МОЛИТВА РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ*** ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.
Церковный календарь
Церковные служения
Церковный язык Гагаузов
ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)
Последние 100 публикаций сайта

Церковь - вне политики?

(В11) Государственный катехизис

Многие православные люди убеждены, что политика – грязное дело, и единственный правильный путь для христианина -- быть вне политики. Но политика – неотъемлемая часть жизни любого общества. И среди политиков есть люди, отстаивающие христианские ценности. Как их распознать избирателю? Возможно ли создание христианской партии? Может ли православный быть коммунистом или либералом? С этим вопросом мы обратились к священнослужителям, известным политикам и общественным деятелям.

Василина ОРЛОВА, писатель, обозреватель «Московских новостей»: «Лучше не подражать политикам».-- Любой серьезный политик вызывает у людей противоречивые чувства. Например, для одних Петр I – великий реформатор, для других – человек, принесший России только вред. Первые никогда не переубедят вторых, и наоборот. И какую фигуру ни возьми… Макиавелли. Беспредельный цинизм, но настолько откровенный, что даже восхищает. Именно честностью. Может быть, стоит подражать Макиавелли? Мне кажется, если уж обязательно хочется кому-то подражать, лучше искать примеры не среди политиков. Или, по крайней мере, чтобы политическая деятельность человека не была для нас определяющей. Во всяком случае, если мы сами не политики.

Я не знаю, о каком сознательном выборе простого избирателя можно говорить. Даже если у него есть время подробно ознакомиться с предвыборной программой, эти программы, как правило, написаны таким суконным языком, что редко кто их осилит и до середины. Так что большинство, на мой взгляд, делает свой выбор на уровне эмоций.

Православная политика – не теория, она реально существует. Мистически Церковь – Тело Христово, но Церковь земная, воинствующая – это также общественный институт и, как любой институт, имеет свои интересы. Наши архиереи взаимодействуют с представителями других организаций и конфессий не только в России, но и за границей, и в странах СНГ. Это не что иное, как христианская политика. А возможна ли христианская политика в рамках политики государственной, зависит от готовности православных мирян идти в большую политику и отставать там принципы своей веры. Теоретически это возможно. И, конечно, христианин, как и любой член общества, имеет право создать свою партию. А что из этого получится, покажет только практика. Но я не считаю себя вправе утверждать, что ничего хорошего получиться не может, что православие для политика – лишь конъюнктурный ход. Кто уверен в собственной непогрешимости, пускай выносит категоричные суждения. Мне кажется, мы никому не можем отказать в праве на самоопределение. Называет человек себя православным - не нам судить, хороший ли он православный. И, наоборот, если он считает себя атеистом или агностиком, не надо додумывать за него, что на самом-то деле, в глубине души, он православный. Надо уважать человеческий выбор.

В наше время многие люди (не только старшего поколения, но и молодые) сочетают в своем мировоззрении вещи, кажущиеся со стороны несовместимыми. В том числе православие с коммунизмом или либерализмом. Но раз это есть, значит, это возможно. Другое дело, что мы видим только внешнюю сторону – человек говорит, что он православный либерал или православный коммунист. А как он понимает тот же либерализм или коммунизм? Кроме того, самоопределение человека – не разовый акт. Оно подтверждается каждый день на протяжении всей жизни.

По-моему, на вопрос, должно ли государство вмешиваться в вопросы нравственности, невозможно ответить однозначно. Если ответим «да, должно», то еще при жизни будем расхлебывать последствия этого вмешательства. Но говорить «нет» нелепо -- государство не может совсем не вмешиваться в такие вещи. Вопрос, как именно оно вмешивается? На мой взгляд, тут нужен минимум эмоций и максимум знания и изучения ситуации. Тогда государственное вмешательство будет конструктивным, а противном случае оно может только скомпрометировать власть.

Александр ЧУЕВ, депутат Государственной думы РФ предыдущего созыва (партия "Справедливая Россия"): «Не понимаю, как можно быть православным либералом или коммунистом». -- Я очень ценю вклад в русскую историю Александра I и святого царя-страстотерпца Николая II, но императоров я бы все-таки не называл политиками. Политика – это борьба идей, конкуренция политических партий. Монархия – пример того, что можно иметь власть и использовать ее во благо людям и при этом не быть политиком. А из политиков мне симпатичны Рузвельт (прикованный к инвалидному креслу, управлял страной, и хорошо!), Маргарет Тэтчер, Джавахарлар Неру, Ганди. И именно потому, что они люди. Для меня политик - прежде всего человек. И избирателям надо смотреть на людей, на их лица. Слушать, что они говорят и, главное, как выглядят. Если забронзовевшее расплывшееся лицо не помещается на экране, какие бы красивые вещи человек ни говорил, ему не поверят. А если видим в глазах огонь… Наверное, искренность должна быть критерием для избирателя. Если кандидат или партия баллотируется впервые, то по-другому и невозможно выбрать. А если политик уже работает в Думе, мы можем оценить его по делам.

Я 12 лет, с 1990 по 2002 год, возглавлял Российскую христианско-демократическую партию. Она успешно выступила на выборах в блоке «Единство». Но по Закону о партиях в 2002 году ее лишили регистрации – нельзя в названии подчеркивать религиозность партии. Но партия может быть христианской и с другим названием, важнее дух. Думаю, со временем такая партия вновь появится на политической арене. Только кричать политику о своей религиозности на каждом углу ни к чему. Православный человек виден по делам.

Свобода совести, политические и гражданские права, право на частную жизнь безусловны для всех, и православные люди не могут их не уважать. Но когда частная жизнь выплескивается на экраны и заставляет зрителей краснеть?.. В чьем-то понимании, возможно, это тоже свобода, но православный человек не может с этим согласиться. По-моему, это как раз нарушение прав человека. В этом отличие православного понимания свободы от либерального. Поэтому как можно быть православным либералом, я не понимаю.

