МОЛИТВА РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ*** ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.
Церковный календарь
Церковные служения
Церковный язык Гагаузов
ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)
Последние 100 публикаций сайта

Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы

(В) Воскресная школа

2 марта 2013 года исполнилось 189 лет со дня рождения великого педагога, родоначальника русской научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Среди его трудов — работа по устройству и распространению воскресных школ, которые в XIX столетии были основным учреждением народного образования. В них люди любых сословий и разного возраста могли научиться грамоте, Закону Божию, получить начальные знания по истории и иным предметам. Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви специально для сайта Hramilii.ru подготовлена статья об истории воскресных школ и их современном развитии.

Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс

В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих жителей нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ.

Первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и появление их связано было прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования.

Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И. Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «воскресные школы — предмет необходимости».

 

Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая форма обучения стала привлекать все большее число учащихся, и к началу 60-х годов того столетия воскресные школы были организованы не только в столичных и губернских городах, но и в уездных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен.

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству. В сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, издало распоряжение о предоставлении им помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам. Надо отметить, что учредители и преподаватели этих школ в большинстве своем принадлежали к учебному ведомству министерства.

Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д. Ушинским.

Известно, что занятия как в светских, так и в духовных заведениях того времени носили в большей мере образовательный характер, нежели воспитательный. Это подталкивало ученых-педагогов к поискам новых путей в распространении веры и грамотности, в том числе и в воскресных школах. Статья К.Д. Ушинского «Воскресные школы», напечатанная в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году, обобщила и систематизировала имевшиеся знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века, при этом автор акцентировал внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. Так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы.

К.Д. Ушинский формулирует и важнейшие задачи, которые ставит перед собой сама воскресная школа, а именно: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба».

Очевидно, что без четко продуманной программы реализация таких задач была бы невозможна. В связи с этим К.Д. Ушинский предлагает «во-первых, преподавателю с большой осторожностью относиться к выбору предметов, подходя к нему с особым вниманием; во-вторых, предметы бесед с учащимися выбирать заранее и распределять на весь учебный год, при этом согласовав их с распорядителями школ».

Что касается самих предметов и бесед, то К.Д. Ушинским рекомендовано в его статье «Воскресные школы» восемь тем:

  1. Главнейшие события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории Церкви, главнейшие священнодействия и обряды богослужения, главнейшие нравственные обязанности всякого человека.
  2. Крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской Церкви.
  3. Главные физические явления: ночь, день, четыре времени года, дождь, снег, гром и так далее.
  4. Различие главнейших пород животных.
  5. Умственное счисление, знакомство с главнейшими геометрическими формами и свойствами этих форм, наглядное решение геометрических теорем.
  6. Рисовка преимущественно с натуры.
  7. Знакомство с различными ремесленными производствами.
  8. Ознакомление с главнейшими техническими изобретениями с помощью моделей и картин.

Нравственное значение воскресных школ было бы несправедливо недооценивать. Во-первых, они позволяли ученикам «проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково».

Во-вторых, эти учебные заведения давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными.

Именно воскресная школа давала понять, например, рабочему человеку преимущество образования. «Ведь только просвещенный религией и образованием человек, — писал К.Д. Ушинский, — составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство».

Церковно-приходская (воскресная) школа: новые возможности

В конце XX века на приходах Русской Православной Церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. Таким образом возникла определенная форма работы с детьми и молодежью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковно-приходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними же закрепилось и второе название — воскресные школы. Постепенно стало понятно, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.

Сегодня церковно-приходская (воскресная) школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.

Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:

  • катехизическое; главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;

  • культурно-просветительское, в рамках которого интегрируется просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;

  • социальное, которое призвано способствовать взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);

  • военно-спортивное — способствует морально-волевому и физическому развитию;

  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);

  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

Утвержденные Священным Синодом документы призваны способствовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Главным новаторством документов является выстроенная типологизация воскресных школ:

  • Воскресная учебно-воспитательная группа;

  • Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;

  • Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности).

Приведенные типы воскресных школ имеют свои отличия и в той или иной мере подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению, к учебно-воспитательной деятельности — ее результатам, организации, структуре и содержанию программы, ее информационному оснащению и так далее.

Отдельного внимания заслуживает третий тип — Центр духовно-нравственного воспитания. Это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования. В ряде епархий и митрополий уже есть воскресные школы, которые прошли процесс государственного лицензирования и получили соответствующий статус (например, в Тамбовской митрополии). Государственное лицензирование позволяет воскресным школам преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преференций: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов.

