГЛИ НИ ИЗВЛЕКАТЬ ИЗ НЕЁ ПРИБЫЛЬ, НИ ПЕРЕДАВАТЬ ПО НАСЛЕДСТВУ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ ЛИХОРАДОЧНУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ СПОНТАННОЙ, НЕЗАПЛАНИРОВАННОЙ РЕАКЦИЕЙ НА УТРАТУ НОМЕНКЛАТУРОЙ ЕЁ ДОМИНИРУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ГОРБАЧЁВСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕФОРМ И НА ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ».

Интерпретация «элитной» версии как долгого процесса, начавшегося чуть ли не со смертью Сталина, всё чаще и чаще встречается в литературе. И, в целом, если рассматривать её среди шести перечисленных нами версий, она представляется наиболее системной и наименее политизированной.

Но всё же мы бы не советовали искать простых ответов. В распаде СССР сыграли свою роль многие факторы (в том числе расписанные выше), и подсчитать их в процентном отношении или же выделить длинную цепочку, где какой-то единственный фактор будет первопричиной, наверное, трудно. А это значит, что поиск ответов на «вопрос вопросов» будет продолжаться ещё очень долго.

https://www.vatnikstan.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Радио "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАГАУЗИЯ"
Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.
Рождественский концерт 2016. Конгаз.
Рождественский концерт 2015. Конгаз
Пасхальный концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2013. Конгаз
Пасхальный концерт 2013. Конгаз
Троицкий концерт 2001. Конгаз
Спроси у священника
32. Уважаемый отец Василий! Какие у Вас отношения с протоиереем Иоанном Лесниченко, клириком Комратской епархии РПЦ МП (Сергеенко Владимир)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Владимир!

Как священник, с Иоанном Лисниченко я не могу иметь каких-либо отношений, т.к. его действия конфликтуют с законами государства и догматами Церкви.

\Дело в том, что Лисниченко, а также его сослуживцы, священники Иоанн Кристев и благочинный Петр Келеш, имеют причастие к продаже здания и разорению имущества Воскресной школы с.Конгаз, являющихся собственностью прихожан Конгазской Церкви. Деньги, вырученные ими от продажи здания, безследно исчезли.  Подобные действия квалифицируются как хищение чужого имущества в особо крупных размерах и караются судами, как мирскими (сажают в тюрьму), так и церковными (лишают сана).

Следовательно, Лисниченко, Кристев и Келеш  Духом Святым лишены сана. Потому и я, как священник, не могу иметь с ними каких-либо священнических отношений.

В догматическом плане их нарушения еще более тяжкие, т.к. они совершили грехи святотатства и посягнули на имущество, посвященное Богу. Они поступили как вандалы, разрушив все приходские учреждения, которые строили для своих детей практически все христиане с. Конгаз, начиная с 1990г. по 2004год. Таким образом, эти люди, движимые духом наживы и обогащения, создают помехи для воцерковления наших детей и молодежи.

Ввиду того, что приходские учреждения Церкви с.Конгаз строились по решению Священного Синода РПЦ и по благословению епископа Викентия (Мораря), а также при участии и материальной поддержке епископа Доримедонта (Чекана), ныне покойного, следовательно, действия Лисниченко, Кристева и Келеша конфликтуют также и с решениями Священного Синода РПЦ и вышеназванных епископов, что еще более достоверно подтверждает тот факт, что они лишены священнического сана.

Отвечено 24.09.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
31. Мой муж постоянно врет. На этой почве у нас скандалы. Он неоднократно просил прощения... но врать не перестал. У меня нет сил, уже думаю о разводе. Что делать? (Елена)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемая Елена!

Судя по вопросу, у Вашего мужа духовная болезнь, связанная с нарушением 9-й заповеди.

Тот факт, что Вы не можете отучить его от вредной привычки, говорит о том, что Вы пытаетесь решить проблему мирским путем. В этом Ваша ошибка, т.к. мирских причин для патологического вранья так много, что в них не могут разобраться до конца даже психологи.