Так же мне трудно представить православного коммуниста. Коммунизм – атеистическое учение. Верующий может быть сторонником социального равенства, справедливости, выступать за социализм в европейском варианте. Если же он понимает под коммунизмом какие-то новые, нам еще неизвестные идеи, лучше ему все же называть себя социал-демократом или как-нибудь еще. Все-таки в нашей стране слово «коммунист» вызывает ассоциации с конкретной идеологией, нетерпимой к религии. В советское время были случаи, когда верующие состояли в КПСС, но не по собственной воле – обстоятельства заставляли их. Сегодня никто не заставляет, и вступать православному человеку в коммунистическую партию более чем странно.

Государство не имеет права называться государством, если не стоит на защите общественной морали. Считаю, что сегодня государство от этой проблемы отвернулось. Но если мы этим не займемся, не изменим духовный климат в обществе, никакие экономические успехи нам не помогут.

Леонид БЛЕХЕР, социолог, старший научный сотрудник фонда «Общественное мнение»: «Христианская партия сейчас может только дискредитировать имя Христово»-- Везде, где шла борьба за власть и решались судьбы страны, народ в лице своей управляющей элиты выдвигал великих политиков. В России это был в первую очередь Иван III, получивший в наследство слабо объединенные области, а оставивший своим потомкам великую страну. Позже я таких политиков в нашей стране припомнить не могу.

Существует, как известно, две основных электоральных стратегии: либо избиратель выбирает, как ему голосовать, исходя из максимальной реалистичности и минимизации вреда, либо он в первую очередь смотрит, что ему велит его совесть, а на конкретные результаты не обращает никакого внимания. И в том и в другом случае он ответственен, но в первом случае -- перед настоящим, а во втором -- перед будущим. В первом случае он должен считать и рассчитывать, во втором -- прислушиваться к внутреннему голосу и ориентироваться на высшие ценности, как он их понимает. Одно дело -- личная вера, другое -- социальные последствия действий политика или политической организации для Церкви и религии. Можно ли узнать, православный ли политик? Наверное, как-то можно. Но зачем? В нашем сегодняшнем обществе иногда значительно важнее, чтобы политик был патриотом России и правильно понимал, в чем ее интересы и интересы ее населения, стремился бы к ним. Думаю, что вероисповедание впрямую на эти дела не влияет.

На данном этапе, при крайне низком уровне нравственного развития как вообще народа, так и в особенности политического класса, христианская партия могла бы только дискредитировать как имя Христово, так и Церковь. Есть много вопросов, которые должны быть сначала поставлены как общенациональные и приняты всеми россиянами. Именно это и делает из населения нацию. Вот тогда можно было бы подумать о том, как православная часть народа могла бы, организовавшись, убеждать остальных и бороться за правильное с нашей точки зрения (то есть христианское) решение этих общенациональных проблем. Сейчас же, при отсутствии такой постановки важных для всего народа вопросов и даже понятия, как можно к ней подступиться, политическая организационная деятельность с христианским названием и невозможна, и крайне вредна.

Мало того, что многие из нас – людишки так себе, с отшибленными нравственными критериями, слабые, неспособные ни к добросовестному труду, ни к законному поведению, так еще и наверх, в управляющие сферы, часто идет худшая часть. Поэтому если государство и вмешивается в нравственность (что иногда необходимо), это требует постоянного контроля со стороны негосударственных объединений народа.

Конечно, русские всегда были не против и очень даже за «сильную руку». Но когда социологи начинают разбирать, что именно имеется в виду, оказывается, что люди тоскуют по твердому соблюдению законов, по порядку в жизни и т. д. Никогда в это не входило никакое ограничение свобод или прав (для законопослушных граждан, конечно). Сталина сегодня не воспевают. Просто люди в первую очередь тоскуют по периоду модернизации и мощи. Что поделаешь, если в это время государством правил урод и подонок? Так нам и надо, по грехам нашим.

Борис ЯКЕМЕНКО, руководитель православного корпуса движения «Наши», кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов, преподаватель истории Древней Руси и средневековой русской культуры: «Хочешь быть начальником, откажись от всего».-- В русской истории было очень много ярких политиков: Ярослав Мудрый, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Иван Грозный, Александр II, На Западе -- Людовик Благочестивый, Фридрих Барбаросса, Бисмарк, Черчилль. Если брать Восток, то, конечно, Тамерлан, Улугбек, Иясу Токугава.

Многих, наверное, удивит, что я назвал Ивана Грозного. Но я изучал ту эпоху и знаю, что именно проведенные при нем реформы поставили Россию в один ряд с крупнейшими европейскими государствами. Территория России в XVI веке увеличилась почти в 10 раз! А по его реформам в области культуры видно, что он воспринимал Русь как последнее христианское царство, взявшее на себя огромную ответственность перед Богом и всем миром. Как политику, совмещавшему государственные и духовные ценности, ему нет равных. Может быть, только Алексей Михайлович.

Не следует забывать, что еще Платон разделял экономику и хремастику. При экономике все делается только ради денег, хремастика тоже не отрицает материальный интерес, но на первое место ставит выгоду духовную. Сегодня все более очевидно, что как бы мы ни поднимали экономику, если у руля преобразований будут стоять бездуховные и беспринципные люди, страна все равно не будет жить хорошо. Бессмысленно возрождать экономику без возрождения духовности и нравственности. Поэтому я считаю, что любой политик в нашей стране должен быть христианином. А чтобы оценить политика избирателю стоит мысленно приблизить его к своей жизни: хотел бы избиратель, чтобы этот человек был директором завода, на котором он работает, или школы, в которой учатся его дети, главврачом районной поликлиники и т.д.? Мне кажется, такой подход поможет сделать правильный выбор.

Все предыдущие неуспехи на пути создания христианской партии связаны с представлениями о православии как о чем-то далеком от действительности. К сожалению, часто сами православные люди подтверждают этот стереотип. Та же православная молодежь подчас стремится изолировать себя от мира. В итоге 20-30 человек делают серьезное и нужное дело, прекрасно понимая друг друга, но молодежь в целом даже не в курсе, что есть такая молодежная организация. Мы в православном корпусе «Наши» стараемся разрушить этот стереотип и выходим на улицы, к людям. В разных городах проведено множество акций: «Мы называем себя православными, а надо ими быть», во время которой людям раздавались нательные кресты и проходила краткая катехизация, открытый урок основ православной культуры, акции «Не завидуй», «Не убий», «Почитай родителей своих», 30 октября провели акцию у Соловецкого камня в память священнослужителей, монахов, мирян, павших жертвами большого террора. Летом на образовательном форуме «Селигер» была отслужена миссионерская литургия, во время которой впервые исповедовались и причастились десятки людей.

