МОЛИТВА РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ*** ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.
Церковный календарь
Церковные служения
Церковный язык Гагаузов
ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)
Последние 100 публикаций сайта

МАТЕРИАЛЫ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ С. ЧИШМИКЁЙ

(Г22) Церковная история гагаузов

При заселении в 1809 г. ввиду отсутствия в селе церкви чишмикёйцы были причислены к приходу с.Фрикацей. Для совершения треб приглашали священника оттуда. 19 мая 1814 г. на прошение сельчан о разрешении закладки здания церкви «во именование святителя Христова Афанасия Архиепископа Александрийского» дано благословение викарием Кишиневской митрополии Дмитрием. 27 мая «церковь по чиноположении заложена» бессарабским протоиереем Федором Малявинским. В тот же день ему вручено прошение жителей (на молдавском языке) о направлении к ним в качестве священника дьяка церкви г.Томарова Михаила Волянского, а также их одобрение: «Мы нижеподписавшиеся Томаровского цинута селения Чечмеи прихожаны свидетельствуем по чистой нашей совести что желающий быть в нашем приходе при вновь строящейся Свято Афанасьевской церкви священником г.Томарова Иоанопредтечевской церкви указной дьячек Михайло Волянский (31 года, шляхтич, из Кременецкого повета, грамотен, женат. - Авт.) есть человек честного поведения непьяница неубыйца в худых качествах не изобличен и домостроителен, и потому желаем его Волянского иметь при нашей церкви священником в чем и подписуемся».

Далее следуют имена — несколько по-гречески, остальные писаны одной рукой кириллицей: Феодор Терзи, Гиорги Герги, Гиорги Тодор, Жеко Чобан, Митол Крастю, Костанда Влах, Ради Драгни Ника, Добри Коли Нечю, Костадин Пеню, Костанда Герги, Димитри Тодорую, Панайот Симо Ризо, Андон Герги, Герги Коли Никола.

18 июня в Кишиневской духовной дикастерии Волянский подписался, что в приходе Чешмети дворов 121, в них душ обоего пола 661, «от которых может он иметь нескудное пропитание и о переводе без благословенной причины просить не будет». Тогда же обязался: «1-е. Что он по произведении его во священнический сан, в пьянственной и соблазнительной страсти обращаться не будет. 2-е. Изученный катехизис (краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. - Авт.) будет всегда наизусть помнить; также и духовные правила, принадлежащие к священнической должности, будет иметь и по ним исполнение чинить. 3-е. По произведению во священника и за получением ставленой грамоты, будет оную хотя одиножды в седмицу прочитывать и по ней поступать, в чем за неисполнение под лишение сана и подписался». 6 августа Волянский был на исповеди у духовника, затем приведен к присяге и рукоположен во дьякона, а 11 августа в кишиневской Архангело-Михайловской церкви епископом Дмитрием - в иерея и направлен к благочинному Глизяну к учению служения. 31 мая 1815 г. на основании свидетельства последнего об окончании изучения священнослужения и исполнения христианских треб епископ Дмитрий выдал Михаилу Иванову Волянскому ставленую грамоту ко храму Святого Афанасия в Чишмикёй (НАРМ. Ф.205. Оп.1. Д.500). Дьякон - низший духовный сан, помощник священника при совершении службы; дьячок - до 1868 г. священнослужитель, затем церковнослужитель, постепенно заменен псалом¬щиком; помогал священнику во время богослужения; псаломщик — церковный чтец, церковнослужитель; пономарь - низший церковный служитель, звонил в колокола, зажигал лампадки, свечи и т.д.).

Согласно описи, составленной в декабре 1814 г., в библиотеке Афанасьевской церкви значились: Евангелие; Служебник; Требник; Трефолой (книга праздничных богослужений); Апостол (богослужебная книга, содержащая деяния и послания святых апостолов); Общая Минея (содержит общие молитвословия для всех святых одного лика - пророкам, апостолам, святителям и общие богослужения на праздники Господни); Триодь великопостная (трипеснец части служб Великого Поста и приготовительных к нему недель); Триодь цветная (Вербного Воскресения лли Недели Цветоносия); Октоих (сборник молитвословий); Псалтырь; Часослов малый; Молебники на русском и молдавском языке. Подпись - староста Федор Тирзъй (НАРМ. ф.205. Оп.1. Д-398. Л.2-6).

 

В 1815 г. в селе числилось по одному семейству священника и дьячка. Однако из-за «расстройства с женой» и спустя 20 дней после ее отъезда, 4 октября 1816 г. без ведома благочинного «неизвестно куда бежал» и Волянский. С 13 октября определен «надсматривать приход в Чишмикой» безместный священник Афанасий Франкевич. 2 мая 1817 г. с учетом желания прихожан рукоположен по благословению экзарха Гавриила и направлен в Чишмикёй томаровский дьякон Роман Мачульский (32 лет, в чтении и пении искусен, состояния доброго, пьянственной страстью не заражен, штрафован не бывал; из малороссиян, поселянский, женат, сыновья Климент 6 лет и Стефан 1 года).

6 мая 1816 г. утвержден пономарем Аксентий Дражинский 40 лет, поведения хорошего, женат. Церковным старостой состоял Тодор Терзи (НАРМ. Ф.5. Оп.2. Д.442. JI.306; Д.563. Л.110об.-111; Оп.З. Д.474. Л.120об.; Ф.Ю5. Оп.1. Д.1358. Л. 1-23; Д.1617. Л.42-43; Труды Бессарабской губернской ученой архивной комиссии. Т.З. Кишинев, 1907. С.292).

10 января 1818 г. священник Мачульский и прихожане сообщили протоиерею Н.Глизяну, что каменная церковь окончена, и просили благословления на ее освящение, а также о выдаче антиминса (четырехугольный плат из льняной или шелковой материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб и четырех евангелистов, с вшитыми частицами святых мощей; на нем совершается таинство причащения, освящение Святых даров). 15 марта епископ Дмитрий поручил выдать антиминс, на коем благословил освятить церковь. Характеризовалась она как крепкая, покрытая камышом, а позднее шелевками — тонкими дощечками (НАРМ. Ф.205. Оп.1. Д.398. Л.2-6).

С течением времени было решено построить новую церковь. В начале июля 1860 г. состоялось освящение места под нее. Шесть лет шло строительство. И вот 14 октября 1866 г. болградский протоиерей сообщает в епископию о намерении освятить храм Святого Афанасия: «Примэрия колонии Чишмикёй известила, что вновь построенная церковь полностью готова и просит мое посредничество к Нижнедунайской епископии об освящении 16 октября 1866 г. в коммуне Чишмикёй» (ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.124).

По выписке из метрической книги за 1824 г. видно, что в это время священником в селе был Иоанн Бербека. В переписи 1835 г. указан священник Павел Стародубовский, умерший в 1831 г. в возрасте 49 лет, оставив вдову с шестью детьми. Согласно энциклопедическому изданию, с 1829 по 1847 г. состоял священником Георги Дойчев, который до этого с 1813 г. служил в с.Фрикацей. В архивах сведений о нем нами не обнаружено. Возможно, он и служил в селе, но в табеле о приходе Храм, построенный в 1866 г. (1950-е гг.)

Афанасьевской церкви в колонии Чишмикёй за 1834 г. священником с 1832 г. числится только Иоанн Д.Вец: «43 лет, женат, имеет 3 сыновей. Вызван из Болбоки (Прутского округа). Денежного пособия на проезд и домашнее обзаведение от колонистов и от казны не получал. Жалованье и деньги на поездки не получает. Занимает с отмежеванной для церкви земли 120 десятин под садом 240 саженей, под пашнею и прочими угодьями 7 десятин. Итого 7 десятин и 240 саженей. Живет в собственном доме. Дров не получает. Сено заготавливает на отмежеванной для церкви земле. Съестные припасы: получает с каждого семейства по 1 мерке пшеницы по согласию колонистов (в 1836 г. - по 2 мерки - Авт.). Плата за требы: за крещение - 40 коп., за бракосочетание - 2 руб., за погребение - 2 руб. (в 1836 г. - 1 руб. — Авт.)» (Българска възрожденска интелигенция: Енциклопедия. София, 1988. С.217; НАРМ. Ф.39. Оп.11. Д.3389. Л.боб.; Ф.134. Оп.2. 4.IV. Д.56. Л.526об.-528; Ф.2066. Оп.1. Д.327. Л. 180; ГАОО. Ф.6. Оп.1. Д.3717. Л. 194-195; Д.4415. Л.206-206об., 219; Д.4450. Л.209).

