МОЛИТВА РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ*** ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.
Церковный календарь
Церковные служения
Церковный язык Гагаузов
ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)
Последние 100 публикаций сайта

ЗНАНИЯ И ВОСПИТАНИЕ В ТРАДИЦИОННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ. Беседа с протоиереем Андреем Юревичем

(В9) Религия в общеобразовательной школе

Настоятель Крестовоздвиженского собора г. Лесосибирска, благочинный Енисейского округа Красноярской епархии протоиерей Андрей Юревич – председатель попечительского совета православной гимназии г. Лесосибирска. О проблемах православных гимназий, о принципах, на которых строятся образование и воспитание в православных школах, – наша беседа с отцом Андреем.

– Отец Андрей, православные гимназии существуют и развиваются в новой России вот уже 20 лет. За это время накоплен огромный опыт, у каждой гимназии – свой, подчас неповторимый, который был бы интересен и полезен другим. Происходит ли обмен опытом между православными гимназиями?

– К сожалению, за эти 20 лет пока так и не было создано в рамках Русской Православной Церкви единой системы общеобразовательных – на каждом слове делаю акцент – православных школ. В Москве и Московской области были годы, когда общались между собой православные гимназии; и я в этом как-то участвовал, когда приезжал в Москву. Но, по-моему, в последнее время каждая живет сама по себе.

Что же касается всей России, то раз в году мы все встречались на каких-нибудь чтениях, где завязывались контакты, давались номера телефонов и адреса электронной почты, и дальше уже в каком-то вечном частном порядке эти связи поддерживались. Мне представляется, что это какой-то пещерный подход. Так нельзя сейчас. Сейчас невозможно уже обходиться без руководящего центра. Структурированность должна быть. Возможно, через некий портал, интернет- форум…

– Вы имеете в виду методический центр на уровне Русской Православной Церкви?

– Да.

– При отделе религиозного образования и катехизации?

– Это должен быть и аналитический, и информационный, и методический центр. Этот центр должен выступать заказчиком на разработку пособий, быть руководителем «грантовых» программ. Вся информация должна в нем собираться, и он должен отвечать на самые разные вопросы. Здесь должна быть юридическая служба, потому что гимназии очень часто нуждаются и в правовой поддержке, ибо часто не знают всех юридических вопросов, не могут грамотно отстаивать свои права перед государством, на которое работают соответствующие юридические службы. Это также касается финансирования, материального обеспечения, правовых вопросов собственности, аренды помещений.

Да пусть это будет не центр, а хотя бы просто какой-то гостевой форум, куда можно зайти и пообщаться, найти в поиске любую гимназию и соединиться с ней!

Сам ли отдел будет этим заниматься или ассоциация православных общеобразовательных заведений – об этом можно подумать.

– Какие предметные области в гимназическом православном образовании сейчас наиболее проблемны и методически не проработаны?

– Я вижу три области. Это, прежде всего, область вероучительная. До сих пор мы имеет как самое универсальное и, как кажется, лучшее пособие книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Но она написана в общем-то для условий РПЦЗ и уже достаточно архаична; она на ту, заграничную, традиционную русскую культуру сориентирована – на их язык и стиль. А это все-таки не речь современной России. Современный подход к детям должен быть совсем другой. Я не могу сейчас пока сказать, какой именно, но вот, к примеру, учебник протодиакона Андрея Кураева по основам православной культуры совершенно другой.

Даже терминология вызывает вопросы. «Закон Божий»… Почему «закон»? Не в законе же мы живем, а в благодати. Еще митрополит Иларион в XI веке сказал «Слово о законе и благодати». И, возможно, нам надо думать не о том, как донести до детей информативные знания о Боге, а о том, как их с Самим Богом познакомить. Пусть это даже не учебник будет, а просто методические разработки и рекомендации, какие-то, может быть, курсы, мастер-класс или еще что-нибудь… Но что-то надо делать в этом направлении.

Вторая область – это, конечно же, русская литература. Преподают ее сейчас достаточно агрессивно. Произведения, которые даже в советское время не позволяли себе рассматривать, сейчас разбирают. Я знаю целые области, где в школах, например, заставляют читать роман В. Набокова «Лолита». Зачем?

– Вы говорите об обычных общеобразовательных школах?

– Да, об обычных государственных.

– Там обязывают читать…

– …потому что этот роман часто бывает включен в программу. Но мне кажется, это совсем ни к чему. Все читать, что появлялось за все последние века, не нужно. Надо произведения для разбора в школе как-то отбирать или, по крайней мере, давать какой-то угол зрения на них. А в православной гимназии обязательно давать точку зрения православную, давать оценку произведений соответствующую. Это второе.

Третье – это историко-обществоведческая область. В светских учебниках история классифицируется. И если раньше это было на советский манер, то теперь на соросовский манер, западный. Что это за учебники, в которых мы можем прочесть, что Великую Отечественную войну выиграла Америка?! А Россия чего-то где-то на Восточном фронте как будто бы сделала. Я сам видел такие учебники!