Одним из ярких примеров реорганизации воскресной школы в православный центр является школа, созданная в октябре 1991 года при московском храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия Бреева. В январе 1996 года на базе действующей воскресной школы был учрежден и юридически оформлен Православный центр «Живоносный Источник» в Царицыно, в состав которого школа вошла как главное структурное звено. Важным шагом в создании школы стала разработка ее концепции. Главная цель деятельности педагогов была сформулирована как «формирование произволения ко спасению у детей и взрослых, духовное обновление и развитие личности учащихся, приводящее к способности созидать свою семью как «домашнюю церковь», оказание помощи родителям в христианском воспитании детей».

Концепция деятельности воскресной школы «Живоносный Источник» существенно трансформировала ее облик: из традиционной детской школы она была постепенно преобразована в школу семейную. Родственники по крови только тогда становятся настоящей семьей, когда становятся близки друг другу духовно, а это требует постоянных духовных и творческих усилий, направленных на поддержание единства и целостности семьи как «домашней церкви».

Усилия педагогов воскресной школы направлены на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании своих родителей и необходимости послушания им, а у родителей, в свою очередь, — осознание необходимости создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей. Именно в этих движениях душ детей и родителей, направленных с помощью благодати Божией навстречу друг другу, и должно происходить духовно-нравственное укрепление семьи. Активное содействие этому созидательному процессу стало главной целью деятельности педагогов воскресной школы «Живоносный Источник».

Внимания заслуживает и опыт воскресной школы храма Рождества Христова в Чернево (район Южное Бутово города Москвы). В 2012 году школе исполнилось 15 лет. Организована она было трудами настоятеля храма протоиерея Игоря Федорова и его ныне почившей супруги отца Игоря матушки Ирины.

«Школа не всегда располагалась в одном и том же помещении, — рассказывает директор школы Галина Алексеевна Горай. — Первоначально для занятий договаривались с директорами общеобразовательных школ о предоставлении нам помещений для занятий. В одной из них нам выделили комнату для рекреации, зал и два класса. Но число детей быстро увеличивалось, и в этом помещении нам стало тесно. Мы перешли в следующую школу, №1863, где в наше распоряжение предоставили девять классов, две рекреационные комнаты и зал. Отношения с директорами складывались прекрасные, а дети этих общеобразовательных школ с радостью посещали наши занятия. Со временем усердием отца Игоря на территории храма Рождества Христова для воскресной школы было выстроено свое здание, в него мы и переехали. Но численность учащихся все увеличивалась. Приходится учиться в две смены: в воскресенье и в субботу. Но несмотря на некоторые трудности, никто не уходит! Говорят: "В тесноте, да не в обиде". Сейчас планируется постройка нового здания для воскресной школы. В нем необходимо расположить не менее десяти классов, музыкальный и физкультурный залы, методический кабинет, библиотеку, мастерские. Все должно способствовать еще большему развитию учебного процесса».

Как рассказала Г.А. Горай, в школе дети с шестилетнего возраста занимаются в подготовительной группе; далее они проходят обучение с первого по восьмой класс. Преподаются такие предметы, как Закон Божий, основы святости, церковнославянский язык, литургика, краеведение, изобразительное искусство, хореография, фольклор. Дополнительно дети могут посещать театральную и хоровую студии, заниматься английским языком, лепкой, росписью по дереву и ткани (мастерская «Батик»), осваивать военно-патриотическое дело (проводятся занятия по боевому самбо), обучаться игре на классической гитаре. Окончив восемь классов, ребята сдают экзамены и получают аттестаты.

«Для успешного обучения ребенка, — продолжает директор воскресной школы, — прежде всего, я думаю, нужна добросовестная и согласованная работа священнослужителей, педагогов, детей и родителей, личная заинтересованность каждого в своем деле и личная ответственность за него. Педагоги школы благословляются священниками, священнослужители, помимо своей основной пастырской деятельности, являются также и педагогами (преподают некоторые предметы), родители не только помогают педагогам в обучении детей, но и сами с удовольствием обучаются в классах для взрослых».

Она сообщила, что от преподавателей требуется тщательная подготовка к каждому занятию; обязательным является составление плана и конспекта урока, подбор игр, музыкального сопровождения, иллюстративного материала, видеофильмов, оформление стенда и листовок для родителей. На специальном стенде для родителей отражаются тема занятия, его краткое содержание и вопросник, ознакомившись с которыми, можно по дороге домой обсудить с ребенком изложенный материал, что помогает его лучше усвоить. В разделе «Читаем вместе» приводится также список рекомендуемой литературы. Наряду со стендом, аналогичная информация содержится и в листовках, раздаваемых родителям.