Более подробные сведения сообщает в ноябре 1839 г. старший благочинный протоиерей Александр Савицкий в рапорте архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Димитрию: «Ведомства моего колонии Чишмекёй Афанасьевской церкви священник Иоанн Вецу замечен мною в похвальном поведении и ревностном прохождении своей как по церкви, так и по приходу службы, а также в добропорядочном обхождении с прихожанами своими, чем заслуживает у начальства своего особое внимание. О чем Вашему Высокопреосвященству сим смиреннейше донося, о дозволении ему пользоваться правом ношения черной плисовой скуфии (остроконечная мягкая шапочка из хлопчатобумажного бархата. — Авт.) архипастырской резолюции всенижайше испрашиваю - докладывая при том что: 1) Священник сей, как видно из формуляра его, от роду имеет 48 лет, в семинарии не обучался, сын дьячка, 16 июня 1818г. определен дьячком, судим и штрафован не был, женат, сын Елисей 12 лет. 1820 года июня 19-го произведен к колонии Болбока Успенской церкви во дьякона, 1821 года ноября 8-го рукоположен к сей же церкви во священника, 1826 года сентября 28-го награжден набедренником, а 1832 генваря 5-го переведен на настоящее место. 2) В 1839 году был командирован болградским протоиереем Буряковским в Сатуновскую карантинную заставу, бывшую на правом берегу Дуная, с 8 марта по 20 октября, исправляя обязанности с усердием, как явствует из аттестата, выданного Вецу начальником Сатуновским карантином и переправою инженером подполковником и кавалером Канаревым 27 октября 1839 года». 13 декабря указом Кишиневской духовной консистории (учреждение по церковным делам при архиерее, управляющем епархией, т.е. церковным округом) Иоанн Вецу награжден черной плисовой скуфьей (НАРМ. Ф.208. Оп.2. Д.2916. Л.2-5).

В переписи 1835 г. указаны: священник Иоан Димитров Веца, его жена, трое сыновей и воспитанница; дьячок Афанасий Григорьев Дзенеус 22 лет; пономарь Аксентий Иванов Дражинский 55 лет с женой. Впоследствии служители менялись чаще. После Иоанна Вецу, служившего до 1844 г., упоминаются священники Иван Алексеев Шевазуцкий (1845-1854), Георгий Иоаннов Вецу (1852-1860), дьяконы Андрей Дражинский (1845-1860), Андриан Смерчинский (1852), пономари Андрей Стародубовский (1844), Елисей Вецу (1847), Стефан Крушталев (1852-1854). А в 1857 г. «вспомоществовал от Чешмекьоя для издания “Галереи из ямонтионовски премии...”» священник Стефан Груев (НАРМ. Ф.134. Оп.2. 4.IV. Д.56. Л.526об.-528; <^39. Оп.11. Д.3389. Л.5-12об.; Ф.2066. Оп.1. Д.328. Л.290, 384; Българска възрожденска интелигенция. ).

Больше следов кадровых проблем оставил в архивных документах бездетный пономарь Авксентий Иванов Дражинский. В сентябре 1834 г. он подал прошение архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Димитрию Сулиме «о принятии в духовное звание его воспитанника Андрея Симионова Кравца, 1820 г. рождения, отец которого турецкоподданный умер в 1822 г. в колонии Брынза, и взятого в 1823 г. от бедной матери себе на воспитание. Обучил его грамоте, чтению церковных книг, церковному пению и катехизису. Чишмикёйцы Янчо Дерменжиев, Диордий Урум, Василий Терзи, Петр Кончоугло, Димиш Кишикиозуло, Яне Стоянов, Михио Михеленов, Пене Кристиноугло, Петко Великоугло, Жеко Тиосе, Велико Караиванов 30 июля 1833 г. подтвердили верность написанного в прошении и что никаких препятствий для приема в духовное звание Андрея не имеется. А вместо них неграмотных по личному прошению руку приложил сельского приказа письмоводец Коломыец. Что действительно сие свидетельство Чишмикиойский сельский приказ подписал и с приложением сельской казенной печати свидетельствуют: выборный Черника Петров, староста Степан Павлов, сельского приказа письмоводец Коломыец». Прошение удостоверил староста Прутского окружного приказа чиновник 14-го класса Ватикиоти. Ответ получил старший благочинный протоиерей Василий Пуришкевич, который и вручил его пономарю под расписку. Решение архиепископа было отрицательным: «При нынешней переписи Андрея записать в ревизию между светскими, а не между духовными, так как в Кишиневской епархии детей церковнослужителей довольно и нет надобности принимать в духовное звание турецкоподданного» (НАРМ. Ф.208. Оп.1. Д.938. JI.2-7).

По всей видимости, Дражинский, получив обескураживающий ответ, решил усыновить Андрея и этим облегчить ему путь к церковной службе. Через 20 с лишним лет имя последнего вновь появляется в документах. В сентябре 1857 г. священник Афанасьевской церкви Георгий Иоанов Вецу пишет в вышестоящую инстанцию, что «дьяк Дражинский Андрей оштрафован консисторией на 3 рубля серебром за ослушность и строптивый характер. По клировой ведомости Афанасьевской церкви за 1856 г. он — малороссиянин, 40 лет, сын поселянина, в семинарии не обучался. 27 мая 1839 г. определен к церкви дьячком, 8 апреля 1845 г. посвящен в стихарь, грамотен, читает и поет хорошо, состоял под судом по подозрению в краже в 1842 г. Жена Анастасия 35 лет, дети: Екатерина 14, Дарья 12, Елизавета 6, Акилина 2, Иоанн 1 года». Вецу предлагает освободить Дражинского от должности дьяка в Чишмикёе и направить его искать место в церквах Кагульского уезда. Однако тот не уехал, а был принят на должность сельского учителя в школе, и колонисты тайком приглашали его совершать требы. К тому же 2 февраля 1858 г. Андрей Дражинский в Силистре рукоположен митрополитом Дионисием в священники. Каким он был учителем — неизвестно, но Георгий Вецу писал 13 января 1859 г. начальству, что «мог бы быть учителем и лучше Дражинского обучал бы русскому, греческому и молдавскому».

В поддержку Андрея Дражинского 26 января за подписью всего общества с приложением печати ему выдано свидетельство: «Ни под каким тягостным для него распоряжением не выпустим из нашей колонии и желаем его, Дражинского, иметь при нашей церкви третьим священником, так как уже имеется место. Он уроженец наш. Восьмидушное семейство. О сем просят Чишмикейские почетные колонисты Петр Христов, Тодор Петров, Мити Радиев, Гани Славов, Георгий Кайраклы, Диму Жеков, Иван Боев, Тони Яниоглу, Диму Тузлалы, Василий Бурд, Георгий Кырмызы, Георгий Карагеоргий, Мити Ганев, Панаит Бурдей, Оча Дик. за них неграмотных подписал Николай Стоянов».

Отношения продолжали ухудшаться. Георгий Вец в феврале 1860 г. сообщает что «Дражинский бунтует общество в корчме, в домах против церковного клира». И он же докладывает: «В июне 3 дня 1860 г. архимандрит Феоктист был для посвящения нового у нас церковного места и находившись на квартире в моем доме с окружным старшиной Кагульско-Прутского округа Г.Дрополом, и пришел Дражинский с несколькими колонистами просить оставить его, и Феоктист пообещал оставить в селе Баймаклии». Это решение Дражинского не устроило, и его сторонники снова направили председателю Измаильской духовной консистории архимандриту Феоктисту прошение: «При совершении Вашим высокопреподобием освящения места для постройки в колонии Чешмякей новой церкви мы утруждали особу Вашего высокопреподобия об определении в Вашей епархии священника Андрея Дражинского», на что назначили его в село Баймаклия, но узнав об этом, «просим оставить его на месте в нашей колонии с разрешением богослужения хотя в 15 дней однажды. Не служил уже почти два с половиной года». Далее по Чишмикёю Андрей Дражинский не упоминается (ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.11. Л. 1-39).

В 1863 г. священником является Елисей Вец, псаломщиком — Георгий Дзенеус. В ноябре 1867 г. примэрия ходатайствует о назначении вторым священником только что окончившего семинарию Теодора Георге Тутована, 1844 г.р.: «предыдущий принятый ранее Д.Михалческу не смог быть рукоположен в священники как второй, а первый Елисей Вецу без помощи не справляется, так как число семейств возросло до 250»; потому решили принять второго священника Теодора Тутована из коммуны Колибаш, закончившего 4 класса семинарии с хорошими оценками и поведением. Подписи нескольких сельчан удостоверены примаром Д. Ивановым с приложением печати и нотариусом И.Поповым. Протоиерей Белградского уезда, приложив свидетельство об окончании Т.Тутованом Измаильской семинарии и вышеуказанный протокол, сообщает в Нижнедунайскую епископию о просьбе чишмикёйцев. При этом добавляет, что в коммунах Табаки, Импуцита и Новая Покровка нет священника вообще, поэтому он предложил выпускнику самому выбрать место службы, побывав в этих селах. Тутован выбран Чишмикёй, где и оставался до 1907 г.

Теодор Тутовану родился в семье священников, служивших в Колибаше еще с начала 1830-х гг. Дьякон Андрей Тутовану (вероятно, его брат), бывший в церкви коммуны Чишмикёй с 12 сентября 1875 г., в начале 1877 г. рукоположен в священники церкви Джурджулешть с приходом в 140 семей. О следовании семейной традиции духовного служения говорят и факты награждения в начале 1890-х гг. набедренником за усердную службу в пользу церкви священников Феодора Тутована (Чишмикёй), Димитрия Тутована (Колибаш), Андрея Тутована (Джурджулешть), Иоанна Тутована (Вадул-луй-Исак) (ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д. 143; Д.176. Л.1; НАРМ. Ф.2066. Оп.1. Д.32В. Л.338, 343; ГАОО. Ф.6. Оп.1. Д.3711; КЕВ. 1892. №4. С.59).