Вот три главные проблемные области.

– Если мы говорим о православных школах, то так или иначе подразумеваем школы традиционные. С другой стороны, иногда слово «традиционная» воспринимается как «архаичная». Как, сохраняя традиционное направление школы, сделать ее современной? В чем архаичность и современность православной гимназии?

– Вот, к примеру, на XI съезде партии «Единая Россия» была сформулирована идеология российского консерватизма. То есть партия будет проводить курс на модернизацию, о которой говорит нам Президент, на внедрение в жизнь современных технологий, сохраняя при этом основные традиции. В чем? В культуре, в понятии истории нашей страны, в представлениях о духовных ценностях. Это – тот здоровый российский консерватизм, который не в том, чтобы ездить на телегах, а в понимании своих корней, того, откуда мы идем. В том, чтобы чувствовать себя деревом с огромной корневой системой: тогда и дерево прочно стоит, и ветви его крепки, и листья не желтеют. Православные люди совсем не отказываются от достижений науки и техники, активно ими пользуются.

Но мы, например, категорически против того, чтобы в школах «современная» тестовая система повсеместно заменила традиционную систему оценки знаний учащихся. Тестовая система в Америке проникла во все области, все заполонила. Но там она входила в жизнь в течение долгого времени. И теперь уже, конечно, многие специалисты аттестовываются исключительно по тестам. Но у нас-то такого никогда не было!

Мне же, например, нравится древний античный принцип: обучение ведет мастер, которого окружают ученики. В афинской Академии прогуливались по садам Аристотель и Платон, а вокруг них собирались ученики, которые беседовали с ними. Так же, кстати сказать, и Христос учил. Он – Учитель, и были ученики вокруг Него. Но это были беседы. Ученики ведь за партами не сидели, конспектов не писали. И тем не менее научились всему. От Человека – к человеку. И это тоже некий способ, который может быть употребляем и в наше время.

Нужно обратить внимание и на то, что имела советская система образования. Я говорю о методиках. Это не архаизм. Это то, что из каких-то глубинных основ человеческого общения выходит. Вот это бы не потерять.

– Батюшка, вот вы вспомнили подход к обучению античных преподавателей, философов. Но если его применить в современной школе, то как тогда будет производиться проверка знаний, аттестация, как будет вестись контроль качества усваиваемого материала?

– А чем плохо было то, что было в школе в советское время? Почему, например, билетная система или просто когда учитель задает вопрос, а ученик на него отвечает, – почему это сейчас считается плохим, устаревшим? Ведь в советский период была возможность системного развернутого ответа ученика на поставленный вопрос. И вопрос был совсем на такого типа: в шляпке какого цвета Анна Каренина бросилась под поезд? Зачем это знать вообще? Это глупость какая-то. А концептуальные вопросы, вопросы мировоззренческого плана в тест не включишь, потому что на них в тесте, где только надо выбрать «да» или «нет», поставив галочку, невозможно ответить! Развернутые ответы возможны только в той, традиционной системе, допустим, экзаменов. Конечно, я, прежде всего, говорю о гуманитарной области. С математикой, физикой или другими предметами может увязываться как-то и тестовая система. Даже в истории, если речь идет только о знании дат и имен. Но историческую оценку событию уже в тесте не дашь. Тесты отучают учеников мыслить, отучают анализировать; ученик, которого «натаскивают» на тесты, не умеет ставить задачи, делать выводы. Тезис, антитезис – для него ничего этого нет, для него самое главное – либо зазубрить какие-то параметры, либо угадать эти параметры как-то интуитивно.

– Отец Андрей, но для того, чтобы проводить уроки и проверять знания так, как вы говорите, отходя от рамок тестов к некоему свободному и творческому контролю знаний со стороны учителя, надо повысить и требования к самому преподавателю.

– Конечно.

– Это означает, что сам преподаватель должен глубоко знать предмет, и мало того, что глубоко знать содержание курса, но он должен еще и уметь его качественно преподать. Одна из проблем сегодняшних православных гимназий – это проблема кадров. Если столичные гимназии могут привлекать высококвалифицированные кадры преподавателей, то региональные гимназии далеко не по всем предметам могут найти учителей, которые будут одновременно и глубоко верующими людьми, и профессионалами в своей области. Сталкивались ли вы с проблемой подбора преподавателей для вашей гимназии? И если есть выбор между профессионализмом и глубиной веры потенциального учителя гимназии, чему можно отдать предпочтение?