Когда мы встречаемся с людьми на улицах, часто сначала они недоумевают -- привыкли, что к незнакомым на улице подходят только сектанты. Но когда они узнают, что вот эти нормально одетые парни, девушки с сережками в ушах и косметикой -- православные люди, они начинают менять свое отношение к православию и православным. Многие, благодаря нашим акциям, впервые пришли в храм и начали воцерковляться.

В Церкви, как вы знаете, архиереями становятся только монахи. То есть прежде, чем получить власть, человек должен от всего отказаться. Мне кажется, этот замечательный принцип стоило бы положить и в основу и светской политики: хочешь быть начальником -- откажись от всего. Мы ничего не обещаем в Православном корпусе, а настраиваем ребят стать авангардом церковной молодежи и помочь Церкви заговорить с молодежью на ее языке, сплотить молодежь вокруг Церкви. А от людей, которые захотят использовать наше направление только как ступень к карьере, Церковь хорошо защищена изначально. Можно прикинуться либералом, демократом, патриотом, но православным прикинуться нельзя. Если и можно, то ненадолго. Поэтому мы ставим жесткие условия, которые те, кто хочет быть членом нашего корпуса, должны выполнять: ходить в храм, молиться, воцерковляться, поститься. И либо человек станет это делать, либо уйдет из православного корпуса. При этом, конечно, сможет остаться в «Наших». Это светское молодежное общественное движение, просто в нем оказалось много православных людей, которым деятельность без христианской составляющей неинтересна. Вот мы и создали православный корпус, чтобы помочь им реализовать себя. Но никому ничего не навязываем. На сегодняшний день «Наши» - самый масштабный молодежный проект, и в нем найдется место и дело всем нормальным, неравнодушным к России людям. Независимо не только от вероисповедания, но и от возраста. До 18 лет мы стараемся не принимать, но верхней планки у нас нет. Дело ведь не в возрасте. Некоторые и в 20 лет имеют абсолютно стариковское мышление, а среди 50-летних, наоборот, есть те, кто с легкостью готов меняться и может среди ночи подняться на любое дело. Движение молодежное по духу, а открыто для всех. И именно потому, что «Наши» такое масштабное движение, либералы, оппозиция никак не могут вместить его, осознать целиком и поэтому пытаются втискивать в те маргинальные термины, которые им понятны и доступны: «фашисты», «гитлерюгенд», «хунвейбины». Я несколько раз предлагал такого рода «критикам» предъявить конкретные претензии, а в ответ слышал только ссылки на статью в «Новой газете», на сайте «Грани.ру», в «Коммерсанте» или на «Эхе Москвы», но не аргументы. Поэтому не вижу смысла комментировать ярлыки и эмоции.

На прошлых выборах Зюганов пытался сделать своим союзником Церковь -- водил с собой ряженного под священника проходимца. Но нельзя служить одновременно Богу и мамоне. Если человек станет православным, не сможет оставаться в рядах партии, которая унижала, позорила, уничтожала Церковь (КПРФ -- преемница ВКП(б)-КПСС). Так и сторонник либеральных ценностей не может быть настоящим христианином. Потому что в христианстве человеческая свобода достаточно жестко ограничена. Ведь христианская свобода -- не многовариантность поведения, но свобода выбора между добром и злом, причем не по своему разумению, а по критериям, установленным Богом.

Когда речь идет о преступности, наркомании или хулиганстве, ни у кого не возникает сомнения, что государство обязано ограждать нас от этого зла, наказывать преступников. Почему же мы сомневаемся в праве государства пресекать действия хулиганов от культуры? Если человек матерится на улице в адрес прохожих, пишет матом на заборах – его арестовывают и наказывают. А если тысячными тиражами распространять мат в книгах и на полотнах, он почему-то перестает быть матом и становится «произведением искусства»? Маргиналами от культуры, из которых либералами в 90-е годы были сделаны «художники» и «писатели», сознательно навязывается обществу подмена понятий с единственной целью - чтобы они могли безбедно существовать. В 1990-е годы государство не вмешивалось, в результате маргиналы под названием «постмодернисты», «нонконформисты», «радикальные художники», «жесткие писатели» захватили все площадки. Они выставлялись в Манеже, пролезли в Третьяковку, ставились в Большом театре. Государство обязано защищать интересы созидательной, положительной, духовной культуры, а не разрушительной и агрессивной. Именно с этой позиции выступал недавно министр культуры Соколов, пытаясь помешать в очередной раз опозорить страну под видом «выставки «соцарта»» в Париже. Он выступал именно с позиций государственного чиновника, отстаивающего не собственные вкусы, а интересы государства.

Максим СОКОЛОВ, обозреватель «Известий»: «Православие -- не сертификат качества, а испытание веры»- Проверить политика на совестливость можно точно так же, как и частного человека. В своей жизни мы как-то умеем определять, кто из знакомых, сослуживцев, партнеров, свойственников -- человек достойный, а кто не очень, и соответственно строим с ними отношения. Все в общем и целом умеют определять, можно ли на человека полагаться. То же и с политиками -- достаточно подумать, хорошо ли с этим человеком было бы вместе работать и хочется ли с ним общаться. Если исходить из того, что политик -- тоже человек, сделать ответственный выбор не столь уж сложно.

Что до христианской партии, то задача разумной политики -- не превратить мирскую жизнь в рай, а не дать ей превратиться в ад. При таких удерживающих взглядах вполне возможно сотрудничество конфессионально весьма различных сил, и специальное конституирование христианской политики вряд ли нужно.