С 1875 г. Афанасьевская церковь согласно румынскому закону стала владеть 60 дес. земли вместо 120 дес., как это было в 1830-х гг. (НАРМ. Ф.260. Оп.1. д.2216. л.48-48а).

После окончания войны с Оттоманской Портой архиепископ Кишиневский и Хотинский Павел с 20 апреля по 8 мая 1878 г. провел «обозрение церквей южной части Бессарабии. 1 мая из Рени он последовал через Анадолку, Фрикацей, Чишмикёй и Хаджиабдул, а в Волканештах остался на Ночлег» (КЕВ. 1878. №7. С.264).

В 1880 г. согласно метрической книге Афанасьевской церкви священниками при ней состояли Федор Тутован, Елисей Иоанн Вец, дьячком — Георгий Афанасьев Дзенеус, пономарем — Дмитрий Елисеев Вец, псаломщиками — дьячковский сын

Иван Крецу и Степан Попов (КЕВ. 1880. №15. С.348, 353; №16. С.23; НАРМ. Ф.211. 0п.20. д. 14; Ф.2066. Оп.1. Д.328. Л.249, 288,406).

Практиковались пожертвования в пользу церкви. О даровании церковной утвари упоминалось в печати, за это объявлялось одобрение начальства. В Кишиневских епархиальных ведомостях от 24 марта 1881 г. сообщается, что священники Феодор Тутован и Елисей Вец купили на свои деньги серебряную вызолоченную гробницу стоимостью 170 руб., сельчане Добре Нейчев, Танас Гешунов, Афанасий Лефтер, Феодор Жеку и Константин Жеков - подставники за 125 руб., Феодор Киосе - водосвятную чашу за 15 руб., Елена Стоянова - хоругвь на сукне за 12 руб.

В 1899 г. ниспослано «архипастырское благословение жителю села Чишмекиой за пожертвование в церковь паникадила в 160 руб. и гробницы в 250 руб.». В 1901 г. объявлено одобрение жене священника Вере Георгиевне Лефтер за пожертвование в церковь священнического облачения стоимостью 50 руб., Афанасию Дерменжи за пожертвование запрестольного шестисвечника и позолоченной мельхиоровой чаши с прибором стоимостью 95 руб., Георгию Петишу и Степану Соколову за приобретение покрывала на аналой, мирницы и кадильницы стоимостью 77 руб.

Производились и другие пожертвования. С 1889 по 1894 г. перед началом учебного года собирались пожертвования Семинарскому Трехсвятительскому братству, обычно в таких размерах: священники Елисей Иоаннов Вец и Феодор Тутован - по 1 руб., псаломщики Иоанн Крецу, Стефан Иванов Попов - по 25 коп., староста Стефан Катели*- 25 коп. (в 1890 г. - Петри Катель. Церковный староста утверждался на три года). Из церковных сумм летом 1904 г. выделено 50 руб. пожертвований «в пользу больных и раненых защитников престола и отечества и на устройство флота». Жалованья причту полагалось: по 300 руб. - священникам, по 100 руб. - псаломщикам (КЕВ. 1881. №7. С.105; 1889. №12. С.520; 1890. №9. С.395; 1891. №16. С.263; 1892. №17. С.317; 1894. №24. С.386; 1899. №7. С.210; 1901. №13. С.279; 1904. №17. С.329).

Учебными предметами в духовных училищах были следующие: священная история Ветхого и Нового завета, пространный христианский катехизис, изъяснительные богослужения и церковный устав, языки русский и церковнославянский, латинский, греческий, география, арифметика, чистописание, церковное пение, педагогика, необязательные — французский и немецкий языки. В семинариях — побольше и посложнее: священное писание, библейская история, русская словесность с историей литературы, греческий язык, латинский язык, математика, физика, история всеобщая и русская, логика, психология, начальные основания и краткая история философии, церковная история, история российской церкви и обличение раскола, литургика, гомилетика, основное богословие, догматическое богословие, сравнительное богословие, нравственное богословие, практическое руководство для пастырей, дидактика, церковное пение, вне классного времени - французский, немецкий и еврейский языки, иконописание и гимнастика. Священников, окончивших семинарию называли «учеными» (КЕВ. 1887. №17. С.644; №12. С.153, 160; №23. С.882-883; 1884. №19. С.208-209, 231).

Не учившийся в семинарии священник Елисей Вец дослужил до возраста 75 лет и по прошению 29 июля 1898 г. был уволен за штат. Пенсия ему как пенсионеру эмеритальной кассы (пенсионного фонда) духовенства Кишиневской епархии выдана лишь в ноябре 1903 г. за отчетный и предыдущие годы в сумме 29 руб. 25 коп.

Ему же выдана в течение 1905 г. пенсия за отчетный и предыдущий 1904 г. - 5 руб. 85 коп. В 1908 г. эта пенсия за два предыдущих года выдана уже вдове священника Елене Вец, пенсионерке той же кассы.

Со 2 сентября 1898 г. на второе место священника при церкви с.Чишмикёй onределен студент семинарии Константин Лефтер. Вместо умершего псаломщика Георгия Дзенеуса назначен 13 марта 1898 г. слушатель курса при Кишиневской духовной семинарии Стелиан Сберя, 1860 г.р. Но через два года он определен на священническое место в церковь с.Колибаш, а на его место перемещен 18 мая 1901 г. ранее служивший в Чишмикёе псаломщик с.Манта Стефан Попов. Через несколько лет Константин Лефтер перемещен в с.Барта Измаильского уезда.

С 1 сентября 1903 г. эту вакансию в Чишмикёе (при числе мужчин 1563 и 60 дес. земли при церкви; жалованья священнику нет, есть дом) занял священник Давид Иоаннов Манолеско, 1877 г.р. В июне 1899 г. он выпущен второразрядником из 4-го класса Кишиневской духовной семинарии со свидетельством об окончании курса, 17 июля назначен священником при церкви с.Онишень Бельцкого уезда (Его отец Иоанн Манолеско прибыл из Урзичень в 1870-х гг. псаломщиком в Слободзея Маре). Он же был законоучителем в двухклассном сельском училище. В ноябре 1908 г. перемещен к церкви псаломщик с.Васкоуць из-под Сорок Василий Стихий. 16 июля 1906 г. утвержден церковным старостой на первое трехлетие сельчанин Иван Бейлекчи (НАРМ. Ф.2066. Оп.1. Д.327. Л. 180; КЕВ. 1890. №2. С.50; 1891. №10. С. 120; №12. С. 140; 1898. №4.  С.277-278; №16. С.299; №18. С.338; 1899. №13. С.349; №15. С.419; 1903. №4. С.84; 1904. №18. С.341; ПП  №22. С. 10; 1905. №11. С.261; 1906. №23-24. С. 185; 1907. №4. С. 12; 1908. №46. С. 10; №50. С.238; 1910.  №16-17. С. 103; Справочная книга Кишиневской епархии на 1907 год. Кишинев, 1907. С.65; Список лиц, служащих в Одесском учебном округе, на 1905/1906 учебный год. 4.II. Одесса, 1905. С.62).

За деятельностью церквей наблюдал и оказывал им методическую помощь благочинный. Приводим в сокращении рапорт епископу Кишиневскому и Хотинскому Иакову от благочинного 2-го округа Измаильского уезда священника Виссариона Ливинского за 2-е полугодие 1902 г.: «Готовятся к ремонту своих церквей в 1903 г. общества сел Чишмекёй и Слободзея. ...Особо дорогих или древних сосудов и риз, старых богослужебных книг или рукописей на пергаменте нет. Церковное письмоводство в большей части церквей ведется священниками, потому что псаломщики неспособны вести его или по незнанию русского языка, или по малограмотности. .. .Церковные библиотеки существуют при всех церквах. Все 26 церквей выписывают журналы Епархиальные и Церковные Ведомости. С 1892 г. существует благочинническая библиотека для священно- и церковно¬служителей округа. На ее содержание собирается по 48 руб. в год от каждой из 24 церквей (2 кладбищенские).

Для просвещения населения духовенство трудилось как в школах, в качестве законоучителей, так и в приходах, склоняя словом и делом своих прихожан к поддержанию школ материальными средствами и к определению своих детей в школы для обучения. Казенное жалование лишь в Болбоках. В остальных приходах духовенство вознаграждается за свой труд добровольною платою за требы, что не обеспечивает их, так как количество треб зависит от урожаев, и кроме того, вознаграждения за требы, совершенные зимою, весною или летом, часто бывают осенью, и то не всегда деньгами, а хлебом, вином, камышом и пр. Heдостатка в членах причта нет... Посты и церковные праздники соблюдаются. Таинства причастия и исповеди исполняются усердно. Уклоняющихся мало...