– Мне кажется, что в нашей стране институт учительства постепенно деградирует. Я уже слышал такие, например, мысли от наших руководителей образования: «Мы, вероятно, в скором будущем будем разрешать преподавать человеку даровитому, но не имеющему педагогического образования…. Если он как-то себя проявит – пусть преподает…». Да, действительно, есть люди, которые педагоги от Бога, но и знание «ремесла» им бы не помешало. Я сам знаю таких педагогов от Бога, которые преподают лучше, чем те, кто имеет диплом преподавателя, абсолютно не умея при этом общаться с детьми. Но за подходом, указанным выше, стоит осознание того, что педагогов не хватает, и потому преподавать можно разрешить всем. А раз всем, тогда давай и тестовую систему – тут не надо ничего особенного знать, не надо уметь рассуждать. Новым «педагогам» всего-навсего достаточно будет иметь у себя какую-нибудь хрестоматию, с которой они будут сверяться, некую текстовую базу. Он с базой сверил: правильно – неправильно – и оценил: «четверка», «пятерка» или «двойка». Вот такая получается новая учительская работа.

Что же касается подбора кадров для православных гимназий, особенно небольших городов, в глубине регионов, то, конечно, проблема такая есть. Тут надо еще работать. И работа должна быть селекционная, кропотливая – по нахождению в городе, в регионе преподавателей, по их приглашению, по их воцерковлению, в конце концов. Это не меньшая, а может быть и большая работа, чем воспитание самих детей. Учителей тоже надо воспитывать. Учительский слой надо создавать, генерировать, с ним надо работать очень много. А еще больше – работать с учителями для учителей, то есть с преподавателями педагогических вузов. Это разве не проблема, что в педагогические институты идут сейчас только для того, чтобы получить диплом, заранее зная, что не будут педагогами работать? В педвузы надо отбирать не только по экзаменам; туда надо отбирать как в спецназ: с учетом скорости реакции, с проверкой на психологическую устойчивость и, конечно, на доброту и любовь, на самопожертвование, на мотивацию поступков. Вот как нужно отбирать студентов для педвузов.

Примерно так мы и пытаемся отбирать в нашу гимназию. Но для этого надо немножко заявиться, то есть сделать так, чтобы люди захотели идти преподавать в нашу гимназию. Нужно себя немножко как-то «попиарить». И нужно создать пришедшим к нам преподавать условия для плодотворной работы. Чтобы мы как учебное заведение были на определенном уровне. Это огромная работа, работа многогранная. Мы пытаемся всем этим заниматься, и у нас как будто это получается. У нас достаточно хорошие специалисты собрались – и по разрядным категориям, и по знаниям и опыту, И, конечно же, по душевным качествам. Не всегда, правда, это уже верующие люди, но мы стараемся их воцерковлять.

– То есть все-таки приоритет за профессионализмом, а воцерковление может быть и постепенным?

– Бывает по-разному. Здесь должен быть индивидуальный подход. Мы ведь когда приглашаем специалиста, сразу ему говорим: вот вы будете дидаскал, а вы – только информацию давать и при вас обязательно будет человек, который будет вас корректировать, подправлять и ваше общение с детьми. Случалось, что учителя, воцерковившись, сразу шли к нам. Есть у нас и «свой» преподаватель – из выпускников нашей гимназии. Это вообще великолепно, когда ребята, закончившие гимназию и получившие педагогическое образование, возвращаются преподавателями к нам. Это просто здорово.

– Батюшка, а сколько учащихся у вас в гимназии?

– 170 человек.

– И сколько классов?

– С 1 по 11 классы.

– Выходит, что в каждом классе 15 человек.

– Классы разные по числу учеников. И вот почему. Во-первых, в разные годы была в нашей стране разная рождаемость, поэтому детей какого-то возраста больше, а какого-то – меньше. Во-вторых, есть некоторый отсев после 9-го класса: кто-то уходит в училище или еще куда-нибудь учиться. Есть также и некоторый естественный отбор. Ведь даже среди апостолов Христа оказался предатель. Когда берешь ребенка в 1-й класс, не всегда можно с уверенностью представить, каким он вырастет, допустим, к 8-му классу. Бывает, что приходится с некоторыми из учеников и расставаться. А кто-то и сам уходит.

– А расставаться по поведению или по оценкам?

– Скорее, по поведению. Невысокий уровень успеваемости мы терпим и создаем коррекционные группы. У нас в гимназии практикуется индивидуальный подход к ученикам. Это, с одной стороны, программа «Одаренные дети», а с другой – есть группы по семь-восемь человек для детей с задержкой умственного развития.

– А как быть с маленькими по числу учеников классами, которым все равно нужно обеспечить полный набор преподавателей с достойной заработной платой? Ведь это довольно дорогое для школы «удовольствие» – класс с малым числом учащихся.

– Шесть лет назад нам пришлось закрыть один класс, в котором осталось три человека. Четыре человека мы еще тянули, а когда их осталось трое, то, доведя их до 9-го класса, сказали родителям: «Мы больше не можем; в 10-й и 11-й классы давайте их устраивать если не в училище, то в другую школу». Так что класс пришлось закрыть. А у учеников все более-менее устроилось.

Так что до самого минимума мы терпим и тянем. Но здесь уж и средства приходится привлекать дополнительно приходские, потому что государственные субвенции идут на класс-комплекты, где по 25 человек. Вот 170 человек делят на 25, получается где-то 7,7 класс-комплектов. Нам на них перечисляют деньги. А остальные четыре класса мы оплачиваем сами. Плюс, естественно, коммунальные платежи, ремонты, оборудование, парты, учебники, компьютеры, питание и т.д. – это все за наш, в общем-то, счет.