Сходным образом решается и проблема вмешательства государства в нравственность. Публичное и демонстративное непотребство возбранять, потому что в общественном пространстве дети ходят, если же кто хочет чинить непотребство в ограниченном пространстве, то суди его Бог, а не государство.

Может ли православный быть коммунистом или либералом? Православный может быть кем угодно -- в том смысле, что это постоянно имеет место. Православие -- это не сертификат качества, но лишь исповедание веры, которое очень часто вступает в противоречие с делами и помыслами грешного человека. Широк человек, даже чрезмерно широк -- и это не к одному коммунизму относится.

Андрей БАБУШКИН, председатель комитета «За гражданские права», член федерального совета партии «Яблоко»: «Достаточно посидеть несколько часов в Интернете, чтобы составить представление о человеке, который идет во власть»:-- Я думаю, что кандидатов во власть надо оценивать по трем критериям. Во-первых, выяснить результаты деятельности человека: если он уже депутат, посмотреть, как голосовал по тем или иным законопроектам, выдвигал ли свои инициативы, если же новичок в политике, выяснить, чем он занимался на своей работе, как себя зарекомендовал. Второй критерий – выдвигались ли против него обвинения, если да, понять, кому они были выгодны, справедливы ли. Бывает, что на политика вдруг обрушиваются все и справа, и слева…Такая повальная критика заведомо не может возникнуть естественным путем. Очевидно, что политика заказали, и есть вероятность, что он порядочный человек, неудобный для конкурентов, которых интересуют только власть и деньги.

И третий принцип оценки – как человек ведет себя в критической ситуации. Я – член партии «Яблоко», и для меня немаловажно, как повел себя Явлинский в 1992 году. Он был пятым человеком в стране, и когда увидел, что все его рекомендации игнорируются, что страна отдана на разграбление, а народ – на обнищание, не принял правила игры (нас тогда убеждали, что трудности в стране временные, и через пару лет в рыночной России все заживут) и ушел из Правительства России. Так что разобраться можно. Достаточно посидеть несколько часов в Интернете, чтобы составить представление о человеке, который идет во власть. Если же избиратель не может отличить, кто из политиков отстаивает его интересы, а кто – свои, он обречен жить в стране, где от него ничего не зависит. Тогда избиратель достоин и хаоса, и безнравственности, и всего иного плохого, что несет ему безответственная власть.

Мне кажется, православный человек – человек терпимый, уважающий свободу выбора, спокойный. Он пытается изменить мир не заклинаниями и призывами, а тем, что на своем месте делает добро. Это относится и к политикам. Можно завоевать симпатии избирателей, апеллируя к темным сторонам души: обогащайся, отбирай у соседа и т.д. Суть христианской политики в обратном - апелляции к лучшим человеческим качествам. Наиболее наглядный аналог – служение тюремного священника. Он пытается в самом страшном злодее найти что-то человеческое, пробудить его, подвести к покаянию и тем самым вернуть к жизни. Христианская политика – такой же поиск, только не внутри зоны, а внутри страны. Но, боюсь, если в программе партии будет прямо говориться о приверженности религиозным ценностям, это многих потенциальных избирателей оттолкнет. Душой я за создание христианской партии, но пока все такие попытки в России закончились неудачей.

Государство не имеет права создавать простор для безнравственности. Невозможны безнравственное телевидение и безнравственное правосудие. Если представитель исполнительной власти оказывается перед дилеммой «поступить по закону или по совести», это говорит о безнравственности закона, а, следовательно, и государства. Задача государства – обеспечить процессы образования, судопроизводства, передачи информации на основах нравственности.

Думаю, что православный может быть коммунистом. Христианство и коммунизм имеют много общего. Они не тождественны (идеология исходит из экономических и политических аспектов, а религия – из нравственных и духовных), но противоречий я не вижу. Даже в период гонений на Церковь были православные коммунисты. Христианин не может быть фашистом и крайним либералом, то есть человеком, для которого главное – экономика. Для христианина цель не оправдывает средства. Но умеренный либерализм, на мой взгляд, с христианством вполне совместим.

Протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель московского храма Трех Святителей на Кулишках, профессор ПСТГУ, доктор богословия: "Стремление к элитарности - признак гордыни".  Кроме вопроса о соотношении политики и Православия, мы попросили его прокомментировать мнение руководителя «православного корпуса» движения «Наши» Бориса ЯКЕМЕНКО, приведенное выше:

-- Когда кто-то ходит по городу и устраивает акции, вроде раздач крестиков... Я не думаю, что такие методы нужно принципиально отвергать, но все же, на людей серьезных они производят несколько дешевое впечатление. И даже если удается кого-то таким образом разагитировать, то это люди случайные. К тому же при таком образе действий внутренняя содержательность подлинно христианской жизни даже и не входит в намерения таких агитаторов. Когда кто-то утверждает, что он будущая элита, это просто смешно. Это дерзость -- заранее приписывать себе те дары, которые подаются Богом! Такое вот стремление к собственной элитарности -- это знак того, что ведущими оказываются гордостные начала, противоположные основным началам христианства.

Что же касается выбора между разными партиями -- то по программам партии не отличить друг от друга. Что, вообще-то, не удивительно. Когда партии появлялись, их задачей было выражать интересы того или иного сословия, или социального слоя. В обществе бессословном непонятно, чьи интересы должна отстаивать партия. От защиты сословных интересов партии во всем мире давно отошли, и теперь практически единственным стимулом партийной деятельности является подковерная, а отчасти и публичная борьба за власть. Все! Других стимулов нет.

Возможна ли какая-то «православная» партия? А для чего она нужна? Какая мотивация её появления на свет? Претворение в жизнь социальной концепции Православной Церкви? Для этого не нужна никакая партия! Социальная концепция распространяется на всю деятельность Православной Церкви, и для этого нужно просто быть сознательным членом Русской Православной Церкви, сознательно понимать и принимать то, что принято полнотой Православной Церкви -- в данном случае в лице Архиерейского Собора. Для этого не нужно каких-то специальных организаций.