В Чишмикиойской Афанасьевской церкви за 1902 г. зарегистрировано 37 браков. Родилось 68 мальчиков и 74 девочки. Умерло 35 мужчин и 35 женщин. Исповедовалось 1563 мужчины и 1402 женщины» (НАРМ. Ф.208. Оп.2. Д.3299. J1.64-69).

Финансовое положение чишмикёйских служителей церкви не было стабильным, и они, как и другие, вступали в своего рода кассу взаимопомощи - Общество взаимного вспомоществования духовенства Кишиневской епархии. 11 октября 1910 г. священник Феодор Тутован уволен по старости за штат. На следующий день епископ Измаильский Гавриил посетил церковь в Чишмикёе с целью знакомства с ее деятельностью. До конца ноября по церквам осуществлен рублевый и 25- копеечный сбор в пользу Феодора Тутована. Всего набралось 985 руб. 88 коп. Общество взаимного вспомоществования духовенства Кишиневской епархии выслало за 1914 г. Феодору Тутовану 24 руб.50 коп. (КЕВ. 1910. №25. С. 10; №38. С.321; №42. С.373; №50. С.478,130; 1915. №40. С.75).

В последующий период священно- и церковнослужители подолгу в селе не задерживались. 14 ноября 1910 г. сюда определен окончивший Кишиневскую духовную семинарию Павел Лисевич, через неделю рукоположенный в священники и награжденный в 1914 г. набедренником. 10 августа 1915 г. он перемещен в с.Чимашир Измаильского уезда, а из с.Сарато-Резеш Кишиневского уезда в Чишмикёй переведен священник Захария Павлов Чайковский, 53 лет. В марте 1917 г. он награжден набедренником, а через месяц направлен в с.Барта Измаильского уезда.

В августе 1911 г. псаломщик Василий Стихий перемещен к Болградскому собору. Вместо него назначен Константин Которобай, который в ноябре 1912 г. уволен за штат согласно прошению. Через две недели сюда переведен от церкви Кишиневской 2-й мужской гимназии псаломщик Лука Харькотов. Но 4 декабря 1913 г. он уволен по прошению, а вместо него 14 января 1914 г. назначен Николай Мураневич. В марте того года по случаю отъезда архиепископа Кишиневского Серафима подписали прощальный адрес ему священники Давид Манолеско, Павел Лисевич,

псаломщики Иоанн Крецу, Николай Мураневич (НАРМ. Ф.2066. Оп.1. Д.328. JI.253-255; КЕВ. 1899. №5. С.119; 1907. №15. С.534; 1910. №46. С.453; №48. С.1749; 1911. №33-34. С.305; №41. С.353; 1912. №48. С.384; №50. С.395; 1913. №51. С.396; 1914. №3. С.21; №14-15. С.179; №21-22.  С. 1007; 1915. №33. С.433; 1917. №17. С.80; №18-19. С.95).

Чишмикёйцы совершали паломничества к святым местам на поклонение. По сообщению Кирекии Иордановны Дулоглу (1922 г.р.), ее дед Иван Ворников (1867- 1927 гг.) еще до 1914 г. ездил вместе с другими православными верующими на Афон. Привез иконы и иные предметы поклонения. Сохранилась картина побережья Афона: лодки на воде, монахи, храмы и поднимающийся вверх по склону лес.

Были случаи организованного доставления в село святынь. 19-20 сентября 1913 г. находилась в Чишмикёе «святая икона преподобной Анны Кашинской с частицей святых мощей из Святоуспенского крепостного города Измаила монастыря». Далее ее повезли в Гаваносы, Кагул, Манту, Рени (КЕВ. 1913. №16-17. С. 143).

После начала первой мировой войны в 1914 г. священники участвовали в организации сбора пожертвований. В отчете Духовного комитета по приходу вещевых пожертвований на нужды войны сообщалось, что в ноябре от священника Давида Манолеско получены 1 пара кальсон и 24 рубахи весом 1 пуд, а в декабре от священника Павла Лисевича - 83 рубахи, 8 пар кальсон, 15 полотенец, 18 пар Чулок 5 платков, 35 смушек весом 3 пуда 32 фунта (КЕВ. 1915. №11-12. С. 193; №15-16. С.233).

Капитал церкви в ценных бумагах составлял 602 руб. Из-за бедственного положения и населения, и клира церковные власти вынуждены были производить доплаты священно- и церковнослужителям. В списке приходов, которым должно быть назначено или добавлено жалование от казны из кредита, в указе Синода в 1914 г. значатся и два причта из Чишмикёя: священнику — 600 руб., псаломщику — 200 руб (НАРМ. Ф.208. Оп.1. Д.3315. Л.643об.-644; Журналы съезда депутатов духовенства Кишиневской епархии 1914 г. Кишинев, 1915. С.152).

При румынской администрации согласно статье 6 Закона об аграрной реформе в Бессарабии 1920 г. церковные земли подверглись экспроприации с оставлением по одному участку членам клира (священник, дьякон, псаломщик), всего 32 га пахотной земли. Если кого-то из них не было, участок обрабатывался коммуной сообща с созданием фонда в пользу церкви.

В 1920 г. служили священники Давид Манолеску и Сергей Савицкий, псаломщик И.Крецу. В ноябре 1924 г. псаломщиками были Андрей Радомский и Владимир Каневский. В августе 1923 г. Давид Манолеско, избранный духовником и миссионером в управление церковных округов на трехлетний срок, представлен за свою деятельность к чину протоиерея; Василий Константинов за успешную работу против баптистов представлен к награждению скуфьей. Знаками отличия были: набедренник, скуфья, камилавка (кулион), позолоченный крест, звание протоиерея, палица, иконом ставрофор, митрофор (НАРМ. Ф.2066. Оп.1. Д.328. JI.357; Д.286. Л.92; Д.302. Л.253-254; ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.201. Л.58; Д.226. Л.35-38, 55; Д.241. Л.71; Д.258, Л.26).

Приводим с сокращением записку о церкви за 1925 г. Построена в 1866 г. на средства прихожан. Здание и фундамент каменные, колокольня соединена с церковью и покрыта жестью. Престол один, по имени Святого Афанасия, патриарха Алексндрии. По штату предусмотрены 2 священника, 2 псаломщика и просфирнида. Клир получает государственное жалование, а просфирнида — от церкви 600 леев в год. Доходов за требоисправления получено в 1925 г. 20000 леев, от прихода — нет. От церковной земли клир получает 800 леев в месяц. Пахотной земли 32 га на расстоянии 7 км от церкви, находится в неотъемлемой собственности клира. Земля обрабатывается членами клира в издольщину. Под церковным домом 880 кв.саж. Он построен на деньги церкви и деньги строительного комитета в 1908 г. и является ее собственностью. В церковном дворе есть дом для церковнослужителя. Второй священник и псаломщики проживают в наемных домах, они же и оплачивают. Опись инвентаря в церкви составлена в 1884 г., проверена в 1919 г. Приходно-расходные книги хранятся с 1880 г., копии метрических книг - с 1817 г. Церковнослужебные книги - на румынском и славянском языках. Попечитель (староста) церкви с 1922 г. - Константин Соколов. В 1916 г. церковь посетил епископ, 6 июля 1925 г. - протопоп.

1) Протоиерей Давид Иванов Манолеску, 48 лет. Награжден набедренником в 1903 г., скуфьей - в 1910 г., камилавкой - в 1916 г., позолоченным крестом - в 1921 г.; протоиерей с 1923 г. Родился в Слобозия-Маре 30 ноября 1877 г. в семье духовенства. Получает ежемесячно от государства 2075 леев и от земли и прихода 1000 леев. Учитель религии в начальной школе с июля 1903 г. по 1922 г. Руководитель церковной школы в 1908-1912 гг. Член ревизионной комиссии по свечной лавке в 1905-1917 и 1920-1925 гг. Избирался миссионером по трезвости в 1912 г. и кассиром окружного строительного комитета в 1907-1918 гг., миссионером против старообрядцев в 1915-1918 гг. и против сектантов с 1920 г., окружным духовником с 1920 г. Протопоп с 15 июля 1919 по 15 июля 1920 г. Жена Евгения Владимировна 1879 г.р., дети: Елизавета 1900 г.р., замужем, Давид 1905 г.р., Валентин 1907 г.р., Константин 1909 г.р., Серафима 1914 г.р. (В примэрию Чишмикёя в феврале 1942 г. поступило заявление служившего в церкви до 1929 г. Давида И.Манолеску, проживающего в г.Новая Килия Ки- дийского уезда, о выдаче временного свидетельства о гражданстве для оформления пенсии).

2) Священник Василий Васильев Константинов, 35 лет. Награжден набедренником в 1917 г., скуфьей в 1923 г. Получал от государства 1700 леев в месяц и от земли и прихода 1000. Родился в Хаджи-Абдуле 1 января 1891 г., из духовенства, 6 га земли. Окончил Кишиневскую семинарию в 1913 г., учится на 3-м курсе теологического факультета в Бухаресте. Рукоположен в священники I июля 1914 г. в с.Колибаш, с 1915 г. - в Кышлице, в Чишмикёе - с декабря 1922 г. Жена Стефанида 1897 г.р., дети: Валентин 8 лет, Тамара 6 лет, Виктор 4 месяца.