Путь к решению проблемы лежит через воцерковление Вашего мужа. Следовательно, попытайтесь его по-настоящему воцерковить. Если Вам это удастся, тогда он начнет каяться и работать над исправлением своего поведения. Если же он врет, посещая храм, значит у него истинного воцерковления не произошло. Скажите об этом Вашем духовнику.

Если же Ваш муж будет отказываться посещать храм, тогда есть другой вариант. Вы сами покайтесь в том, что ошиблись в выборе мужа. Начинайте просить Бога о  его исправлении, также подавайте в храме записки о его вразумлении.

Если и это не поможет, тогда смиряйтесь и принимайте его таким, как он есть.

Отвечено 28.07.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
30. Троицкий храм с.Конгаз очень процветает...как вы думаете, это хорошо? (Вадим Николаевич)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемые Вадим Николаевич!

Процветание храмов мы видим не только в Конгазе, но и в других селах Гагаузии. Само по себе это может и не плохо, однако, будет ли это оправдано Богом, я не знаю.

На мой взгляд, сегодня деньги должны расходоваться не на внешний блеск храмов, а на создание учреждений по воцерковлению детей и молодежи. Христианин, нерадеющий о воцерковлении своего ребенка, совершает грех жертвоприношения сатане, т.к. растит ребенка не для Бога, а для дьявола.

Ситуацию, которую мы видим сегодня в Святотроицком храме с. Конгаз, не может радовать, т.к. церковные учреждения, которые функционировали в Конгазе до церковного переворота в 2004году, сегодня ликвидированы, их имущество похищено и продано. Поэтому, внешний блеск этого храма не может радовать.

Отвечено 22.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
29. Уважаемые о.Василий. Какие у вас отношения с Троицким храмом с.Конгаз? (Вопрос задал Вадим Николаевич).

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Вадим Николаевич.

Мои отношения с Троицким храмом с.Конгаз самые прямые.

Во-первых, в нем меня крестили (в 1951г.). Во-вторых, этот храм построили мои предки (1883г.); В-третьих, в нем находили (и до сих пор находят) утешение многочисленные мои родственники, как кровные, так и духовные; В-четвертых, с 1989г. по настоящее время я являюсь служителем этого храма.

В 1990г. мне было дано послушание организатора работ приходских учреждений катехизисного и попечительского характера. В 1994г., после хиротонии, мне определили служить священником, а с 2000г. настоятелем этого храма.

В 2004г. на меня были наложены прещения (по причине клеветы благочинного), однако они не имеют силы, т.к. выходят за рамки церковных догматов. Следовательно, по Божиему определению, я продолжаю оставаться служителем Конгазского Святотроицкого храма, несмотря на то, что нахожусь в другом храме с.Конгаз - Покровском.

В личном плане мне хотелось бы уйти в сторону от Конгазского церковного конфликта, тем более что я уже пенсионер, однако сделать это нельзя до тех пор, пока не будут развязаны канонические, догматические и юридические узлы, связанные с этим конфликтом.

Отвечено 19.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
28. Недавно прочитал роман «Алхимик­» писателя Пауло Коэльо. Хотелось бы услышать, как вы ее видите ( меня интересует­ момент про "стезю"). (Петр, г. Киев)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Петр!

Роман "Алхимик" П.Коэльо построен на идее о "сверхвозможностях" человека. Суть ее в том, что якобы внутри  человека имеются какие-то скрытые силы. Раскрыв их, он смог бы сам, без помощи Бога, решить все проблемы своей жизни.

Идея не нова, и не принадлежит Коэльо. Подлинным ее автором является змей из Библии: "... И сказал змей жене: ... в день, в который вы вкусите их (запретных плодов), откроются глаза ваши, и вы будете как боги..."  (Быт., гл.3, ст. 4,5). Поверив змею, наши предки, вкусив запретных плодов, попытались "стать как боги..." Что из этого вышло, мы знаем из жития Адама и Евы.