– В некоторых гимназиях существует такая проблема, что когда привлекается какой-то спонсор, появляется и чадо этого спонсора, которое далеко не всегда ведет себя корректно: ребенок же знает, что его родители субсидируют школу. Как быть в таких случаях? Есть ли такая проблема у вас?

– У нас такой проблемы нет, потому что у нас нет таких спонсоров, которые бы школу субсидировали. У нас только один спонсор, который ее субсидирует, – это наш приход. И можно говорить в какой-то степени о проблеме детей священников. Причем эта проблема проявляется совсем по-другому. Не то чтобы ребенок зазнавался, а наоборот: когда ребенок священника получает «пятерку», то одноклассники говорят: «Конечно, с такой фамилией я бы тоже всегда “пятерки” получал». Проблема, скорее, бывает вот в таком повороте.

– А есть ли проблемы с подростками, когда они начинают курить или ругаться, собираться в какие-то антисоциальные группы?

– Сколько угодно.

– Как вы боритесь с этими явлениями?

– Проблем сколько угодно, но сложно указать какой-то один подход к их решению. Мы практикуем всегда подход личностный. Я всем учителям, и классным руководителям, и священникам, и себе всегда говорю: «Надо постараться суметь стать другом для этого ребенка». Если мы будем с ребенком дружить – конечно, без фамильярности, но, тем не менее, дружить, – то тогда можно будет надеяться на откровенный разговор, на то, что ребенок откроет тебе душу. Ведь у многих проступков есть причины. Не просто же так, как говорится, дурь в голове. А что же там? Может быть, всему причиной какая-то достаточно утилитарная компания дворовая; а может быть, это какой-то эмоциональный стресс в связи с положением в семье; может быть, это просто в силу возраста – некая «романтичная» неудовлетворенность жизнью, поиск себя в жизни – отсюда и «я никому не нужен». Надо суметь найти причины, выйти на них и как-то индивидуально с этим человечком разрешить. Могу сказать, что подобный подход я «отрабатываю» в собственной семье. У меня семеро детей, и мы с матушкой стараемся поддерживать с ними такие вот дружеские, откровенные отношения. И, конечно, с теми, кто учится и преподает в нашей гимназии. А дети, кстати, охотно идут на контакт, охотно открываются.

– Отец Андрей, можно ли утверждать, что выпускники православных гимназий будут, говоря светским языком, не менее успешны в жизни, чем выпускники обычной общеобразовательной школы?

– Слово «успешность» сейчас на языке у всех. А что значит «успешный»? Это значит деньги, которые ты будешь зарабатывать? Или машины, на которых ты будешь ездить, или дом, в котором ты будешь жить? Или это значит престижность фирмы, в которой ты будешь работать, курорта, куда будешь ездить на отдых? Что такое «успешность»? Ведь успешные по всем этим параметрам люди нередко в середине жизни оказываются очень несчастными, потому что выходит, что семью-то себе они настоящую не построили, и истинной любви-то у них нет, друга жизни у них нет, который готов жизнь за него отдать. За деньги его, да, наемница-жена ему будет, а вот быть с ним, когда у него ничего не останется, она не согласится. Детей нет, в лучшем случае есть один эгоист – это разве успешность? Так что в чем успешность-то?

У нас, кстати, бывают беседы, уроки со старшеклассниками об «успешности». Мы разработали анкету, на вопросы которой они отвечают анонимно; потом эту анкету обсуждаем. Разные мнения бывают. Так что спорим, дискутируем об успешности. Они понимают, что успешность сегодняшняя во многом показная, эфемерная, что настоящая успешность – она в чем-то очень глубоком. Причем очень часто бывает, что если человек успешен в этом глубоком, то часто – хотя и не всегда, но часто – бывает, что и мир начинает это ценить. Вот матушка моя – она престижное образование получила. Мы вообще-то из Москвы, первые 25 лет своей жизни в Москве прожили. Она закончила Московский архитектурный институт. Потом мы уехали в Сибирь. У нас после уверования дети стали рождаться каждые полтора-два года. И как будто для мира она стала неуспешной: все время сидит дома, в декрете. Домохозяйка. А потом, когда она всем своим опытом жизни семейной и рождением и воспитанием детей стала делиться, делиться просто с людьми, делиться через уроки в гимназии, делиться, написав книжку «Матушкины цветочки», она стала известна, и даже мне иногда приходится представляться: «Муж матушки Ольги».

Однажды отец Димитрий Смирнов рассказал о споре двух женщин. Одна – общественный деятель, а другая – домохозяйка, многодетная мама. И первая говорила, распаляясь: «Да я-то в комиссиях, я на форумах, я езжу, я работаю, я то-то и то-то». А другая ей говорит: «Слушай, а ты знаешь, как пахнет шейка у маленького мальчика между ушком и плечиком?» Первой и нечего было сказать: у нее детей не было, она занималась общественной деятельностью. Так что успешный – это какой? Счастливый?