Как рассказала директор школы, в учебном заведении принят свой «Кодекс педагогической этики». Среди его «заповедей»: «не готовься к урокам всуе»; «не убивай учебное время попусту, так как уроки быстро заканчиваются»; «не завидуй знаниям и мастерству священников и других преподавателей: учись у них и накапливай свой личный опыт»; «почитай отца и мать каждого ученика».

Родители всегда могут ближе ознакомиться с содержанием уроков воскресной школы — все занятия являются открытыми. Родственники учеников имеют возможность присутствовать на этих занятиях, а могут пойти и на свои собственные уроки: после общего молебна перед началом обучения для взрослых проводятся занятия по Закону Божию, христианской этике (эти предметы преподают священники храма Рождества Христова), иконоведению.

Священники, дети, родители, преподаватели и директор вместе посещают святые места, организуют различные праздники, проводят время на природе. В конце каждого месяца в школе поздравляют детей с именинами: выпекают для них праздничный пирог и дарят им подарки.

«Только создавая благоприятную обстановку внутри школы, можно достигнуть цели — воспитать нравственного, разумного трудолюбивого, православного человека в современных непростых условиях, научить ребят отличать плохое от хорошего, правильно относиться друг к другу, почитать старших, помогать младшим. И если дети начинают это понимать, для нас это — высшая награда!» — считает Г.А. Горай.

К вопросу о лицензировании воскресных школ

Что касается лицензирования воскресной школы, то помочь директорам воскресных школ может пособие «Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ. Часть I. Нормативно-правовое обеспечение, инструктивно-методические рекомендации, образцы документов» (авторы-составители: протоиерей Игорь Груданов, Шиняева Н. А., Попова А. А./ Тамбовская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2010 г.).

Пособие содержит перечень основных нормативных документов, регламентирующих лицензирование и финансирование образовательной деятельности Центров духовно-нравственного воспитания (документы федерального и регионального уровня), порядок получения лицензии, инструктивно-методические рекомендации настоятелю храма для получения лицензии на образовательную деятельность воскресной школы, образцы необходимых заявлений, справок, договоров, образец составления учебного плана, который отражает направления, цели, задачи и принципы деятельности воскресной школы.

Одним из первых условий создания Центра духовно-нравственного воспитания является не только наличие собственного помещения, но и наличие устава (типовой образец его также был утвержден 25 декабря 2012 года). Следующим шагом для учредителей и директора должно стать материально-техническое обеспечение помещений: подготовка классов, закупка необходимого оборудования, устройство гардеробной комнаты, учительского кабинета, санузла, собственной библиотеки и так далее.

При соблюдении перечисленных условий директор собирает необходимый пакет документов для передачи в местные органы управления образования. Если необходима консультация или юридическая помощь, можно обратиться в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, специалисты которого помогут с подготовкой необходимой документации, подробно объяснят этапы прохождения лицензирования.

После предоставления всех необходимых и грамотно составленных документов областное управление образования и науки выдает лицензию, дающую право на ведение образовательной деятельности, что помогает сотрудничать со светскими образовательными учреждениями, развивать систему духовно-нравственного воспитания и образования, организовывать систему культурной и досуговой деятельности учащихся.

После принятия Священным Синодом документов, регламентирующих деятельность воскресных школ: Положения, Типового устава и Стандарта учебно-воспитательной деятельности, задачи, связанные с их организацией, значительно упростились.

Есть ориентиры, выбор, примеры удачного опыта и программы, есть желание детей и родителей, возможность найти заинтересованных педагогов — профессионалов своего дела, есть благословение Священноначалия, выражающее волю Божию о развитии православного образования, и каждый приход может и должен найти свое место в этой общецерковной системе.

Комментарий юриста:

Действующее национальное законодательство, так же, как и нормативные акты Русской Православной Церкви, в настоящее время не содержит такого понятия, как «церковно-приходская школа». Образовательные организации должны содержать в своем названии указание на тип образовательных программ, которые ими реализуются (общеобразовательные организации, организации дополнительного образования и т.д.). Общеобразовательные организации, помимо указания на тип реализуемых программ, могут иметь любые наименования и названия, например, «гимназия "Эллада"», «Радонеж», «церковно-приходская школа».

Но в указанном случае церковно-приходская школа будет всего лишь названием, а не отдельным типом образовательной организации и даже не специальным названием, поскольку не несет никакой юридической нагрузки. Согласно действующему законодательству, а также Положению о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви, утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, значение имеет лишь наличие у православной школы конфессионального представления Русской Православной Церкви, а название и состав учредителей может быть любым.

Образовательную деятельность возможно осуществлять только на основании лицензии, поэтому деятельность воскресных школ не рассматривается как образовательная, а является «обучением религии» — термин, содержащийся в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Те воскресные школы, которые в состоянии обеспечить соблюдение условий, необходимых для получения образовательной лицензии, регистрируются как организации дополнительного образования. Рекомендованное для них название — центр духовно-нравственного развития.