Идею "сверхвозможностей" мы видим также в произведениях Гитлера, Ницше, Мегрэ, Хаббарда и др. Только пути их раскрытия у всех разные: у змея - "Вкушение запретных плодов"; у Мегрэ - "Слияние человека с природой" (движение анастасиевцев); у Гитлера -  "Развитие расы гениев путем соблюдения чистоты арийской крови"; у Ницше - "Разрушение в человеке твари, в целях создания из него творца (сверхчеловека)" и т.д.

Вернемся к Вашему вопросу. Момент "Стезя" из романа "Алхимик", который Вас интересует, является вариантом раскрытия "сверхвозможностей" разработки П.Коэльо. В романе Коэльо заворачивает сию идею в 3 оболочки: 1-я - сладкая, привлекательная притча; 2-я - эзотерика; 3-я - магия.

Суть "Стези" П.Коэльо раскрывает описанием приключений молодого человека Сантьяго, которому приснился сон, что он найдет сокровища возле египетских пирамид. Он идет к гадалке, чтобы та ему растолковала этот сон. Затем он встречает странного незнакомца, который советует Сантьяго отправляться в путь и дает ему два камешка. И на протяжении всей этой истории ведется внушение: «у каждого Своя Стезя» и "каждому следует идти Своей Стезей..." и т.д.

Раскрывая эту мысль, Коэльо превращает человека в идола. Он хочет, чтобы человек сам стал богом, мог владеть миром, знать все его тайны, совершать чудеса. Он считает, что «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

Подобные идеи св. отцы относили к духовным болезням, именуемым "прельщениями". Они чрезвычайно распространены в мире и крайне опасны, т.к по сути своей являются главным "догматом" антихристианства.

Отвечено 28.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
27. Скажите пожалуйста, возможно ли повторное венчание, если первый брак не состоялся и супруги расстались, и как правильно поступить, и что для этого нужно? (Светлана)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Второе венчание допускается, однако в духовном плане это болезненно. Поэтому, для правильного решения вопроса, Вам необходимо обратиться к священнику, у которого желаете повторно венчаться.

Священник должен расследовать обстоятельства, для выявления и устранения канонических препятствий для Вашего второго брака.  После этого, он даст Вам рекомендации, как дальше Вы должны действовать, чтобы создать нормальную семью.

Отвечено 13.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
26. Скажите, пожалуйста, брак с нелюбимым человеком - это грех? (Константин)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Константин!

Брак с нелюбимым человеком сам по себе не может быть грехом. Дело в том, что любовь - это обретаемое чувство. Поэтому супруги, даже если они и не имеют любви друг к другу, могут эту любовь обрести, причем без особого труда. Стоит только им этого захотеть. Отсутствие такого желания у супругов - это и есть настоящий грех, которого следует остерегаться, т.к. он может привести к конфликтам и разрушению семьи.

Следует сказать, что масскультура нынешнего века прививает людям (через телевидение и интернет) искаженные представления о любви. Суть этих искажений в том, что вместо любви человеку прививаются низменные инстинкты (половые влечения), на самом деле не имеющие к любви отношения. Подобная ложь - это настоящая трагедия, чреватая тяжелыми последствиями для всего человечества!

Отвечено: 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
25. Во "Второзаконии" сказано, чтобы не сотворяли кумиров, не изображали Бога. Тем не менее, мы видим как Бога рисуют, молятся иконам, целуют мощи святых, подобно идолам. Это же грех и похоже на язычество? (Виталий У.)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Виталий!

Вторая Заповедь запрещает делать изображения и поклоняться предметам, в которых люди вкладывают ложный духовный смысл. Сюда относятся языческие боги (Аполлон, Венера, Прометей, Зевс и др.);  предметы колдовства, суеверия, знахарства, гаданий, амулеты, талисманы, атрибуты фэньшуя, гороскопа, языческих верований и т.д.

Современные люди могут вкладывать ложный духовный смысл также и в телевизионные передачи, фильмы, зрелища, компьютерные игры, виртуальные развлечения и др. Подобные грехи чрезвычайно широко распространены. Об этом и говорится во 2-й Заповеди.