– А выпускники православной гимназии будут счастливыми?

– Я надеюсь, мы воспитаем их так, что они станут счастливыми. А в чем будет их успешность, они сами решат. Есть же базовые ценности. Есть эти базовые, фундаментальные человеческие ценности – то, к чему мы Богом призваны. Если в ущерб этим ценностям мы хотим, чтобы люди стали успешными, успешными только внешне, то это неправильно. Если они сумеют одновременно быть в том и другом, то ладно. Но, как правило, одно почему-то вытесняет другое.

– Итак, вы уверены, что выпускники православных гимназий, зная о фундаментальных христианских ценностях и живя по ним, будут счастливы, даже если внешне видимый успех не будет им сопутствовать? Внутренний стержень христианского благочестия даст им счастье?

– Конечно. Их успех должен быть в гармонии с самим собой, в гармонии с Богом, в гармонии с тем, что Господь заложил в человека как такового, в гармонии со всем миром и с другими людьми. Вот эта гармония в жизни и есть успех. Это же радостно! Именно при такой гармонии становится радостно жить. А иначе получится как в пресловутом названии фильма – «Богатые тоже плачут».

Главное, чтобы наши дети потом не плакали, понимая, как неправильно прожита ими жизнь. Чтобы они в конце концов могли сказать: «Я хорошо и правильно жизнь прожил!»

С протоиереем Андреем Юревичем беседовал иеромонах Ириней (Пиковский)

http://www.pravoslavie.ru

 
Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.
Рождественский концерт 2016. Конгаз.
Троицкий концерт 2001. Конгаз
Рождественский концерт 2015. Конгаз
Пасхальный концерт 2014. Конгаз
Рождественский концерт 2014. Конгаз
Пасхальный концерт 2013. Конгаз
Рождественский концерт 2013. Конгаз
Спроси у священника
32. Уважаемый отец Василий! Какие у Вас отношения с протоиереем Иоанном Лесниченко, клириком Комратской епархии РПЦ МП (Сергеенко Владимир)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Владимир!

Как священник, с Иоанном Лисниченко я не могу иметь каких-либо отношений, т.к. его действия конфликтуют с законами государства и догматами Церкви.

\Дело в том, что Лисниченко, а также его сослуживцы, священники Иоанн Кристев и благочинный Петр Келеш, имеют причастие к продаже здания и разорению имущества Воскресной школы с.Конгаз, являющихся собственностью прихожан Конгазской Церкви. Деньги, вырученные ими от продажи здания, безследно исчезли.  Подобные действия квалифицируются как хищение чужого имущества в особо крупных размерах и караются судами, как мирскими (сажают в тюрьму), так и церковными (лишают сана).

Следовательно, Лисниченко, Кристев и Келеш  Духом Святым лишены сана. Потому и я, как священник, не могу иметь с ними каких-либо священнических отношений.

В догматическом плане их нарушения еще более тяжкие, т.к. они совершили грехи святотатства и посягнули на имущество, посвященное Богу. Они поступили как вандалы, разрушив все приходские учреждения, которые строили для своих детей практически все христиане с. Конгаз, начиная с 1990г. по 2004год. Таким образом, эти люди, движимые духом наживы и обогащения, создают помехи для воцерковления наших детей и молодежи.

Ввиду того, что приходские учреждения Церкви с.Конгаз строились по решению Священного Синода РПЦ и по благословению епископа Викентия (Мораря), а также при участии и материальной поддержке епископа Доримедонта (Чекана), ныне покойного, следовательно, действия Лисниченко, Кристева и Келеша конфликтуют также и с решениями Священного Синода РПЦ и вышеназванных епископов, что еще более достоверно подтверждает тот факт, что они лишены священнического сана.

Отвечено 24.09.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
31. Мой муж постоянно врет. На этой почве у нас скандалы. Он неоднократно просил прощения... но врать не перестал. У меня нет сил, уже думаю о разводе. Что делать? (Елена)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемая Елена!

Судя по вопросу, у Вашего мужа духовная болезнь, связанная с нарушением 9-й заповеди.

Тот факт, что Вы не можете отучить его от вредной привычки, говорит о том, что Вы пытаетесь решить проблему мирским путем. В этом Ваша ошибка, т.к. мирских причин для патологического вранья так много, что в них не могут разобраться до конца даже психологи.

Путь к решению проблемы лежит через воцерковление Вашего мужа. Следовательно, попытайтесь его по-настоящему воцерковить. Если Вам это удастся, тогда он начнет каяться и работать над исправлением своего поведения. Если же он врет, посещая храм, значит у него истинного воцерковления не произошло. Скажите об этом Вашем духовнику.

Если же Ваш муж будет отказываться посещать храм, тогда есть другой вариант. Вы сами покайтесь в том, что ошиблись в выборе мужа. Начинайте просить Бога о  его исправлении, также подавайте в храме записки о его вразумлении.