3) Дьячок Давид Давидович Манолеску, 21 года. Псаломщик в Чишмикёе с 1 декабря 1925 г. Рукоположен на стихарь 1 февраля. Окончил Кишиневскую семинарию в 1925 г.

4) Псаломщик Семен Иванович Чертан, 36 лет. Рукоположен в с.Спасское уезда Четатя Албэ. В должности с 15 октября 1919 г., в Чишмикёе - с 1 марта 1925 г. Окончил 1-й курс Кишиневской семинарии в 1908 г., выдержал экзамен на учителя в 1911 г. Преподавал в церковной школе села Девлет-Агач уезда Четатя Албэ с 1914 по февраль 1918 г. Холост

[ (НАРМ. Ф.2066. Оп.1. Д.297. Л. 10; ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.293. Л.81-86).

Представляем выдержку из протокола обследования протопопом церкви Св. Афанасия в июле 1927 г. Кладбище в хорошем состоянии. По воскресеньям и в праздничные дни священники читают проповеди. В школах (для мальчиков и для девочек) религия преподается священниками. Оба священника и оба псаломщика хорошо знают румынский язык и проводят на нем службы. В церкви есть хор. Дома прихожан посещаются клиром 1 августа, на рождественский и великий пост. Население - гагаузы, 2100 мужчин и 2250 жен¬щин, всего 600 семей. Родилось 107 детей, вступили в брак 12 человек, умерли 85. Есть один сектант. Прихожане и школьники посещают церковь регулярно, исповедуются и причащаются в великий пост. Прихожане трудолюбивые, честные, склонности к пьянству не проявляют. Священники: Давид Манолеску, Василий Константинов, псаломщики: Семен Чертан, Петр Георгиу. Попечитель (староста) Николай Сербинов (ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.349).

В связи со сменой в 1928-1930 гг. священнослужителей составлена новая записка. Клир получал государственную зарплату. Из епитрахильных доходов за 1930 г. для двух священников и двух псаломщиков получено около 45000 леев. Пахотной земли 32 га, обрабатывается членами клира. Старое кладбище - 1 га. Первый священник живет в церковном доме, требующем ремонта, второй - в наемном доме, псаломщики - в собственных. Староста Илья Петрович Терзи с 1927 г., 67 лет, вдовец, окончил начальную школу. Епископ посетил село 6 июня 1928 г., протопоп - 26 октября 1930 г. Церковь кирпичная, с каменным фундаментом.

1) Священник Дмитрий Споялов, родился в 1888 г. в с.Вырнова Сорокского уезда, награжден набедренником в 1922 г. До 1914 г. учился в 5-м классе Кишиневской семинарии, с сентября доброволец в армии. В 1914-1917 гг. окончил офицерскую школу в звании офицера, воевал, имеет награды. С августа 1918 г. рукоположен в церкви Хотинского уезда, с 15 сентября 1928 г. второй священник в Чишмикёе, а с 1 октября 1929 г. - первый. Жена Мария Семеновна 1887 г.р., дети: Евгений 1923 г.р., Мария 1926 г.р., Тамара 1930 г.р.

2) Священник Ефимий Боканеску, родился в 1880 г. в Кишиневе. Окончил полный курс 5 и 6-го классов Кишиневской семинарии в 1916 г. и назначен священником в Кахулском уезде. С 1 сентября 1930 г. - второй священник церкви с.Чишмикёй и с 1 ноября - учитель религии в начальной мужской школе. Председатель сельского подокруга, член комитета по строительству жилья для клира и кандидат в члены протопопского суда 2-го округа. Жена Александра 1883 г.р., дети: Нина 1905 г.р., замужем, Анатолий 1910 г.р., Валентина 1912 г.р., Виталий 1917 г.р., Вадим 1922 г.р., Клавдия 1924 г.р., Валериан 1927 г.р.

5) Псаломщик Петр А.Радионов, родился 7 ноября 1894 г. в Чишмикёе, недвижимого имущества не имеет. Окончил начальную школу 10 мая 1910 г. Учился в Кишиневской школе псаломщиков. 1 апреля 1923 г. назначен в Импуциту. В церкви Чишмикёя с 1 октября 1930 г. Участник войны с 1915 по 1917 г. Жена Кирекия Афанасьевна 1902 г.р., дети Василий 1922 г.р., Степан 1924 г.р., Мария 1929 г.р.

6) Псаломщик Петр Георгиу, 40 лет, из коммуны Меданкей уезда Тулча, имеет дом . В 1909 г. окончил Галацкую школу псаломщиков и служил в своем селе. С октября 1918 г  в Чишмикёе, с апреля 1924 г. - в Кахулском уезде, с 1 октября 1926 г. - снова в Чишмикёе Участник войны с 1916 по 1918 г. Жена Елена Ивановна 1895 г.р., дети: Георгий 1921 г Евгения 1923 г., Винтила 1929 г. (ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.472. Л.96-107).

Не только священники, но и сельчане проявляли усердие в соблюдении обрядов и в распространении вероучения. Екатерина Ивановна Мутаф (1922 г.р.) рассказывает: «Отец мужа Илья Мутаф, умерший в 1942 г., читал Библию, часто ходил в церковь, стоял службу до конца и лишь после этого принимал пищу». Елена Антоновна Дарадур (1920 г.р.) вспоминает: «Когда на маапя собирались соседи, отец, Антон Петрович Перчемли, читал им Библию».

Финансовая сторона деятельности церкви определялась ее ежегодным бюджетом, т.е. утвержденной постатейной росписью доходов и расходов, подписываемым священником и членами церковного совета. Приводим основные статьи бюджета за ряд лет.

1926 г. Доход: всего 57271 лей, наибольший - от торговли свечами - 50785 леев, пожертвования прихожан - 2000 леев. Расходы: на свечи — 29363 лея, зарплата служителя - 440 леев, уголь для просфорницы - 1276 леев, содержание воскресной церковной школы — 1404 лея, на культуру и пожертвования — 5000 леев, на церковный хор 300 леев в 1927 г., фонд открытых кредитов — 14022 лея, ремонт — 1000 леев, субсидии клиру - 2000 леев. Подписи: Д.Манулеску, И.Терзи (ИО ГАОО. Ф. 110. On. 1. Д.2043. Л. 1-2).

5) г. Приход в 1928 г. - 82360 леев: от торговли свечами — 43550 леев и 13607 - остаток с прошлого года, пожертвования прихожан - 14761 лей. Расходы: на свечи — 21120 леев, оклад служителя — 600 леев, ремонт — 26000 леев. Подписи: П.Георгиу, Д.Манулеску, Илья Терзи. На обложке — на расход клиру: второму священнику - 6000 леев, псаломщику Чертану - 3000 леев (ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.2169).

6) г. Приход в 1929 г. — 50970 леев, в т.ч. от торговли свечами — 28340 леев. Расходы: на свечи - 21359 леев, оклад служителя - 1200 леев. Подписи: Е. Боканеку, секретарь П.Радионов, доверенные лица Василий Соколов, Дим.Азман, Ник. С.Станев, М.Жеку, Н.Станев, Н.Жеку, И.Соколов, Т.Тодиев, Н.Ворников, члены церковного совета Танасе Тодиев, Георге Сакаджи, Тоадер Касап, церковный староста И.Терзи (в феврале 1934 г. И.Терзи передал дела Михаилу Жекову, а в 1939 г. старостой значится Атанас Ильев Терзи). Из отчета видно, что такса за венчание составляла 1200 леев, крещение - 300 леев, похороны - 800 леев, но платили и меньше. В 1928 г. родилось 189 детей, умер 91 человек, обвенчаны 33 пары, в 1929 г. - соответствен¬но 183, 128 и 35. В 1930 г. выделялось в месяц 4500 леев из дохода от прихожан (3000 - священникам, 1500 - псаломщикам) через епархиальный бюджет (кроме государственной зарплаты) (ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.2402; 2506; 453. JI.30-34).

7) г. Доход в 1930 г. - 54648 леев: от торговли свечами - 37705, за крещения, венчания и похороны - 2690. Расходы: на свечи — 29928 леев. Подписи: Боканеску, секретарь П.Радионов, доверенное лицо Д.Ворников (ИО ГАОО. ф.1 ю. Оп.1. д.2608).

1932 г. Доход в 1931 г. - 65073 лея. В протоколе собрания церковного совета фигурируют председатель совета священник Е.Боканеску, его заместитель Василий Эконому, доверенные лица Г.Сакаджи и Константин Вецу, секретарь Николае Й.Рэдукану, член совета Дмитрий Терзи (ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.2819).

1933 г. Доход в 1932 г. - 65537 леев. В протоколе об утверждении бюджета указаны председатель совета Е.Боканеску, В.Экономов, члены совета Василий Тони, Афанасий Момча, староста Михаил Жеков, Г.Сакаджи, Елисей Чебан, Иван Камбур, Г.Р.Тодиев, А.Стоянов, Илие Карамиля, И.Н.Беликчи, Г.Беликчи, Танас Курдоглу, Н.Станев, И.П.Бою, И.Мутаф, Д.Перчемли, Танас Пугачев, отсутствующий Константин Соколов (ИО ГАОО. Ф.110. Оп.1. Д.2942; 3458. Л.72).