Речь, конечно, не идет о том: заниматься или не заниматься православным политической деятельностью. Но дело в том, что сейчас политика ушла от чистой и нравственно приемлемой основы -- а именно от готовности к не мнимому, а к действительному служению -- очень далеко. И боюсь, если даже будет создана христианская по названию партия, то методы политической борьбы она будет использовать те же, что существуют во всем мире -- то есть в мире нехристианском. Создание по-настоящему христианской партии малореально.

А вот что было бы абсолютно реально -- это создать некое общенациональное движение, имеющее прежде всего не политические замыслы и мотивации, а полагающее своей основой мировоззренческое поле, центром которого является христианство. Такой круг мировоззрения не ограничивается национальным самоопределением, но в то же время именно национальные идеалы определяют пространство верных мировоззренческих смыслов. И из этого пространства уже вытекают национальные интересы. И когда такое движение становится действительно общественным, а не кучкой из двадцати человек собравшихся внутри Садового кольца, становится движением, собирающим вокруг себя новые и новые круги -- вот тогда можно ожидать, что это движение выдвинет подлинных лидеров. Или даже может быть одного лидера, о котором вся страна скажет: «Вот он!» А не так как сейчас, когда подковерно находится лидер, его назначают преемником -- и уже под него создается мировоззренческое поле. Православный человек, если участвует в таком движении, творит себе кумира.

Но я опасаюсь, что настоящее национальное движение есть мечта практически не осуществимая. Если, конечно, не произойдет какого-то чуда!

Подготовили Леонид ВИНОГРАДОВ и Дмитрий РЕБРОВ

http://www.nsad.ru/articles/cerkov-vne-politiki

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Радио "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАГАУЗИЯ"
Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.
Рождественский концерт 2016. Конгаз.
Рождественский концерт 2015. Конгаз
Пасхальный концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2013. Конгаз
Пасхальный концерт 2013. Конгаз
Троицкий концерт 2001. Конгаз
Спроси у священника
32. Уважаемый отец Василий! Какие у Вас отношения с протоиереем Иоанном Лесниченко, клириком Комратской епархии РПЦ МП (Сергеенко Владимир)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Владимир!

Как священник, с Иоанном Лисниченко я не могу иметь каких-либо отношений, т.к. его действия конфликтуют с законами государства и догматами Церкви.

\Дело в том, что Лисниченко, а также его сослуживцы, священники Иоанн Кристев и благочинный Петр Келеш, имеют причастие к продаже здания и разорению имущества Воскресной школы с.Конгаз, являющихся собственностью прихожан Конгазской Церкви. Деньги, вырученные ими от продажи здания, безследно исчезли.  Подобные действия квалифицируются как хищение чужого имущества в особо крупных размерах и караются судами, как мирскими (сажают в тюрьму), так и церковными (лишают сана).

Следовательно, Лисниченко, Кристев и Келеш  Духом Святым лишены сана. Потому и я, как священник, не могу иметь с ними каких-либо священнических отношений.

В догматическом плане их нарушения еще более тяжкие, т.к. они совершили грехи святотатства и посягнули на имущество, посвященное Богу. Они поступили как вандалы, разрушив все приходские учреждения, которые строили для своих детей практически все христиане с. Конгаз, начиная с 1990г. по 2004год. Таким образом, эти люди, движимые духом наживы и обогащения, создают помехи для воцерковления наших детей и молодежи.

Ввиду того, что приходские учреждения Церкви с.Конгаз строились по решению Священного Синода РПЦ и по благословению епископа Викентия (Мораря), а также при участии и материальной поддержке епископа Доримедонта (Чекана), ныне покойного, следовательно, действия Лисниченко, Кристева и Келеша конфликтуют также и с решениями Священного Синода РПЦ и вышеназванных епископов, что еще более достоверно подтверждает тот факт, что они лишены священнического сана.

Отвечено 24.09.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
31. Мой муж постоянно врет. На этой почве у нас скандалы. Он неоднократно просил прощения... но врать не перестал. У меня нет сил, уже думаю о разводе. Что делать? (Елена)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемая Елена!

Судя по вопросу, у Вашего мужа духовная болезнь, связанная с нарушением 9-й заповеди.

Тот факт, что Вы не можете отучить его от вредной привычки, говорит о том, что Вы пытаетесь решить проблему мирским путем. В этом Ваша ошибка, т.к. мирских причин для патологического вранья так много, что в них не могут разобраться до конца даже психологи.

Путь к решению проблемы лежит через воцерковление Вашего мужа. Следовательно, попытайтесь его по-настоящему воцерковить. Если Вам это удастся, тогда он начнет каяться и работать над исправлением своего поведения. Если же он врет, посещая храм, значит у него истинного воцерковления не произошло. Скажите об этом Вашем духовнику.

Если же Ваш муж будет отказываться посещать храм, тогда есть другой вариант. Вы сами покайтесь в том, что ошиблись в выборе мужа. Начинайте просить Бога о  его исправлении, также подавайте в храме записки о его вразумлении.

Если и это не поможет, тогда смиряйтесь и принимайте его таким, как он есть.

Отвечено 28.07.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
30. Троицкий храм с.Конгаз очень процветает...как вы думаете, это хорошо? (Вадим Николаевич)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемые Вадим Николаевич!

Процветание храмов мы видим не только в Конгазе, но и в других селах Гагаузии. Само по себе это может и не плохо, однако, будет ли это оправдано Богом, я не знаю.

На мой взгляд, сегодня деньги должны расходоваться не на внешний блеск храмов, а на создание учреждений по воцерковлению детей и молодежи. Христианин, нерадеющий о воцерковлении своего ребенка, совершает грех жертвоприношения сатане, т.к. растит ребенка не для Бога, а для дьявола.

Ситуацию, которую мы видим сегодня в Святотроицком храме с. Конгаз, не может радовать, т.к. церковные учреждения, которые функционировали в Конгазе до церковного переворота в 2004году, сегодня ликвидированы, их имущество похищено и продано. Поэтому, внешний блеск этого храма не может радовать.

Отвечено 22.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
29. Уважаемые о.Василий. Какие у вас отношения с Троицким храмом с.Конгаз? (Вопрос задал Вадим Николаевич).

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Вадим Николаевич.