Если и это не поможет, тогда смиряйтесь и принимайте его таким, как он есть.

Отвечено 28.07.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
30. Троицкий храм с.Конгаз очень процветает...как вы думаете, это хорошо? (Вадим Николаевич)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемые Вадим Николаевич!

Процветание храмов мы видим не только в Конгазе, но и в других селах Гагаузии. Само по себе это может и не плохо, однако, будет ли это оправдано Богом, я не знаю.

На мой взгляд, сегодня деньги должны расходоваться не на внешний блеск храмов, а на создание учреждений по воцерковлению детей и молодежи. Христианин, нерадеющий о воцерковлении своего ребенка, совершает грех жертвоприношения сатане, т.к. растит ребенка не для Бога, а для дьявола.

Ситуацию, которую мы видим сегодня в Святотроицком храме с. Конгаз, не может радовать, т.к. церковные учреждения, которые функционировали в Конгазе до церковного переворота в 2004году, сегодня ликвидированы, их имущество похищено и продано. Поэтому, внешний блеск этого храма не может радовать.

Отвечено 22.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
29. Уважаемые о.Василий. Какие у вас отношения с Троицким храмом с.Конгаз? (Вопрос задал Вадим Николаевич).

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Вадим Николаевич.

Мои отношения с Троицким храмом с.Конгаз самые прямые.

Во-первых, в нем меня крестили (в 1951г.). Во-вторых, этот храм построили мои предки (1883г.); В-третьих, в нем находили (и до сих пор находят) утешение многочисленные мои родственники, как кровные, так и духовные; В-четвертых, с 1989г. по настоящее время я являюсь служителем этого храма.

В 1990г. мне было дано послушание организатора работ приходских учреждений катехизисного и попечительского характера. В 1994г., после хиротонии, мне определили служить священником, а с 2000г. настоятелем этого храма.

В 2004г. на меня были наложены прещения (по причине клеветы благочинного), однако они не имеют силы, т.к. выходят за рамки церковных догматов. Следовательно, по Божиему определению, я продолжаю оставаться служителем Конгазского Святотроицкого храма, несмотря на то, что нахожусь в другом храме с.Конгаз - Покровском.

В личном плане мне хотелось бы уйти в сторону от Конгазского церковного конфликта, тем более что я уже пенсионер, однако сделать это нельзя до тех пор, пока не будут развязаны канонические, догматические и юридические узлы, связанные с этим конфликтом.

Отвечено 19.05.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
28. Недавно прочитал роман «Алхимик­» писателя Пауло Коэльо. Хотелось бы услышать, как вы ее видите ( меня интересует­ момент про "стезю"). (Петр, г. Киев)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Петр!

Роман "Алхимик" П.Коэльо построен на идее о "сверхвозможностях" человека. Суть ее в том, что якобы внутри  человека имеются какие-то скрытые силы. Раскрыв их, он смог бы сам, без помощи Бога, решить все проблемы своей жизни.

Идея не нова, и не принадлежит Коэльо. Подлинным ее автором является змей из Библии: "... И сказал змей жене: ... в день, в который вы вкусите их (запретных плодов), откроются глаза ваши, и вы будете как боги..."  (Быт., гл.3, ст. 4,5). Поверив змею, наши предки, вкусив запретных плодов, попытались "стать как боги..." Что из этого вышло, мы знаем из жития Адама и Евы.

Идею "сверхвозможностей" мы видим также в произведениях Гитлера, Ницше, Мегрэ, Хаббарда и др. Только пути их раскрытия у всех разные: у змея - "Вкушение запретных плодов"; у Мегрэ - "Слияние человека с природой" (движение анастасиевцев); у Гитлера -  "Развитие расы гениев путем соблюдения чистоты арийской крови"; у Ницше - "Разрушение в человеке твари, в целях создания из него творца (сверхчеловека)" и т.д.

Вернемся к Вашему вопросу. Момент "Стезя" из романа "Алхимик", который Вас интересует, является вариантом раскрытия "сверхвозможностей" разработки П.Коэльо. В романе Коэльо заворачивает сию идею в 3 оболочки: 1-я - сладкая, привлекательная притча; 2-я - эзотерика; 3-я - магия.

Суть "Стези" П.Коэльо раскрывает описанием приключений молодого человека Сантьяго, которому приснился сон, что он найдет сокровища возле египетских пирамид. Он идет к гадалке, чтобы та ему растолковала этот сон. Затем он встречает странного незнакомца, который советует Сантьяго отправляться в путь и дает ему два камешка. И на протяжении всей этой истории ведется внушение: «у каждого Своя Стезя» и "каждому следует идти Своей Стезей..." и т.д.

Раскрывая эту мысль, Коэльо превращает человека в идола. Он хочет, чтобы человек сам стал богом, мог владеть миром, знать все его тайны, совершать чудеса. Он считает, что «Каждый человек на земле, чем бы он ни занимался, играет главную роль в истории мира».