Деятельность православных общеобразовательных школ, центров духовно-нравственного развития и воскресных школ (то есть всех видов организаций, осуществляющих сегодня религиозное обучение и воспитание несовершеннолетних) достаточно полно и подробно регламентирована уже действующими актами Русской Православной Церкви: Положением о выдаче конфессионального представления, Стандартом православного компонента начального общего, среднего общего,общего (полного) образования и приложениями к нему, Положением о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

Патриархия.ru

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Радио "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАГАУЗИЯ"
Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.
Рождественский концерт 2016. Конгаз.
Рождественский концерт 2015. Конгаз
Пасхальный концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2013. Конгаз
Пасхальный концерт 2013. Конгаз
Троицкий концерт 2001. Конгаз
Спроси у священника
32. Уважаемый отец Василий! Какие у Вас отношения с протоиереем Иоанном Лесниченко, клириком Комратской епархии РПЦ МП (Сергеенко Владимир)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Владимир!

Как священник, с Иоанном Лисниченко я не могу иметь каких-либо отношений, т.к. его действия конфликтуют с законами государства и догматами Церкви.

\Дело в том, что Лисниченко, а также его сослуживцы, священники Иоанн Кристев и благочинный Петр Келеш, имеют причастие к продаже здания и разорению имущества Воскресной школы с.Конгаз, являющихся собственностью прихожан Конгазской Церкви. Деньги, вырученные ими от продажи здания, безследно исчезли.  Подобные действия квалифицируются как хищение чужого имущества в особо крупных размерах и караются судами, как мирскими (сажают в тюрьму), так и церковными (лишают сана).

Следовательно, Лисниченко, Кристев и Келеш  Духом Святым лишены сана. Потому и я, как священник, не могу иметь с ними каких-либо священнических отношений.

В догматическом плане их нарушения еще более тяжкие, т.к. они совершили грехи святотатства и посягнули на имущество, посвященное Богу. Они поступили как вандалы, разрушив все приходские учреждения, которые строили для своих детей практически все христиане с. Конгаз, начиная с 1990г. по 2004год. Таким образом, эти люди, движимые духом наживы и обогащения, создают помехи для воцерковления наших детей и молодежи.

Ввиду того, что приходские учреждения Церкви с.Конгаз строились по решению Священного Синода РПЦ и по благословению епископа Викентия (Мораря), а также при участии и материальной поддержке епископа Доримедонта (Чекана), ныне покойного, следовательно, действия Лисниченко, Кристева и Келеша конфликтуют также и с решениями Священного Синода РПЦ и вышеназванных епископов, что еще более достоверно подтверждает тот факт, что они лишены священнического сана.

Отвечено 24.09.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
31. Мой муж постоянно врет. На этой почве у нас скандалы. Он неоднократно просил прощения... но врать не перестал. У меня нет сил, уже думаю о разводе. Что делать? (Елена)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемая Елена!

Судя по вопросу, у Вашего мужа духовная болезнь, связанная с нарушением 9-й заповеди.

Тот факт, что Вы не можете отучить его от вредной привычки, говорит о том, что Вы пытаетесь решить проблему мирским путем. В этом Ваша ошибка, т.к. мирских причин для патологического вранья так много, что в них не могут разобраться до конца даже психологи.

Путь к решению проблемы лежит через воцерковление Вашего мужа. Следовательно, попытайтесь его по-настоящему воцерковить. Если Вам это удастся, тогда он начнет каяться и работать над исправлением своего поведения. Если же он врет, посещая храм, значит у него истинного воцерковления не произошло. Скажите об этом Вашем духовнику.

Если же Ваш муж будет отказываться посещать храм, тогда есть другой вариант. Вы сами покайтесь в том, что ошиблись в выборе мужа. Начинайте просить Бога о  его исправлении, также подавайте в храме записки о его вразумлении.

Если и это не поможет, тогда смиряйтесь и принимайте его таким, как он есть.

Отвечено 28.07.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
30. Троицкий храм с.Конгаз очень процветает...как вы думаете, это хорошо? (Вадим Николаевич)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемые Вадим Николаевич!

Процветание храмов мы видим не только в Конгазе, но и в других селах Гагаузии. Само по себе это может и не плохо, однако, будет ли это оправдано Богом, я не знаю.

На мой взгляд, сегодня деньги должны расходоваться не на внешний блеск храмов, а на создание учреждений по воцерковлению детей и молодежи. Христианин, нерадеющий о воцерковлении своего ребенка, совершает грех жертвоприношения сатане, т.к. растит ребенка не для Бога, а для дьявола.