Мои отношения с Троицким храмом с.Конгаз самые прямые.

Во-первых, в нем меня крестили (в 1951г.). Во-вторых, этот храм построили мои предки (1883г.); В-третьих, в нем находили (и до сих пор находят) утешение многочисленные мои родственники, как кровные, так и духовные; В-четвертых, с 1989г. по настоящее время я являюсь служителем этого храма.

В 1990г. мне было дано послушание организатора работ приходских учреждений катехизисного и попечительского характера. В 1994г., после хиротонии, мне определили служить священником, а с 2000г. настоятелем этого храма.

В 2004г. на меня были наложены прещения (по причине клеветы благочинного), однако они не имеют силы, т.к. выходят за рамки церковных догматов. Следовательно, по Божиему определению, я продолжаю оставаться служителем Конгазского Святотроицкого храма, несмотря на то, что нахожусь в другом храме с.Конгаз - Покровском.

В личном плане мне хотелось бы уйти в сторону от Конгазского церковного конфликта, тем более что я уже пенсионер, однако сделать это нельзя до тех пор, пока не будут развязаны канонические, догматические и юридические узлы, связанные с этим конфликтом.

Отвечено 19.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
28. Недавно прочитал роман «Алхимик­» писателя Пауло Коэльо. Хотелось бы услышать, как вы ее видите ( меня интересует­ момент про "стезю"). (Петр, г. Киев)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Петр!

Роман "Алхимик" П.Коэльо построен на идее о "сверхвозможностях" человека. Суть ее в том, что якобы внутри  человека имеются какие-то скрытые силы. Раскрыв их, он смог бы сам, без помощи Бога, решить все проблемы своей жизни.

Идея не нова, и не принадлежит Коэльо. Подлинным ее автором является змей из Библии: "... И сказал змей жене: ... в день, в который вы вкусите их (запретных плодов), откроются глаза ваши, и вы будете как боги..."  (Быт., гл.3, ст. 4,5). Поверив змею, наши предки, вкусив запретных плодов, попытались "стать как боги..." Что из этого вышло, мы знаем из жития Адама и Евы.

Идею "сверхвозможностей" мы видим также в произведениях Гитлера, Ницше, Мегрэ, Хаббарда и др. Только пути их раскрытия у всех разные: у змея - "Вкушение запретных плодов"; у Мегрэ - "Слияние человека с природой" (движение анастасиевцев); у Гитлера -  "Развитие расы гениев путем соблюдения чистоты арийской крови"; у Ницше - "Разрушение в человеке твари, в целях создания из него творца (сверхчеловека)" и т.д.

Вернемся к Вашему вопросу. Момент "Стезя" из романа "Алхимик", который Вас интересует, является вариантом раскрытия "сверхвозможностей" разработки П.Коэльо. В романе Коэльо заворачивает сию идею в 3 оболочки: 1-я - сладкая, привлекательная притча; 2-я - эзотерика; 3-я - магия.

Суть "Стези" П.Коэльо раскрывает описанием приключений молодого человека Сантьяго, которому приснился сон, что он найдет сокровища возле египетских пирамид. Он идет к гадалке, чтобы та ему растолковала этот сон. Затем он встречает странного незнакомца, который советует Сантьяго отправляться в путь и дает ему два камешка. И на протяжении всей этой истории ведется внушение: «у каждого Своя Стезя» и "каждому следует идти Своей Стезей..." и т.д.

Раскрывая эту мысль, Коэльо превращает человека в идола. Он хочет, чтобы человек сам стал богом, мог владеть миром, знать все его тайны, совершать чудеса. Он считает, что «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

Подобные идеи св. отцы относили к духовным болезням, именуемым "прельщениями". Они чрезвычайно распространены в мире и крайне опасны, т.к по сути своей являются главным "догматом" антихристианства.

Отвечено 28.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
27. Скажите пожалуйста, возможно ли повторное венчание, если первый брак не состоялся и супруги расстались, и как правильно поступить, и что для этого нужно? (Светлана)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Второе венчание допускается, однако в духовном плане это болезненно. Поэтому, для правильного решения вопроса, Вам необходимо обратиться к священнику, у которого желаете повторно венчаться.

Священник должен расследовать обстоятельства, для выявления и устранения канонических препятствий для Вашего второго брака.  После этого, он даст Вам рекомендации, как дальше Вы должны действовать, чтобы создать нормальную семью.

Отвечено 13.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
26. Скажите, пожалуйста, брак с нелюбимым человеком - это грех? (Константин)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Константин!

Брак с нелюбимым человеком сам по себе не может быть грехом. Дело в том, что любовь - это обретаемое чувство. Поэтому супруги, даже если они и не имеют любви друг к другу, могут эту любовь обрести, причем без особого труда. Стоит только им этого захотеть. Отсутствие такого желания у супругов - это и есть настоящий грех, которого следует остерегаться, т.к. он может привести к конфликтам и разрушению семьи.

Следует сказать, что масскультура нынешнего века прививает людям (через телевидение и интернет) искаженные представления о любви. Суть этих искажений в том, что вместо любви человеку прививаются низменные инстинкты (половые влечения), на самом деле не имеющие к любви отношения. Подобная ложь - это настоящая трагедия, чреватая тяжелыми последствиями для всего человечества!

Отвечено: 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
25. Во "Второзаконии" сказано, чтобы не сотворяли кумиров, не изображали Бога. Тем не менее, мы видим как Бога рисуют, молятся иконам, целуют мощи святых, подобно идолам. Это же грех и похоже на язычество? (Виталий У.)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Виталий!

Вторая Заповедь запрещает делать изображения и поклоняться предметам, в которых люди вкладывают ложный духовный смысл. Сюда относятся языческие боги (Аполлон, Венера, Прометей, Зевс и др.);  предметы колдовства, суеверия, знахарства, гаданий, амулеты, талисманы, атрибуты фэньшуя, гороскопа, языческих верований и т.д.

Современные люди могут вкладывать ложный духовный смысл также и в телевизионные передачи, фильмы, зрелища, компьютерные игры, виртуальные развлечения и др. Подобные грехи чрезвычайно широко распространены. Об этом и говорится во 2-й Заповеди.