Подобные идеи св. отцы относили к духовным болезням, именуемым "прельщениями". Они чрезвычайно распространены в мире и крайне опасны, т.к по сути своей являются главным "догматом" антихристианства.

Отвечено 28.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
27. Скажите пожалуйста, возможно ли повторное венчание, если первый брак не состоялся и супруги расстались, и как правильно поступить, и что для этого нужно? (Светлана)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Второе венчание допускается, однако в духовном плане это болезненно. Поэтому, для правильного решения вопроса, Вам необходимо обратиться к священнику, у которого желаете повторно венчаться.

Священник должен расследовать обстоятельства, для выявления и устранения канонических препятствий для Вашего второго брака.  После этого, он даст Вам рекомендации, как дальше Вы должны действовать, чтобы создать нормальную семью.

Отвечено 13.02.2015г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
26. Скажите, пожалуйста, брак с нелюбимым человеком - это грех? (Константин)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Константин!

Брак с нелюбимым человеком сам по себе не может быть грехом. Дело в том, что любовь - это обретаемое чувство. Поэтому супруги, даже если они и не имеют любви друг к другу, могут эту любовь обрести, причем без особого труда. Стоит только им этого захотеть. Отсутствие такого желания у супругов - это и есть настоящий грех, которого следует остерегаться, т.к. он может привести к конфликтам и разрушению семьи.

Следует сказать, что масскультура нынешнего века прививает людям (через телевидение и интернет) искаженные представления о любви. Суть этих искажений в том, что вместо любви человеку прививаются низменные инстинкты (половые влечения), на самом деле не имеющие к любви отношения. Подобная ложь - это настоящая трагедия, чреватая тяжелыми последствиями для всего человечества!

Отвечено: 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
25. Во "Второзаконии" сказано, чтобы не сотворяли кумиров, не изображали Бога. Тем не менее, мы видим как Бога рисуют, молятся иконам, целуют мощи святых, подобно идолам. Это же грех и похоже на язычество? (Виталий У.)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Виталий!

Вторая Заповедь запрещает делать изображения и поклоняться предметам, в которых люди вкладывают ложный духовный смысл. Сюда относятся языческие боги (Аполлон, Венера, Прометей, Зевс и др.);  предметы колдовства, суеверия, знахарства, гаданий, амулеты, талисманы, атрибуты фэньшуя, гороскопа, языческих верований и т.д.

Современные люди могут вкладывать ложный духовный смысл также и в телевизионные передачи, фильмы, зрелища, компьютерные игры, виртуальные развлечения и др. Подобные грехи чрезвычайно широко распространены. Об этом и говорится во 2-й Заповеди.

Что касается церковных предметов, запрет 2-й заповеди на них не распространяется, т.к. они имеют сакральное значение (в них вкладывается истинный духовный смысл). К ним относятся книги со Священными текстами, иконы, мощи, храмы и др.  В Ветхом Завете к ним относились скрижали, опресноки, Ковчег Завета, изображения Херувимов в Скинии Моисея и в Храме Соломона и др.

Чтобы легче разобраться в этих вопросах, приведем следующие примеры: можно ли сравнить изображение Христа распятого с изображением Аполлона? Или изображение Божией Матери с Младенцем в руках с изображением Венеры Милосской? Конечно же нельзя, т.к. это было бы величайшим кощунством!

Надо сказать, что Бога и Святых изображают не только Православные. Откроем книги и журналы баптистов, адвентистов, иеговистов и других христианских конфессий (практически всех!): там полно изображений Христа, пророков, апостолов, мучеников и иных святых.

Моисей, например, изображал в Скинии Херувимов (что на Небе верху), а Соломон изображал их в Храме. Неужели тогда их тоже можно считать идолопоклонниками? Конечно же нет, т.к. изображения и предметы, в которых кроется истинный духовный смысл, являются неотъемлемой частью истинной религии.

Возникает закономерный вопрос: Почему в таком случае христиане некоторых конфессий приписывают Православным нарушения 2-й Заповеди? Ответ простой: потому что эти конфессии отвергают церковную историю. Потому и сами заблуждаются, и других вводят в заблуждение.

Отвечено 30.04.2014г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
24. Как относиться к мнению людей, которые утверждают, что религия - это управление человечеством? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Александр!

С позиций современного, искаженного понимания значения слова "религия" эти люди правы. Такая "религия" действительно является эффективным инструментом управления людьми. Механизм этого управления строится на том принципе, что поведение человека формируется через его дух (дух творит себе формы). Следовательно, формируя дух человека по заранее спланированному сценарию, можно управлять его поведением. Подобный метод управления людьми используется в мире очень широко. Люди, поверив лжи, следуют лжи и становятся рабами лжи. Тем самым они теряют свою истинную свободу, что приносит им неисчислимые беды и проблемы.

Причина столь печальному явлению - тотальное религиозное невежество.

Как сохранить себя от попадания в сети лжи и от подобного управления? Единственный вариант - разобраться в том, что такое истинная свобода и истинная религия. Однако, это уже другой вопрос.

Отвечено 23.11.2013г.