1935 г. Доход в 1934 г. - 98000 леев. Утвержден доход на 1935 г. - 123730 леев (ИО ГАОО. Ф. 110. On. 1. Д.3137).

Афанасьевской церкви в колонии Чишмикёй за 1834 г. священником с 1832 г. числится только Иоанн Д.Вец: «43 лет, женат, имеет 3 сыновей. Вызван из Болбоки (Прутского округа). Денежного пособия на проезд и домашнее обзаведение от колонистов и от казны не получал. Жалованье и деньги на поездки не получает. Занимает с отмежеванной для церкви земли 120 десятин под садом 240 саженей, под пашнею и прочими угодьями 7 десятин. Итого 7 десятин и 240 саженей. Живет в собственном доме. Дров не получает. Сено заготавливает на отмежеванной для церкви земле. Съестные припасы: получает с каждого семейства по 1 мерке пшеницы по согласию колонистов (в 1836 г. - по 2 мерки - Авт.). Плата за требы: за крещение - 40 коп., за бракосочетание - 2 руб., за погребение - 2 руб. (в 1836 г. - 1 руб. — Авт.)» (Българска възрожденска интелигенция: Енциклопедия. София, 1988. С.217; НАРМ. Ф.39. Оп.11. Д.3389. Л.боб.; Ф.134. Оп.2. 4.IV. Д.56. Л.526об.-528; Ф.2066. Оп.1. Д.327. Л. 180; ГАОО. Ф.6. Оп.1. Д.3717. Л. 194-195; Д.4415. Л.206-206об., 219; Д.4450. Л.209).

Более подробные сведения сообщает в ноябре 1839 г. старший благочинный протоиерей Александр Савицкий в рапорте архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Димитрию: «Ведомства моего колонии Чишмекёй Афанасьевской церкви священник Иоанн Вецу замечен мною в похвальном поведении и ревностном прохождении своей как по церкви, так и по приходу службы, а также в добропорядочном обхождении с прихожанами своими, чем заслуживает у начальства своего особое внимание. О чем Вашему Высокопреосвященству сим смиреннейше донося, о дозволении ему пользоваться правом ношения черной плисовой скуфии (остроконечная мягкая шапочка из хлопчатобумажного бархата. — Авт.) архипастырской резолюции всенижайше испрашиваю - докладывая при том что: 1) Священник сей, как видно из формуляра его, от роду имеет 48 лет, в семинарии не обучался, сын дьячка, 16 июня 1818г. определен дьячком, судим и штрафован не был, женат, сын Елисей 12 лет. 1820 года июня 19-го произведен к колонии Болбока Успенской церкви во дьякона, 1821 года ноября 8-го рукоположен к сей же церкви во священника, 1826 года сентября 28-го награжден набедренником, а 1832 г. января 5-го переведен на настоящее место. 2) В 1839 году был командирован болградским протоиереем Буряковским в Сатуновскую карантинную заставу, бывшую на правом берегу Дуная, с 8 марта по 20 октября, исправляя обязанности с усердием, как явствует из аттестата, выданного Вецу начальником Сатуновским карантином и переправою инженером подполковником и кавалером Канаревым 27 октября 1839 года». 13 декабря указом Кишиневской духовной консистории (учреждение по церковным делам при архиерее, управляющем епархией, т.е. церковным округом) Иоанн Вецу награжден черной плисовой скуфьей (НАРМ. Ф.208. Оп.2. Д.2916. Л.2-5).

В переписи 1835 г. указаны: священник Иоан Димитров Веца, его жена, трое сыновей и воспитанница; дьячок Афанасий Григорьев Дзенеус 22 лет; пономарь Аксентий Иванов Дражинский 55 лет с женой. Впоследствии служители менялись чаще. После Иоанна Вецу, служившего до 1844 г., упоминаются священники Иван Алексеев Шевазуцкий (1845-1854), Георгий Иоаннов Вецу (1852-1860), дьяконы Андрей Дражинский (1845-1860), Андриан Смерчинский (1852), пономари Андрей Стародубовский (1844), Елисей Вецу (1847), Стефан Крушталев (1852-1854). А в 1857 г. «вспомоществовал от Чешмекьоя для издания “Галереи из ямонтионовски премии...”» священник Стефан Груев (НАРМ. Ф.134. Оп.2. 4.IV. Д.56. Л.526об.-528; 39. Оп.11. Д.3389. Л.5-12об.; Ф.2066. Оп.1. Д.328. Л.290, 384; Българска възрожденска интелигенция. ).

(Продолжение следует)

ИСТОЧНИК: Книга "Чишмикёй"

 
Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.
Рождественский концерт 2016. Конгаз.
Троицкий концерт 2001. Конгаз
Рождественский концерт 2015. Конгаз
Пасхальный концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2014. Конгаз
Пасхальный концерт 2013. Конгаз
Рождественский концерт 2013. Конгаз
Спроси у священника
32. Уважаемый отец Василий! Какие у Вас отношения с протоиереем Иоанном Лесниченко, клириком Комратской епархии РПЦ МП (Сергеенко Владимир)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Владимир!

Как священник, с Иоанном Лисниченко я не могу иметь каких-либо отношений, т.к. его действия конфликтуют с законами государства и догматами Церкви.

\Дело в том, что Лисниченко, а также его сослуживцы, священники Иоанн Кристев и благочинный Петр Келеш, имеют причастие к продаже здания и разорению имущества Воскресной школы с.Конгаз, являющихся собственностью прихожан Конгазской Церкви. Деньги, вырученные ими от продажи здания, безследно исчезли.  Подобные действия квалифицируются как хищение чужого имущества в особо крупных размерах и караются судами, как мирскими (сажают в тюрьму), так и церковными (лишают сана).

Следовательно, Лисниченко, Кристев и Келеш  Духом Святым лишены сана. Потому и я, как священник, не могу иметь с ними каких-либо священнических отношений.

В догматическом плане их нарушения еще более тяжкие, т.к. они совершили грехи святотатства и посягнули на имущество, посвященное Богу. Они поступили как вандалы, разрушив все приходские учреждения, которые строили для своих детей практически все христиане с. Конгаз, начиная с 1990г. по 2004год. Таким образом, эти люди, движимые духом наживы и обогащения, создают помехи для воцерковления наших детей и молодежи.

Ввиду того, что приходские учреждения Церкви с.Конгаз строились по решению Священного Синода РПЦ и по благословению епископа Викентия (Мораря), а также при участии и материальной поддержке епископа Доримедонта (Чекана), ныне покойного, следовательно, действия Лисниченко, Кристева и Келеша конфликтуют также и с решениями Священного Синода РПЦ и вышеназванных епископов, что еще более достоверно подтверждает тот факт, что они лишены священнического сана.

Отвечено 24.09.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
31. Мой муж постоянно врет. На этой почве у нас скандалы. Он неоднократно просил прощения... но врать не перестал. У меня нет сил, уже думаю о разводе. Что делать? (Елена)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемая Елена!

Судя по вопросу, у Вашего мужа духовная болезнь, связанная с нарушением 9-й заповеди.

Тот факт, что Вы не можете отучить его от вредной привычки, говорит о том, что Вы пытаетесь решить проблему мирским путем. В этом Ваша ошибка, т.к. мирских причин для патологического вранья так много, что в них не могут разобраться до конца даже психологи.

Путь к решению проблемы лежит через воцерковление Вашего мужа. Следовательно, попытайтесь его по-настоящему воцерковить. Если Вам это удастся, тогда он начнет каяться и работать над исправлением своего поведения. Если же он врет, посещая храм, значит у него истинного воцерковления не произошло. Скажите об этом Вашем духовнику.

Если же Ваш муж будет отказываться посещать храм, тогда есть другой вариант. Вы сами покайтесь в том, что ошиблись в выборе мужа. Начинайте просить Бога о  его исправлении, также подавайте в храме записки о его вразумлении.

Если и это не поможет, тогда смиряйтесь и принимайте его таким, как он есть.

Отвечено 28.07.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
30. Троицкий храм с.Конгаз очень процветает...как вы думаете, это хорошо? (Вадим Николаевич)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемые Вадим Николаевич!

Процветание храмов мы видим не только в Конгазе, но и в других селах Гагаузии. Само по себе это может и не плохо, однако, будет ли это оправдано Богом, я не знаю.

На мой взгляд, сегодня деньги должны расходоваться не на внешний блеск храмов, а на создание учреждений по воцерковлению детей и молодежи. Христианин, нерадеющий о воцерковлении своего ребенка, совершает грех жертвоприношения сатане, т.к. растит ребенка не для Бога, а для дьявола.

Ситуацию, которую мы видим сегодня в Святотроицком храме с. Конгаз, не может радовать, т.к. церковные учреждения, которые функционировали в Конгазе до церковного переворота в 2004году, сегодня ликвидированы, их имущество похищено и продано. Поэтому, внешний блеск этого храма не может радовать.