Ситуацию, которую мы видим сегодня в Святотроицком храме с. Конгаз, не может радовать, т.к. церковные учреждения, которые функционировали в Конгазе до церковного переворота в 2004году, сегодня ликвидированы, их имущество похищено и продано. Поэтому, внешний блеск этого храма не может радовать.

Отвечено 22.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
29. Уважаемые о.Василий. Какие у вас отношения с Троицким храмом с.Конгаз? (Вопрос задал Вадим Николаевич).

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Вадим Николаевич.

Мои отношения с Троицким храмом с.Конгаз самые прямые.

Во-первых, в нем меня крестили (в 1951г.). Во-вторых, этот храм построили мои предки (1883г.); В-третьих, в нем находили (и до сих пор находят) утешение многочисленные мои родственники, как кровные, так и духовные; В-четвертых, с 1989г. по настоящее время я являюсь служителем этого храма.

В 1990г. мне было дано послушание организатора работ приходских учреждений катехизисного и попечительского характера. В 1994г., после хиротонии, мне определили служить священником, а с 2000г. настоятелем этого храма.

В 2004г. на меня были наложены прещения (по причине клеветы благочинного), однако они не имеют силы, т.к. выходят за рамки церковных догматов. Следовательно, по Божиему определению, я продолжаю оставаться служителем Конгазского Святотроицкого храма, несмотря на то, что нахожусь в другом храме с.Конгаз - Покровском.

В личном плане мне хотелось бы уйти в сторону от Конгазского церковного конфликта, тем более что я уже пенсионер, однако сделать это нельзя до тех пор, пока не будут развязаны канонические, догматические и юридические узлы, связанные с этим конфликтом.

Отвечено 19.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
28. Недавно прочитал роман «Алхимик­» писателя Пауло Коэльо. Хотелось бы услышать, как вы ее видите ( меня интересует­ момент про "стезю"). (Петр, г. Киев)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Петр!

Роман "Алхимик" П.Коэльо построен на идее о "сверхвозможностях" человека. Суть ее в том, что якобы внутри  человека имеются какие-то скрытые силы. Раскрыв их, он смог бы сам, без помощи Бога, решить все проблемы своей жизни.

Идея не нова, и не принадлежит Коэльо. Подлинным ее автором является змей из Библии: "... И сказал змей жене: ... в день, в который вы вкусите их (запретных плодов), откроются глаза ваши, и вы будете как боги..."  (Быт., гл.3, ст. 4,5). Поверив змею, наши предки, вкусив запретных плодов, попытались "стать как боги..." Что из этого вышло, мы знаем из жития Адама и Евы.

Идею "сверхвозможностей" мы видим также в произведениях Гитлера, Ницше, Мегрэ, Хаббарда и др. Только пути их раскрытия у всех разные: у змея - "Вкушение запретных плодов"; у Мегрэ - "Слияние человека с природой" (движение анастасиевцев); у Гитлера -  "Развитие расы гениев путем соблюдения чистоты арийской крови"; у Ницше - "Разрушение в человеке твари, в целях создания из него творца (сверхчеловека)" и т.д.

Вернемся к Вашему вопросу. Момент "Стезя" из романа "Алхимик", который Вас интересует, является вариантом раскрытия "сверхвозможностей" разработки П.Коэльо. В романе Коэльо заворачивает сию идею в 3 оболочки: 1-я - сладкая, привлекательная притча; 2-я - эзотерика; 3-я - магия.

Суть "Стези" П.Коэльо раскрывает описанием приключений молодого человека Сантьяго, которому приснился сон, что он найдет сокровища возле египетских пирамид. Он идет к гадалке, чтобы та ему растолковала этот сон. Затем он встречает странного незнакомца, который советует Сантьяго отправляться в путь и дает ему два камешка. И на протяжении всей этой истории ведется внушение: «у каждого Своя Стезя» и "каждому следует идти Своей Стезей..." и т.д.

Раскрывая эту мысль, Коэльо превращает человека в идола. Он хочет, чтобы человек сам стал богом, мог владеть миром, знать все его тайны, совершать чудеса. Он считает, что «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

Подобные идеи св. отцы относили к духовным болезням, именуемым "прельщениями". Они чрезвычайно распространены в мире и крайне опасны, т.к по сути своей являются главным "догматом" антихристианства.

Отвечено 28.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
27. Скажите пожалуйста, возможно ли повторное венчание, если первый брак не состоялся и супруги расстались, и как правильно поступить, и что для этого нужно? (Светлана)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Второе венчание допускается, однако в духовном плане это болезненно. Поэтому, для правильного решения вопроса, Вам необходимо обратиться к священнику, у которого желаете повторно венчаться.