Что касается церковных предметов, запрет 2-й заповеди на них не распространяется, т.к. они имеют сакральное значение (в них вкладывается истинный духовный смысл). К ним относятся книги со Священными текстами, иконы, мощи, храмы и др.  В Ветхом Завете к ним относились скрижали, опресноки, Ковчег Завета, изображения Херувимов в Скинии Моисея и в Храме Соломона и др.

Чтобы легче разобраться в этих вопросах, приведем следующие примеры: можно ли сравнить изображение Христа распятого с изображением Аполлона? Или изображение Божией Матери с Младенцем в руках с изображением Венеры Милосской? Конечно же нельзя, т.к. это было бы величайшим кощунством!

Надо сказать, что Бога и Святых изображают не только Православные. Откроем книги и журналы баптистов, адвентистов, иеговистов и других христианских конфессий (практически всех!): там полно изображений Христа, пророков, апостолов, мучеников и иных святых.

Моисей, например, изображал в Скинии Херувимов (что на Небе верху), а Соломон изображал их в Храме. Неужели тогда их тоже можно считать идолопоклонниками? Конечно же нет, т.к. изображения и предметы, в которых кроется истинный духовный смысл, являются неотъемлемой частью истинной религии.

Возникает закономерный вопрос: Почему в таком случае христиане некоторых конфессий приписывают Православным нарушения 2-й Заповеди? Ответ простой: потому что эти конфессии отвергают церковную историю. Потому и сами заблуждаются, и других вводят в заблуждение.

Отвечено 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
24. Как относиться к мнению людей, которые утверждают, что религия - это управление человечеством? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Александр!

С позиций современного, искаженного понимания значения слова "религия" эти люди правы. Такая "религия" действительно является эффективным инструментом управления людьми. Механизм этого управления строится на том принципе, что поведение человека формируется через его дух (дух творит себе формы). Следовательно, формируя дух человека по заранее спланированному сценарию, можно управлять его поведением. Подобный метод управления людьми используется в мире очень широко. Люди, поверив лжи, следуют лжи и становятся рабами лжи. Тем самым они теряют свою истинную свободу, что приносит им неисчислимые беды и проблемы.

Причина столь печальному явлению - тотальное религиозное невежество.

Как сохранить себя от попадания в сети лжи и от подобного управления? Единственный вариант - разобраться в том, что такое истинная свобода и истинная религия. Однако, это уже другой вопрос.

Отвечено 23.11.2013г.


Вам помогла эта информация? Да Нет
23.Батюшка, как быть, когда перед Причастием дико хочется пить?! (я пью дегидратирующие лекарства). Что делать, подскажите! (Александр Л., Москва)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

По Вашему вопросу Вам лучше посоветоваться со священниками, у которых Вы причащаетесь. Это оптимальный вариант решения Вашего вопроса.

Отвечено 18.11.2013 г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
22.Каким образом и почему Церковь с.Конгаз купила здание Дома Культуры? (Николай Б.,с.Конгаз)

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Церковь с.Конгаз здание ДК не покупала. Здание купили прихожане в 2003г. и подарили его Церкви. Поясняем, каким образом и почему это было сделано?

В 1990г. по благословению вл.Викентия в нашем приходе открылись первые группы Воскресной школы. Для их нормальной работы и возникла необходимость в специальном здании.

Вначале здание Воскресной школы мы решили строить сами. Приобрели землю, купили стройматериалы. Однако, нашлись завистливые люди, которые позарились на эту землю. В 1997г., в целях ее кражи, организовали в нашем приходе смуту, под шум которой земля была украдена.

В 1999г. появилась возможность приобрести готовое здание за счет имущественных долей колхозников, прихожан Церкви. В то время колхоз расформировали и его имущество начали раздавать колхозникам. Люди, укравшие землю, снова вмешались, и здание было передано не нам, а другим.

Ввиду того, что не имея собственного здания, занятия Воскресной школы проводить очень трудно, прихожане приняли решение купить здание ДК и передать его Церкви: здание ДК было выставлено на аукционную продажу в 1999г. по решению Комратского Суда.