Отвечено 22.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
29. Уважаемые о.Василий. Какие у вас отношения с Троицким храмом с.Конгаз? (Вопрос задал Вадим Николаевич).

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Вадим Николаевич.

Мои отношения с Троицким храмом с.Конгаз самые прямые.

Во-первых, в нем меня крестили (в 1951г.). Во-вторых, этот храм построили мои предки (1883г.); В-третьих, в нем находили (и до сих пор находят) утешение многочисленные мои родственники, как кровные, так и духовные; В-четвертых, с 1989г. по настоящее время я являюсь служителем этого храма.

В 1990г. мне было дано послушание организатора работ приходских учреждений катехизисного и попечительского характера. В 1994г., после хиротонии, мне определили служить священником, а с 2000г. настоятелем этого храма.

В 2004г. на меня были наложены прещения (по причине клеветы благочинного), однако они не имеют силы, т.к. выходят за рамки церковных догматов. Следовательно, по Божиему определению, я продолжаю оставаться служителем Конгазского Святотроицкого храма, несмотря на то, что нахожусь в другом храме с.Конгаз - Покровском.

В личном плане мне хотелось бы уйти в сторону от Конгазского церковного конфликта, тем более что я уже пенсионер, однако сделать это нельзя до тех пор, пока не будут развязаны канонические, догматические и юридические узлы, связанные с этим конфликтом.

Отвечено 19.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
28. Недавно прочитал роман «Алхимик­» писателя Пауло Коэльо. Хотелось бы услышать, как вы ее видите ( меня интересует­ момент про "стезю"). (Петр, г. Киев)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Петр!

Роман "Алхимик" П.Коэльо построен на идее о "сверхвозможностях" человека. Суть ее в том, что якобы внутри  человека имеются какие-то скрытые силы. Раскрыв их, он смог бы сам, без помощи Бога, решить все проблемы своей жизни.

Идея не нова, и не принадлежит Коэльо. Подлинным ее автором является змей из Библии: "... И сказал змей жене: ... в день, в который вы вкусите их (запретных плодов), откроются глаза ваши, и вы будете как боги..."  (Быт., гл.3, ст. 4,5). Поверив змею, наши предки, вкусив запретных плодов, попытались "стать как боги..." Что из этого вышло, мы знаем из жития Адама и Евы.

Идею "сверхвозможностей" мы видим также в произведениях Гитлера, Ницше, Мегрэ, Хаббарда и др. Только пути их раскрытия у всех разные: у змея - "Вкушение запретных плодов"; у Мегрэ - "Слияние человека с природой" (движение анастасиевцев); у Гитлера -  "Развитие расы гениев путем соблюдения чистоты арийской крови"; у Ницше - "Разрушение в человеке твари, в целях создания из него творца (сверхчеловека)" и т.д.

Вернемся к Вашему вопросу. Момент "Стезя" из романа "Алхимик", который Вас интересует, является вариантом раскрытия "сверхвозможностей" разработки П.Коэльо. В романе Коэльо заворачивает сию идею в 3 оболочки: 1-я - сладкая, привлекательная притча; 2-я - эзотерика; 3-я - магия.

Суть "Стези" П.Коэльо раскрывает описанием приключений молодого человека Сантьяго, которому приснился сон, что он найдет сокровища возле египетских пирамид. Он идет к гадалке, чтобы та ему растолковала этот сон. Затем он встречает странного незнакомца, который советует Сантьяго отправляться в путь и дает ему два камешка. И на протяжении всей этой истории ведется внушение: «у каждого Своя Стезя» и "каждому следует идти Своей Стезей..." и т.д.

Раскрывая эту мысль, Коэльо превращает человека в идола. Он хочет, чтобы человек сам стал богом, мог владеть миром, знать все его тайны, совершать чудеса. Он считает, что «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

Подобные идеи св. отцы относили к духовным болезням, именуемым "прельщениями". Они чрезвычайно распространены в мире и крайне опасны, т.к по сути своей являются главным "догматом" антихристианства.

Отвечено 28.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
27. Скажите пожалуйста, возможно ли повторное венчание, если первый брак не состоялся и супруги расстались, и как правильно поступить, и что для этого нужно? (Светлана)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Второе венчание допускается, однако в духовном плане это болезненно. Поэтому, для правильного решения вопроса, Вам необходимо обратиться к священнику, у которого желаете повторно венчаться.

Священник должен расследовать обстоятельства, для выявления и устранения канонических препятствий для Вашего второго брака.  После этого, он даст Вам рекомендации, как дальше Вы должны действовать, чтобы создать нормальную семью.

Отвечено 13.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
26. Скажите, пожалуйста, брак с нелюбимым человеком - это грех? (Константин)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Константин!

Брак с нелюбимым человеком сам по себе не может быть грехом. Дело в том, что любовь - это обретаемое чувство. Поэтому супруги, даже если они и не имеют любви друг к другу, могут эту любовь обрести, причем без особого труда. Стоит только им этого захотеть. Отсутствие такого желания у супругов - это и есть настоящий грех, которого следует остерегаться, т.к. он может привести к конфликтам и разрушению семьи.

Следует сказать, что масскультура нынешнего века прививает людям (через телевидение и интернет) искаженные представления о любви. Суть этих искажений в том, что вместо любви человеку прививаются низменные инстинкты (половые влечения), на самом деле не имеющие к любви отношения. Подобная ложь - это настоящая трагедия, чреватая тяжелыми последствиями для всего человечества!

Отвечено: 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
25. Во "Второзаконии" сказано, чтобы не сотворяли кумиров, не изображали Бога. Тем не менее, мы видим как Бога рисуют, молятся иконам, целуют мощи святых, подобно идолам. Это же грех и похоже на язычество? (Виталий У.)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Виталий!

Вторая Заповедь запрещает делать изображения и поклоняться предметам, в которых люди вкладывают ложный духовный смысл. Сюда относятся языческие боги (Аполлон, Венера, Прометей, Зевс и др.);  предметы колдовства, суеверия, знахарства, гаданий, амулеты, талисманы, атрибуты фэньшуя, гороскопа, языческих верований и т.д.

Современные люди могут вкладывать ложный духовный смысл также и в телевизионные передачи, фильмы, зрелища, компьютерные игры, виртуальные развлечения и др. Подобные грехи чрезвычайно широко распространены. Об этом и говорится во 2-й Заповеди.

Что касается церковных предметов, запрет 2-й заповеди на них не распространяется, т.к. они имеют сакральное значение (в них вкладывается истинный духовный смысл). К ним относятся книги со Священными текстами, иконы, мощи, храмы и др.  В Ветхом Завете к ним относились скрижали, опресноки, Ковчег Завета, изображения Херувимов в Скинии Моисея и в Храме Соломона и др.

Чтобы легче разобраться в этих вопросах, приведем следующие примеры: можно ли сравнить изображение Христа распятого с изображением Аполлона? Или изображение Божией Матери с Младенцем в руках с изображением Венеры Милосской? Конечно же нельзя, т.к. это было бы величайшим кощунством!

Надо сказать, что Бога и Святых изображают не только Православные. Откроем книги и журналы баптистов, адвентистов, иеговистов и других христианских конфессий (практически всех!): там полно изображений Христа, пророков, апостолов, мучеников и иных святых.

Моисей, например, изображал в Скинии Херувимов (что на Небе верху), а Соломон изображал их в Храме. Неужели тогда их тоже можно считать идолопоклонниками? Конечно же нет, т.к. изображения и предметы, в которых кроется истинный духовный смысл, являются неотъемлемой частью истинной религии.

Возникает закономерный вопрос: Почему в таком случае христиане некоторых конфессий приписывают Православным нарушения 2-й Заповеди? Ответ простой: потому что эти конфессии отвергают церковную историю. Потому и сами заблуждаются, и других вводят в заблуждение.

Отвечено 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
24. Как относиться к мнению людей, которые утверждают, что религия - это управление человечеством? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Александр!

С позиций современного, искаженного понимания значения слова "религия" эти люди правы. Такая "религия" действительно является эффективным инструментом управления людьми. Механизм этого управления строится на том принципе, что поведение человека формируется через его дух (дух творит себе формы). Следовательно, формируя дух человека по заранее спланированному сценарию, можно управлять его поведением. Подобный метод управления людьми используется в мире очень широко. Люди, поверив лжи, следуют лжи и становятся рабами лжи. Тем самым они теряют свою истинную свободу, что приносит им неисчислимые беды и проблемы.

Причина столь печальному явлению - тотальное религиозное невежество.

Как сохранить себя от попадания в сети лжи и от подобного управления? Единственный вариант - разобраться в том, что такое истинная свобода и истинная религия. Однако, это уже другой вопрос.

Отвечено 23.11.2013г.


Вам помогла эта информация? Да Нет
23.Батюшка, как быть, когда перед Причастием дико хочется пить?! (я пью дегидратирующие лекарства). Что делать, подскажите! (Александр Л., Москва)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

По Вашему вопросу Вам лучше посоветоваться со священниками, у которых Вы причащаетесь. Это оптимальный вариант решения Вашего вопроса.