Священник должен расследовать обстоятельства, для выявления и устранения канонических препятствий для Вашего второго брака.  После этого, он даст Вам рекомендации, как дальше Вы должны действовать, чтобы создать нормальную семью.

Отвечено 13.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
26. Скажите, пожалуйста, брак с нелюбимым человеком - это грех? (Константин)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Константин!

Брак с нелюбимым человеком сам по себе не может быть грехом. Дело в том, что любовь - это обретаемое чувство. Поэтому супруги, даже если они и не имеют любви друг к другу, могут эту любовь обрести, причем без особого труда. Стоит только им этого захотеть. Отсутствие такого желания у супругов - это и есть настоящий грех, которого следует остерегаться, т.к. он может привести к конфликтам и разрушению семьи.

Следует сказать, что масскультура нынешнего века прививает людям (через телевидение и интернет) искаженные представления о любви. Суть этих искажений в том, что вместо любви человеку прививаются низменные инстинкты (половые влечения), на самом деле не имеющие к любви отношения. Подобная ложь - это настоящая трагедия, чреватая тяжелыми последствиями для всего человечества!

Отвечено: 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
25. Во "Второзаконии" сказано, чтобы не сотворяли кумиров, не изображали Бога. Тем не менее, мы видим как Бога рисуют, молятся иконам, целуют мощи святых, подобно идолам. Это же грех и похоже на язычество? (Виталий У.)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Виталий!

Вторая Заповедь запрещает делать изображения и поклоняться предметам, в которых люди вкладывают ложный духовный смысл. Сюда относятся языческие боги (Аполлон, Венера, Прометей, Зевс и др.);  предметы колдовства, суеверия, знахарства, гаданий, амулеты, талисманы, атрибуты фэньшуя, гороскопа, языческих верований и т.д.

Современные люди могут вкладывать ложный духовный смысл также и в телевизионные передачи, фильмы, зрелища, компьютерные игры, виртуальные развлечения и др. Подобные грехи чрезвычайно широко распространены. Об этом и говорится во 2-й Заповеди.

Что касается церковных предметов, запрет 2-й заповеди на них не распространяется, т.к. они имеют сакральное значение (в них вкладывается истинный духовный смысл). К ним относятся книги со Священными текстами, иконы, мощи, храмы и др.  В Ветхом Завете к ним относились скрижали, опресноки, Ковчег Завета, изображения Херувимов в Скинии Моисея и в Храме Соломона и др.

Чтобы легче разобраться в этих вопросах, приведем следующие примеры: можно ли сравнить изображение Христа распятого с изображением Аполлона? Или изображение Божией Матери с Младенцем в руках с изображением Венеры Милосской? Конечно же нельзя, т.к. это было бы величайшим кощунством!

Надо сказать, что Бога и Святых изображают не только Православные. Откроем книги и журналы баптистов, адвентистов, иеговистов и других христианских конфессий (практически всех!): там полно изображений Христа, пророков, апостолов, мучеников и иных святых.

Моисей, например, изображал в Скинии Херувимов (что на Небе верху), а Соломон изображал их в Храме. Неужели тогда их тоже можно считать идолопоклонниками? Конечно же нет, т.к. изображения и предметы, в которых кроется истинный духовный смысл, являются неотъемлемой частью истинной религии.

Возникает закономерный вопрос: Почему в таком случае христиане некоторых конфессий приписывают Православным нарушения 2-й Заповеди? Ответ простой: потому что эти конфессии отвергают церковную историю. Потому и сами заблуждаются, и других вводят в заблуждение.

Отвечено 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
24. Как относиться к мнению людей, которые утверждают, что религия - это управление человечеством? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Александр!

С позиций современного, искаженного понимания значения слова "религия" эти люди правы. Такая "религия" действительно является эффективным инструментом управления людьми. Механизм этого управления строится на том принципе, что поведение человека формируется через его дух (дух творит себе формы). Следовательно, формируя дух человека по заранее спланированному сценарию, можно управлять его поведением. Подобный метод управления людьми используется в мире очень широко. Люди, поверив лжи, следуют лжи и становятся рабами лжи. Тем самым они теряют свою истинную свободу, что приносит им неисчислимые беды и проблемы.

Причина столь печальному явлению - тотальное религиозное невежество.

Как сохранить себя от попадания в сети лжи и от подобного управления? Единственный вариант - разобраться в том, что такое истинная свобода и истинная религия. Однако, это уже другой вопрос.

Отвечено 23.11.2013г.


Вам помогла эта информация? Да Нет
23.Батюшка, как быть, когда перед Причастием дико хочется пить?! (я пью дегидратирующие лекарства). Что делать, подскажите! (Александр Л., Москва)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

По Вашему вопросу Вам лучше посоветоваться со священниками, у которых Вы причащаетесь. Это оптимальный вариант решения Вашего вопроса.