Что касается церковных предметов, запрет 2-й заповеди на них не распространяется, т.к. они имеют сакральное значение (в них вкладывается истинный духовный смысл). К ним относятся книги со Священными текстами, иконы, мощи, храмы и др.  В Ветхом Завете к ним относились скрижали, опресноки, Ковчег Завета, изображения Херувимов в Скинии Моисея и в Храме Соломона и др.

Чтобы легче разобраться в этих вопросах, приведем следующие примеры: можно ли сравнить изображение Христа распятого с изображением Аполлона? Или изображение Божией Матери с Младенцем в руках с изображением Венеры Милосской? Конечно же нельзя, т.к. это было бы величайшим кощунством!

Надо сказать, что Бога и Святых изображают не только Православные. Откроем книги и журналы баптистов, адвентистов, иеговистов и других христианских конфессий (практически всех!): там полно изображений Христа, пророков, апостолов, мучеников и иных святых.

Моисей, например, изображал в Скинии Херувимов (что на Небе верху), а Соломон изображал их в Храме. Неужели тогда их тоже можно считать идолопоклонниками? Конечно же нет, т.к. изображения и предметы, в которых кроется истинный духовный смысл, являются неотъемлемой частью истинной религии.

Возникает закономерный вопрос: Почему в таком случае христиане некоторых конфессий приписывают Православным нарушения 2-й Заповеди? Ответ простой: потому что эти конфессии отвергают церковную историю. Потому и сами заблуждаются, и других вводят в заблуждение.

Отвечено 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
24. Как относиться к мнению людей, которые утверждают, что религия - это управление человечеством? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Александр!

С позиций современного, искаженного понимания значения слова "религия" эти люди правы. Такая "религия" действительно является эффективным инструментом управления людьми. Механизм этого управления строится на том принципе, что поведение человека формируется через его дух (дух творит себе формы). Следовательно, формируя дух человека по заранее спланированному сценарию, можно управлять его поведением. Подобный метод управления людьми используется в мире очень широко. Люди, поверив лжи, следуют лжи и становятся рабами лжи. Тем самым они теряют свою истинную свободу, что приносит им неисчислимые беды и проблемы.

Причина столь печальному явлению - тотальное религиозное невежество.

Как сохранить себя от попадания в сети лжи и от подобного управления? Единственный вариант - разобраться в том, что такое истинная свобода и истинная религия. Однако, это уже другой вопрос.

Отвечено 23.11.2013г.


Вам помогла эта информация? Да Нет
23.Батюшка, как быть, когда перед Причастием дико хочется пить?! (я пью дегидратирующие лекарства). Что делать, подскажите! (Александр Л., Москва)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

По Вашему вопросу Вам лучше посоветоваться со священниками, у которых Вы причащаетесь. Это оптимальный вариант решения Вашего вопроса.

Отвечено 18.11.2013 г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
22.Каким образом и почему Церковь с.Конгаз купила здание Дома Культуры? (Николай Б.,с.Конгаз)

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Церковь с.Конгаз здание ДК не покупала. Здание купили прихожане в 2003г. и подарили его Церкви. Поясняем, каким образом и почему это было сделано?

В 1990г. по благословению вл.Викентия в нашем приходе открылись первые группы Воскресной школы. Для их нормальной работы и возникла необходимость в специальном здании.

Вначале здание Воскресной школы мы решили строить сами. Приобрели землю, купили стройматериалы. Однако, нашлись завистливые люди, которые позарились на эту землю. В 1997г., в целях ее кражи, организовали в нашем приходе смуту, под шум которой земля была украдена.

В 1999г. появилась возможность приобрести готовое здание за счет имущественных долей колхозников, прихожан Церкви. В то время колхоз расформировали и его имущество начали раздавать колхозникам. Люди, укравшие землю, снова вмешались, и здание было передано не нам, а другим.

Ввиду того, что не имея собственного здания, занятия Воскресной школы проводить очень трудно, прихожане приняли решение купить здание ДК и передать его Церкви: здание ДК было выставлено на аукционную продажу в 1999г. по решению Комратского Суда.

Для полной ясности этого, на первый взгляд, необычного процесса, объясняем его предысторию.

1).В 1968г. у Церкви отобрали часть двора, на котором колхоз построил Дом Культуры (в 20м. от алтаря) и Кинотеатр (в 40м. от притвора).

2).В 1995г. колхоз взял в банке деньги (6,5млн. лей) и здание ДК оформил как объект залога.

3).В 1999г. к-з расформировали, оба здания выставили на продажу. Кинотеатр купил частник. На ДК покупателя не было, потому его, как объект залога, передали банку.  

4). В 2001г. мы договорились с банком, и начали использовать здание ДК для нужд Церкви (до появления покупателя). В то время массовые мероприятия в ДК кроме Церкви не проводил никто.

5).В 2003г. стоимость продажи ДК снизили. Прихожане нашли деньги в долг, купили его и подарили Церкви. 

На момент покупки ДК в Церкви с.Конгаз работали более 20 учреждений для детей и молодежи. С приобретением здания мы решили вопрос их компактного размещения.

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
21. Почему Вы поливаете грязью Церковь, в котором были рукоположены? (Павел, Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемый Павел!

Тон твоих вопросов порождает встречные вопросы к тебе самому. Постарайся ответить на них самому себе, только по совести.

1.Где ты видел, слышал, или читал материалы, в которых мы обливали грязью Церковь? Смог бы ты показать нам один из таких материалов, или же назвать свидетеля, который бы это подтвердил?

2.О том, что второй приход Церкви в Конгазе является неправильным, незаконным, ты сам догадался, или тебе кто-то об этом сказал? 

3.Известны ли тебе подробности процессов, которые привели к его открытию? Смог бы ты лично доказать, что действия прихожан в этих процессах были ошибочными?

4.Чем тебя в личном плане раздражает появление нового прихода Церкви в Конгазе?

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
20. Священник, воспользовавшись исповедью женщины, начинает с ней блудить. Как вы думаете, рассказать это приходу, или молчать? (Петр Кириллович,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Петр Кириллович!