Отвечено 18.11.2013 г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
22.Каким образом и почему Церковь с.Конгаз купила здание Дома Культуры? (Николай Б.,с.Конгаз)

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Церковь с.Конгаз здание ДК не покупала. Здание купили прихожане в 2003г. и подарили его Церкви. Поясняем, каким образом и почему это было сделано?

В 1990г. по благословению вл.Викентия в нашем приходе открылись первые группы Воскресной школы. Для их нормальной работы и возникла необходимость в специальном здании.

Вначале здание Воскресной школы мы решили строить сами. Приобрели землю, купили стройматериалы. Однако, нашлись завистливые люди, которые позарились на эту землю. В 1997г., в целях ее кражи, организовали в нашем приходе смуту, под шум которой земля была украдена.

В 1999г. появилась возможность приобрести готовое здание за счет имущественных долей колхозников, прихожан Церкви. В то время колхоз расформировали и его имущество начали раздавать колхозникам. Люди, укравшие землю, снова вмешались, и здание было передано не нам, а другим.

Ввиду того, что не имея собственного здания, занятия Воскресной школы проводить очень трудно, прихожане приняли решение купить здание ДК и передать его Церкви: здание ДК было выставлено на аукционную продажу в 1999г. по решению Комратского Суда.

Для полной ясности этого, на первый взгляд, необычного процесса, объясняем его предысторию.

1).В 1968г. у Церкви отобрали часть двора, на котором колхоз построил Дом Культуры (в 20м. от алтаря) и Кинотеатр (в 40м. от притвора).

2).В 1995г. колхоз взял в банке деньги (6,5млн. лей) и здание ДК оформил как объект залога.

3).В 1999г. к-з расформировали, оба здания выставили на продажу. Кинотеатр купил частник. На ДК покупателя не было, потому его, как объект залога, передали банку.  

4). В 2001г. мы договорились с банком, и начали использовать здание ДК для нужд Церкви (до появления покупателя). В то время массовые мероприятия в ДК кроме Церкви не проводил никто.

5).В 2003г. стоимость продажи ДК снизили. Прихожане нашли деньги в долг, купили его и подарили Церкви. 

На момент покупки ДК в Церкви с.Конгаз работали более 20 учреждений для детей и молодежи. С приобретением здания мы решили вопрос их компактного размещения.

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
21. Почему Вы поливаете грязью Церковь, в котором были рукоположены? (Павел, Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемый Павел!

Тон твоих вопросов порождает встречные вопросы к тебе самому. Постарайся ответить на них самому себе, только по совести.

1.Где ты видел, слышал, или читал материалы, в которых мы обливали грязью Церковь? Смог бы ты показать нам один из таких материалов, или же назвать свидетеля, который бы это подтвердил?

2.О том, что второй приход Церкви в Конгазе является неправильным, незаконным, ты сам догадался, или тебе кто-то об этом сказал? 

3.Известны ли тебе подробности процессов, которые привели к его открытию? Смог бы ты лично доказать, что действия прихожан в этих процессах были ошибочными?

4.Чем тебя в личном плане раздражает появление нового прихода Церкви в Конгазе?

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
20. Священник, воспользовавшись исповедью женщины, начинает с ней блудить. Как вы думаете, рассказать это приходу, или молчать? (Петр Кириллович,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Петр Кириллович!

По деталям вопроса я догадываюсь, о ком конкретно Вы говорите. Я хорошо знаком с женщиной и со священником, которым Вы приписываете столь тяжелые грехи.

Весьма тронут Вашей ревностью о чистоте жизни церковной. Однако, свидетельствую о том, что отношения между персонажами Вашего вопроса абсолютно чистые, как и положено быть отношениям духовного отца с духовной дочерью. Потому и делаю вывод о том, что тревога Ваша ложная, не от Бога. 

Я бы посоветовал Вам большей сдержанности в подобных суждениях. Чтобы не повредить своему собственному спасению.

Отвечено 13.05.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
19. Люди других религий не живут по Библии и верят в иного Бога. Как Бог будет судить их? Говорят, не крещенный человек, не зависимо, правильно он живет или нет, все равно попадет в ад! Так оно или нет? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Согласно Библии, человек спасается только через Христа ( "Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9). Однако, нет прямых сведений о том, что спасутся только лишь те, кто узнали Христа, а те кто Его не узнали, непременно все погибнут. Какова участь людей, не принявших крещение, мы не можем знать. Скорее всего - это таинство, одному Богу известное.     

Также мы не можем однозначно ответить на вопросы о том, кто ближе к Богу: крещенный бандит, или не крещенный, хорошего поведения человек?

Отвечено 11.03.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
18.РПЦЗ – это трусы, бежавшие из страны. Назвали себя правильными и организовали свою церковь. Если бы РПЦЗ находилась на территории страны, подвластной Сталину и его преемникам, они не стали бы писать что-либо против него… Издали легче махать кулаками. (Павел,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Павел!

Не мы с тобой, а только Божий Суд может определить, кто более прав: люди, которые не пошли на соглашательство с богоборческой властью, или же люди, которые согласились мирно сосуществовать с ним. Более того, не только согласились, но даже и служили этой власти: работали на нее, восхваляли ее руководителей, принимали ее порядки и культуру...

Я бы не советовал тебе делать поспешных выводов об РПЦЗ и о тех событиях, которые происходили в то время.

Отвечено 18.02.2013г.

Отвечает наш читатель Аллинас

"Русская православная церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах." Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте. Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, «сергианство», экуменизм. Всегда с враждебностью относилась к «латинству» (католичеству). поэтому прежде чем бросаться подобными обвинениями ..."трусы, бежавшие из страны". почитал бы вначале историю, тогда бы узнал, что часть русского духовенства и монашества были изгнаны за пределы страны после революции 1917 года..

Отвечено 23.02.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Вопросы, еще не отвеченные

  • Уважаемый о.Василий!
    В чем была необходимость Вашего перехода из РПЦ в управление РПЦЗ?  И в чем, на ваш взгляд, отличия между вашим прошлым служением и нынешним? (Петр)

--------------------

  • 1. Зачем церковь пугает людей адом? Церковь не нашла других способов как клянчить у людей деньги?
  • 2. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что церковь - это бизнес.
  • 3. Во времена правления коммунистов было намного меньше грязных дел, чем сейчас в церкви.
  • 4. Да, я атеист, но тем не менее я не граблю, не убиваю, не осуждаю кого-то, не прелюбодействую..., т.к. прекрасно понимаю, что это может иметь отрицательные последствия для меня и для окружающих меня людей. (Вопросы задавал Варбан, атеист)

-------------------

  • Как стать воцерковлённым человеком? (Лариса)

--------------------

  • Каким образом в с. Конгаз появился Покровский приход, когда в селе всегда была одна Святотроицкая Церковь? (Мария Третьякова)

---------------------

  • Как на Ваш взгляд, есть ли жизнь на других планетах? (Александр)

--------------------

  • В начале Великого поста я соблюдаю "тримур" (пост, когда 3 дня ничего не кушают). В Москве ничего не знают о "тримуре". Скажите, говорится ли о посте "тримур" в Церковном Уставе, и как правильно его соблюдать?   (Валентина)

-------------------

  • Мир сходит с ума от патриотизма. И церковь тоже. Священники благословляют противоборствующие стороны на братоубийственную войну (на Украине, например, и в др. местах...). В новостях мы видим кадры с отрезанием голов и массовыми убийствами. Это подрывает и без того хрупкую веру в справедливость. Остается верить только самому себе. (Иван)

--------------------

  • Как Вы считаете, кому должна принадлежать Киево-Печерская лавра: Московской Патриархии, или неканоническому Киевскому Патриархату? (Петр)

--------------------

  • Батюшка , а какова вероятность того, что нам вернут Троицкий храм ? (Антон)

--------------------

  • 1. Почему мне стоит верить, что есть ад и рай? Ведь это всего лишь идея и пугалка для человечества.
  • 2. Идея православного христианства мне нравится. Но мне непонятно ради какого спасения я должен быть добрым, любить и так далее.
  • 3. Я всегда привожу пример робота и человека. Человек тоже создатель. Он придумал робота. Робот был придуман с определённой целью - чтобы выполнять ту или иную функцию. То есть у него есть предназначение определённое. Но никак не для ада или рая он был создан. Это же глупо...
  • 5. Так почему человек должен попасть в ад или рай? Зачем это Богу? Не вижу смысла в этом...
  • 6. Я верю, что Бог есть, но не в таком виде, как его нам предъявляет религия.
  • 7. Религия была придумана с одной целью - чтобы управлять человечеством! И чтобы на проповеди перед алтарём говорить за кого голосовать на выборах)) P.S.: Очень надеюсь, что вы не удалите мои вопросы и ответите на них.

(Вопросы задавал Валерий Бузинесский)

-------------------

  • В Святом Евангелии есть такие слова Спасителя: "Не возможно двум хозяевам служить одинаково. Ибо об одном будешь усердствовать, а о другом нерадеть". Ответьте: можно ли с одинаковым усердием служить Богу и семье, не нарушая Божьего закона?

Григорий Димогло.

 

Поиск по сайту
Наш баннер

Баннер 88x31

Православная гагаузия

Скачать баннер