Отвечено 18.11.2013 г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
22.Каким образом и почему Церковь с.Конгаз купила здание Дома Культуры? (Николай Б.,с.Конгаз)

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Церковь с.Конгаз здание ДК не покупала. Здание купили прихожане в 2003г. и подарили его Церкви. Поясняем, каким образом и почему это было сделано?

В 1990г. по благословению вл.Викентия в нашем приходе открылись первые группы Воскресной школы. Для их нормальной работы и возникла необходимость в специальном здании.

Вначале здание Воскресной школы мы решили строить сами. Приобрели землю, купили стройматериалы. Однако, нашлись завистливые люди, которые позарились на эту землю. В 1997г., в целях ее кражи, организовали в нашем приходе смуту, под шум которой земля была украдена.

В 1999г. появилась возможность приобрести готовое здание за счет имущественных долей колхозников, прихожан Церкви. В то время колхоз расформировали и его имущество начали раздавать колхозникам. Люди, укравшие землю, снова вмешались, и здание было передано не нам, а другим.

Ввиду того, что не имея собственного здания, занятия Воскресной школы проводить очень трудно, прихожане приняли решение купить здание ДК и передать его Церкви: здание ДК было выставлено на аукционную продажу в 1999г. по решению Комратского Суда.

Для полной ясности этого, на первый взгляд, необычного процесса, объясняем его предысторию.

1).В 1968г. у Церкви отобрали часть двора, на котором колхоз построил Дом Культуры (в 20м. от алтаря) и Кинотеатр (в 40м. от притвора).

2).В 1995г. колхоз взял в банке деньги (6,5млн. лей) и здание ДК оформил как объект залога.

3).В 1999г. к-з расформировали, оба здания выставили на продажу. Кинотеатр купил частник. На ДК покупателя не было, потому его, как объект залога, передали банку.  

4). В 2001г. мы договорились с банком, и начали использовать здание ДК для нужд Церкви (до появления покупателя). В то время массовые мероприятия в ДК кроме Церкви не проводил никто.

5).В 2003г. стоимость продажи ДК снизили. Прихожане нашли деньги в долг, купили его и подарили Церкви. 

На момент покупки ДК в Церкви с.Конгаз работали более 20 учреждений для детей и молодежи. С приобретением здания мы решили вопрос их компактного размещения.

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
21. Почему Вы поливаете грязью Церковь, в котором были рукоположены? (Павел, Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемый Павел!

Тон твоих вопросов порождает встречные вопросы к тебе самому. Постарайся ответить на них самому себе, только по совести.

1.Где ты видел, слышал, или читал материалы, в которых мы обливали грязью Церковь? Смог бы ты показать нам один из таких материалов, или же назвать свидетеля, который бы это подтвердил?

2.О том, что второй приход Церкви в Конгазе является неправильным, незаконным, ты сам догадался, или тебе кто-то об этом сказал? 

3.Известны ли тебе подробности процессов, которые привели к его открытию? Смог бы ты лично доказать, что действия прихожан в этих процессах были ошибочными?

4.Чем тебя в личном плане раздражает появление нового прихода Церкви в Конгазе?

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
20. Священник, воспользовавшись исповедью женщины, начинает с ней блудить. Как вы думаете, рассказать это приходу, или молчать? (Петр Кириллович,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Петр Кириллович!

По деталям вопроса я догадываюсь, о ком конкретно Вы говорите. Я хорошо знаком с женщиной и со священником, которым Вы приписываете столь тяжелые грехи.

Весьма тронут Вашей ревностью о чистоте жизни церковной. Однако, свидетельствую о том, что отношения между персонажами Вашего вопроса абсолютно чистые, как и положено быть отношениям духовного отца с духовной дочерью. Потому и делаю вывод о том, что тревога Ваша ложная, не от Бога. 

Я бы посоветовал Вам большей сдержанности в подобных суждениях. Чтобы не повредить своему собственному спасению.

Отвечено 13.05.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
19. Люди других религий не живут по Библии и верят в иного Бога. Как Бог будет судить их? Говорят, не крещенный человек, не зависимо, правильно он живет или нет, все равно попадет в ад! Так оно или нет? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Согласно Библии, человек спасается только через Христа ( "Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9). Однако, нет прямых сведений о том, что спасутся только лишь те, кто узнали Христа, а те кто Его не узнали, непременно все погибнут. Какова участь людей, не принявших крещение, мы не можем знать. Скорее всего - это таинство, одному Богу известное.     

Также мы не можем однозначно ответить на вопросы о том, кто ближе к Богу: крещенный бандит, или не крещенный, хорошего поведения человек?