Для полной ясности этого, на первый взгляд, необычного процесса, объясняем его предысторию.

1).В 1968г. у Церкви отобрали часть двора, на котором колхоз построил Дом Культуры (в 20м. от алтаря) и Кинотеатр (в 40м. от притвора).

2).В 1995г. колхоз взял в банке деньги (6,5млн. лей) и здание ДК оформил как объект залога.

3).В 1999г. к-з расформировали, оба здания выставили на продажу. Кинотеатр купил частник. На ДК покупателя не было, потому его, как объект залога, передали банку.  

4). В 2001г. мы договорились с банком, и начали использовать здание ДК для нужд Церкви (до появления покупателя). В то время массовые мероприятия в ДК кроме Церкви не проводил никто.

5).В 2003г. стоимость продажи ДК снизили. Прихожане нашли деньги в долг, купили его и подарили Церкви. 

На момент покупки ДК в Церкви с.Конгаз работали более 20 учреждений для детей и молодежи. С приобретением здания мы решили вопрос их компактного размещения.

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
21. Почему Вы поливаете грязью Церковь, в котором были рукоположены? (Павел, Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемый Павел!

Тон твоих вопросов порождает встречные вопросы к тебе самому. Постарайся ответить на них самому себе, только по совести.

1.Где ты видел, слышал, или читал материалы, в которых мы обливали грязью Церковь? Смог бы ты показать нам один из таких материалов, или же назвать свидетеля, который бы это подтвердил?

2.О том, что второй приход Церкви в Конгазе является неправильным, незаконным, ты сам догадался, или тебе кто-то об этом сказал? 

3.Известны ли тебе подробности процессов, которые привели к его открытию? Смог бы ты лично доказать, что действия прихожан в этих процессах были ошибочными?

4.Чем тебя в личном плане раздражает появление нового прихода Церкви в Конгазе?

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
20. Священник, воспользовавшись исповедью женщины, начинает с ней блудить. Как вы думаете, рассказать это приходу, или молчать? (Петр Кириллович,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Петр Кириллович!

По деталям вопроса я догадываюсь, о ком конкретно Вы говорите. Я хорошо знаком с женщиной и со священником, которым Вы приписываете столь тяжелые грехи.

Весьма тронут Вашей ревностью о чистоте жизни церковной. Однако, свидетельствую о том, что отношения между персонажами Вашего вопроса абсолютно чистые, как и положено быть отношениям духовного отца с духовной дочерью. Потому и делаю вывод о том, что тревога Ваша ложная, не от Бога. 

Я бы посоветовал Вам большей сдержанности в подобных суждениях. Чтобы не повредить своему собственному спасению.

Отвечено 13.05.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
19. Люди других религий не живут по Библии и верят в иного Бога. Как Бог будет судить их? Говорят, не крещенный человек, не зависимо, правильно он живет или нет, все равно попадет в ад! Так оно или нет? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Согласно Библии, человек спасается только через Христа ( "Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9). Однако, нет прямых сведений о том, что спасутся только лишь те, кто узнали Христа, а те кто Его не узнали, непременно все погибнут. Какова участь людей, не принявших крещение, мы не можем знать. Скорее всего - это таинство, одному Богу известное.     

Также мы не можем однозначно ответить на вопросы о том, кто ближе к Богу: крещенный бандит, или не крещенный, хорошего поведения человек?

Отвечено 11.03.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
18.РПЦЗ – это трусы, бежавшие из страны. Назвали себя правильными и организовали свою церковь. Если бы РПЦЗ находилась на территории страны, подвластной Сталину и его преемникам, они не стали бы писать что-либо против него… Издали легче махать кулаками. (Павел,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Павел!

Не мы с тобой, а только Божий Суд может определить, кто более прав: люди, которые не пошли на соглашательство с богоборческой властью, или же люди, которые согласились мирно сосуществовать с ним. Более того, не только согласились, но даже и служили этой власти: работали на нее, восхваляли ее руководителей, принимали ее порядки и культуру...

Я бы не советовал тебе делать поспешных выводов об РПЦЗ и о тех событиях, которые происходили в то время.