По деталям вопроса я догадываюсь, о ком конкретно Вы говорите. Я хорошо знаком с женщиной и со священником, которым Вы приписываете столь тяжелые грехи.

Весьма тронут Вашей ревностью о чистоте жизни церковной. Однако, свидетельствую о том, что отношения между персонажами Вашего вопроса абсолютно чистые, как и положено быть отношениям духовного отца с духовной дочерью. Потому и делаю вывод о том, что тревога Ваша ложная, не от Бога. 

Я бы посоветовал Вам большей сдержанности в подобных суждениях. Чтобы не повредить своему собственному спасению.

Отвечено 13.05.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
19. Люди других религий не живут по Библии и верят в иного Бога. Как Бог будет судить их? Говорят, не крещенный человек, не зависимо, правильно он живет или нет, все равно попадет в ад! Так оно или нет? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Согласно Библии, человек спасается только через Христа ( "Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9). Однако, нет прямых сведений о том, что спасутся только лишь те, кто узнали Христа, а те кто Его не узнали, непременно все погибнут. Какова участь людей, не принявших крещение, мы не можем знать. Скорее всего - это таинство, одному Богу известное.     

Также мы не можем однозначно ответить на вопросы о том, кто ближе к Богу: крещенный бандит, или не крещенный, хорошего поведения человек?

Отвечено 11.03.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
18.РПЦЗ – это трусы, бежавшие из страны. Назвали себя правильными и организовали свою церковь. Если бы РПЦЗ находилась на территории страны, подвластной Сталину и его преемникам, они не стали бы писать что-либо против него… Издали легче махать кулаками. (Павел,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Павел!

Не мы с тобой, а только Божий Суд может определить, кто более прав: люди, которые не пошли на соглашательство с богоборческой властью, или же люди, которые согласились мирно сосуществовать с ним. Более того, не только согласились, но даже и служили этой власти: работали на нее, восхваляли ее руководителей, принимали ее порядки и культуру...

Я бы не советовал тебе делать поспешных выводов об РПЦЗ и о тех событиях, которые происходили в то время.

Отвечено 18.02.2013г.

Отвечает наш читатель Аллинас

"Русская православная церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах." Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте. Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, «сергианство», экуменизм. Всегда с враждебностью относилась к «латинству» (католичеству). поэтому прежде чем бросаться подобными обвинениями ..."трусы, бежавшие из страны". почитал бы вначале историю, тогда бы узнал, что часть русского духовенства и монашества были изгнаны за пределы страны после революции 1917 года..

Отвечено 23.02.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Вопросы, еще не отвеченные

  • Уважаемый о.Василий!
    В чем была необходимость Вашего перехода из РПЦ в управление РПЦЗ?  И в чем, на ваш взгляд, отличия между вашим прошлым служением и нынешним? (Петр)

--------------------

  • 1. Зачем церковь пугает людей адом? Церковь не нашла других способов как клянчить у людей деньги?
  • 2. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что церковь - это бизнес.
  • 3. Во времена правления коммунистов было намного меньше грязных дел, чем сейчас в церкви.
  • 4. Да, я атеист, но тем не менее я не граблю, не убиваю, не осуждаю кого-то, не прелюбодействую..., т.к. прекрасно понимаю, что это может иметь отрицательные последствия для меня и для окружающих меня людей. (Вопросы задавал Варбан, атеист)

-------------------

  • Как стать воцерковлённым человеком? (Лариса)

--------------------

  • Каким образом в с. Конгаз появился Покровский приход, когда в селе всегда была одна Святотроицкая Церковь? (Мария Третьякова)

---------------------

  • Как на Ваш взгляд, есть ли жизнь на других планетах? (Александр)

--------------------

  • В начале Великого поста я соблюдаю "тримур" (пост, когда 3 дня ничего не кушают). В Москве ничего не знают о "тримуре". Скажите, говорится ли о посте "тримур" в Церковном Уставе, и как правильно его соблюдать?   (Валентина)

-------------------

  • Мир сходит с ума от патриотизма. И церковь тоже. Священники благословляют противоборствующие стороны на братоубийственную войну (на Украине, например, и в др. местах...). В новостях мы видим кадры с отрезанием голов и массовыми убийствами. Это подрывает и без того хрупкую веру в справедливость. Остается верить только самому себе. (Иван)

--------------------

  • Как Вы считаете, кому должна принадлежать Киево-Печерская лавра: Московской Патриархии, или неканоническому Киевскому Патриархату? (Петр)

--------------------

  • Батюшка , а какова вероятность того, что нам вернут Троицкий храм ? (Антон)

--------------------

  • 1. Почему мне стоит верить, что есть ад и рай? Ведь это всего лишь идея и пугалка для человечества.
  • 2. Идея православного христианства мне нравится. Но мне непонятно ради какого спасения я должен быть добрым, любить и так далее.
  • 3. Я всегда привожу пример робота и человека. Человек тоже создатель. Он придумал робота. Робот был придуман с определённой целью - чтобы выполнять ту или иную функцию. То есть у него есть предназначение определённое. Но никак не для ада или рая он был создан. Это же глупо...
  • 5. Так почему человек должен попасть в ад или рай? Зачем это Богу? Не вижу смысла в этом...
  • 6. Я верю, что Бог есть, но не в таком виде, как его нам предъявляет религия.
  • 7. Религия была придумана с одной целью - чтобы управлять человечеством! И чтобы на проповеди перед алтарём говорить за кого голосовать на выборах)) P.S.: Очень надеюсь, что вы не удалите мои вопросы и ответите на них.

(Вопросы задавал Валерий Бузинесский)

-------------------

  • В Святом Евангелии есть такие слова Спасителя: "Не возможно двум хозяевам служить одинаково. Ибо об одном будешь усердствовать, а о другом нерадеть". Ответьте: можно ли с одинаковым усердием служить Богу и семье, не нарушая Божьего закона?

Григорий Димогло.

 

Поиск по сайту
Наш баннер

Баннер 88x31

Православная гагаузия

Скачать баннер