Отвечено 11.03.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
18.РПЦЗ – это трусы, бежавшие из страны. Назвали себя правильными и организовали свою церковь. Если бы РПЦЗ находилась на территории страны, подвластной Сталину и его преемникам, они не стали бы писать что-либо против него… Издали легче махать кулаками. (Павел,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Павел!

Не мы с тобой, а только Божий Суд может определить, кто более прав: люди, которые не пошли на соглашательство с богоборческой властью, или же люди, которые согласились мирно сосуществовать с ним. Более того, не только согласились, но даже и служили этой власти: работали на нее, восхваляли ее руководителей, принимали ее порядки и культуру...

Я бы не советовал тебе делать поспешных выводов об РПЦЗ и о тех событиях, которые происходили в то время.

Отвечено 18.02.2013г.

Отвечает наш читатель Аллинас

"Русская православная церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах." Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте. Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, «сергианство», экуменизм. Всегда с враждебностью относилась к «латинству» (католичеству). поэтому прежде чем бросаться подобными обвинениями ..."трусы, бежавшие из страны". почитал бы вначале историю, тогда бы узнал, что часть русского духовенства и монашества были изгнаны за пределы страны после революции 1917 года..

Отвечено 23.02.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Вопросы, еще не отвеченные

  • Уважаемый о.Василий!
    В чем была необходимость Вашего перехода из РПЦ в управление РПЦЗ?  И в чем, на ваш взгляд, отличия между вашим прошлым служением и нынешним? (Петр)

--------------------

  • 1. Зачем церковь пугает людей адом? Церковь не нашла других способов как клянчить у людей деньги?
  • 2. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что церковь - это бизнес.
  • 3. Во времена правления коммунистов было намного меньше грязных дел, чем сейчас в церкви.
  • 4. Да, я атеист, но тем не менее я не граблю, не убиваю, не осуждаю кого-то, не прелюбодействую..., т.к. прекрасно понимаю, что это может иметь отрицательные последствия для меня и для окружающих меня людей. (Вопросы задавал Варбан, атеист)

-------------------

  • Как стать воцерковлённым человеком? (Лариса)

--------------------

  • Каким образом в с. Конгаз появился Покровский приход, когда в селе всегда была одна Святотроицкая Церковь? (Мария Третьякова)

---------------------

  • Как на Ваш взгляд, есть ли жизнь на других планетах? (Александр)

--------------------

  • В начале Великого поста я соблюдаю "тримур" (пост, когда 3 дня ничего не кушают). В Москве ничего не знают о "тримуре". Скажите, говорится ли о посте "тримур" в Церковном Уставе, и как правильно его соблюдать?   (Валентина)

-------------------

  • Мир сходит с ума от патриотизма. И церковь тоже. Священники благословляют противоборствующие стороны на братоубийственную войну (на Украине, например, и в др. местах...). В новостях мы видим кадры с отрезанием голов и массовыми убийствами. Это подрывает и без того хрупкую веру в справедливость. Остается верить только самому себе. (Иван)

--------------------

  • Как Вы считаете, кому должна принадлежать Киево-Печерская лавра: Московской Патриархии, или неканоническому Киевскому Патриархату? (Петр)

--------------------

  • Батюшка , а какова вероятность того, что нам вернут Троицкий храм ? (Антон)

--------------------

  • 1. Почему мне стоит верить, что есть ад и рай? Ведь это всего лишь идея и пугалка для человечества.
  • 2. Идея православного христианства мне нравится. Но мне непонятно ради какого спасения я должен быть добрым, любить и так далее.
  • 3. Я всегда привожу пример робота и человека. Человек тоже создатель. Он придумал робота. Робот был придуман с определённой целью - чтобы выполнять ту или иную функцию. То есть у него есть предназначение определённое. Но никак не для ада или рая он был создан. Это же глупо...
  • 5. Так почему человек должен попасть в ад или рай? Зачем это Богу? Не вижу смысла в этом...
  • 6. Я верю, что Бог есть, но не в таком виде, как его нам предъявляет религия.
  • 7. Религия была придумана с одной целью - чтобы управлять человечеством! И чтобы на проповеди перед алтарём говорить за кого голосовать на выборах)) P.S.: Очень надеюсь, что вы не удалите мои вопросы и ответите на них.

(Вопросы задавал Валерий Бузинесский)

-------------------

  • В Святом Евангелии есть такие слова Спасителя: "Не возможно двум хозяевам служить одинаково. Ибо об одном будешь усердствовать, а о другом нерадеть". Ответьте: можно ли с одинаковым усердием служить Богу и семье, не нарушая Божьего закона?

Григорий Димогло.

 

Поиск по сайту
Наш баннер

Баннер 88x31

Православная гагаузия

Скачать баннер