Отвечено 18.02.2013г.

Отвечает наш читатель Аллинас

"Русская православная церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах." Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте. Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, «сергианство», экуменизм. Всегда с враждебностью относилась к «латинству» (католичеству). поэтому прежде чем бросаться подобными обвинениями ..."трусы, бежавшие из страны". почитал бы вначале историю, тогда бы узнал, что часть русского духовенства и монашества были изгнаны за пределы страны после революции 1917 года..

Отвечено 23.02.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Вопросы, еще не отвеченные

  • Уважаемый о.Василий!
    В чем была необходимость Вашего перехода из РПЦ в управление РПЦЗ?  И в чем, на ваш взгляд, отличия между вашим прошлым служением и нынешним? (Петр)

--------------------

  • 1. Зачем церковь пугает людей адом? Церковь не нашла других способов как клянчить у людей деньги?
  • 2. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что церковь - это бизнес.
  • 3. Во времена правления коммунистов было намного меньше грязных дел, чем сейчас в церкви.
  • 4. Да, я атеист, но тем не менее я не граблю, не убиваю, не осуждаю кого-то, не прелюбодействую..., т.к. прекрасно понимаю, что это может иметь отрицательные последствия для меня и для окружающих меня людей. (Вопросы задавал Варбан, атеист)

-------------------

  • Как стать воцерковлённым человеком? (Лариса)

--------------------

  • Каким образом в с. Конгаз появился Покровский приход, когда в селе всегда была одна Святотроицкая Церковь? (Мария Третьякова)

---------------------

  • Как на Ваш взгляд, есть ли жизнь на других планетах? (Александр)

--------------------

  • В начале Великого поста я соблюдаю "тримур" (пост, когда 3 дня ничего не кушают). В Москве ничего не знают о "тримуре". Скажите, говорится ли о посте "тримур" в Церковном Уставе, и как правильно его соблюдать?   (Валентина)

-------------------

  • Мир сходит с ума от патриотизма. И церковь тоже. Священники благословляют противоборствующие стороны на братоубийственную войну (на Украине, например, и в др. местах...). В новостях мы видим кадры с отрезанием голов и массовыми убийствами. Это подрывает и без того хрупкую веру в справедливость. Остается верить только самому себе. (Иван)

--------------------

  • Как Вы считаете, кому должна принадлежать Киево-Печерская лавра: Московской Патриархии, или неканоническому Киевскому Патриархату? (Петр)

--------------------

  • Батюшка , а какова вероятность того, что нам вернут Троицкий храм ? (Антон)

--------------------

  • 1. Почему мне стоит верить, что есть ад и рай? Ведь это всего лишь идея и пугалка для человечества.
  • 2. Идея православного христианства мне нравится. Но мне непонятно ради какого спасения я должен быть добрым, любить и так далее.
  • 3. Я всегда привожу пример робота и человека. Человек тоже создатель. Он придумал робота. Робот был придуман с определённой целью - чтобы выполнять ту или иную функцию. То есть у него есть предназначение определённое. Но никак не для ада или рая он был создан. Это же глупо...
  • 5. Так почему человек должен попасть в ад или рай? Зачем это Богу? Не вижу смысла в этом...
  • 6. Я верю, что Бог есть, но не в таком виде, как его нам предъявляет религия.
  • 7. Религия была придумана с одной целью - чтобы управлять человечеством! И чтобы на проповеди перед алтарём говорить за кого голосовать на выборах)) P.S.: Очень надеюсь, что вы не удалите мои вопросы и ответите на них.

(Вопросы задавал Валерий Бузинесский)

-------------------

  • В Святом Евангелии есть такие слова Спасителя: "Не возможно двум хозяевам служить одинаково. Ибо об одном будешь усердствовать, а о другом нерадеть". Ответьте: можно ли с одинаковым усердием служить Богу и семье, не нарушая Божьего закона?

Григорий Димогло.

 

Поиск по сайту
Наш баннер

Баннер 88x31

Православная гагаузия

Скачать баннер