Вам помогла эта информация? Да Нет
23.Батюшка, как быть, когда перед Причастием дико хочется пить?! (я пью дегидратирующие лекарства). Что делать, подскажите! (Александр Л., Москва)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

По Вашему вопросу Вам лучше посоветоваться со священниками, у которых Вы причащаетесь. Это оптимальный вариант решения Вашего вопроса.

Отвечено 18.11.2013 г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
22.Каким образом и почему Церковь с.Конгаз купила здание Дома Культуры? (Николай Б.,с.Конгаз)

Отвечает Протоиерей Василий Икизли.

Церковь с.Конгаз здание ДК не покупала. Здание купили прихожане в 2003г. и подарили его Церкви. Поясняем, каким образом и почему это было сделано?

В 1990г. по благословению вл.Викентия в нашем приходе открылись первые группы Воскресной школы. Для их нормальной работы и возникла необходимость в специальном здании.

Вначале здание Воскресной школы мы решили строить сами. Приобрели землю, купили стройматериалы. Однако, нашлись завистливые люди, которые позарились на эту землю. В 1997г., в целях ее кражи, организовали в нашем приходе смуту, под шум которой земля была украдена.

В 1999г. появилась возможность приобрести готовое здание за счет имущественных долей колхозников, прихожан Церкви. В то время колхоз расформировали и его имущество начали раздавать колхозникам. Люди, укравшие землю, снова вмешались, и здание было передано не нам, а другим.

Ввиду того, что не имея собственного здания, занятия Воскресной школы проводить очень трудно, прихожане приняли решение купить здание ДК и передать его Церкви: здание ДК было выставлено на аукционную продажу в 1999г. по решению Комратского Суда.

Для полной ясности этого, на первый взгляд, необычного процесса, объясняем его предысторию.

1).В 1968г. у Церкви отобрали часть двора, на котором колхоз построил Дом Культуры (в 20м. от алтаря) и Кинотеатр (в 40м. от притвора).

2).В 1995г. колхоз взял в банке деньги (6,5млн. лей) и здание ДК оформил как объект залога.

3).В 1999г. к-з расформировали, оба здания выставили на продажу. Кинотеатр купил частник. На ДК покупателя не было, потому его, как объект залога, передали банку.  

4). В 2001г. мы договорились с банком, и начали использовать здание ДК для нужд Церкви (до появления покупателя). В то время массовые мероприятия в ДК кроме Церкви не проводил никто.

5).В 2003г. стоимость продажи ДК снизили. Прихожане нашли деньги в долг, купили его и подарили Церкви. 

На момент покупки ДК в Церкви с.Конгаз работали более 20 учреждений для детей и молодежи. С приобретением здания мы решили вопрос их компактного размещения.

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
21. Почему Вы поливаете грязью Церковь, в котором были рукоположены? (Павел, Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемый Павел!

Тон твоих вопросов порождает встречные вопросы к тебе самому. Постарайся ответить на них самому себе, только по совести.

1.Где ты видел, слышал, или читал материалы, в которых мы обливали грязью Церковь? Смог бы ты показать нам один из таких материалов, или же назвать свидетеля, который бы это подтвердил?

2.О том, что второй приход Церкви в Конгазе является неправильным, незаконным, ты сам догадался, или тебе кто-то об этом сказал? 

3.Известны ли тебе подробности процессов, которые привели к его открытию? Смог бы ты лично доказать, что действия прихожан в этих процессах были ошибочными?

4.Чем тебя в личном плане раздражает появление нового прихода Церкви в Конгазе?

Отвечено 15.08.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
20. Священник, воспользовавшись исповедью женщины, начинает с ней блудить. Как вы думаете, рассказать это приходу, или молчать? (Петр Кириллович,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Уважаемые Петр Кириллович!

По деталям вопроса я догадываюсь, о ком конкретно Вы говорите. Я хорошо знаком с женщиной и со священником, которым Вы приписываете столь тяжелые грехи.

Весьма тронут Вашей ревностью о чистоте жизни церковной. Однако, свидетельствую о том, что отношения между персонажами Вашего вопроса абсолютно чистые, как и положено быть отношениям духовного отца с духовной дочерью. Потому и делаю вывод о том, что тревога Ваша ложная, не от Бога. 

Я бы посоветовал Вам большей сдержанности в подобных суждениях. Чтобы не повредить своему собственному спасению.

Отвечено 13.05.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
19. Люди других религий не живут по Библии и верят в иного Бога. Как Бог будет судить их? Говорят, не крещенный человек, не зависимо, правильно он живет или нет, все равно попадет в ад! Так оно или нет? (Александр)

Отвечает протоиерей Василий Икизли.

Согласно Библии, человек спасается только через Христа ( "Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10, 9). Однако, нет прямых сведений о том, что спасутся только лишь те, кто узнали Христа, а те кто Его не узнали, непременно все погибнут. Какова участь людей, не принявших крещение, мы не можем знать. Скорее всего - это таинство, одному Богу известное.     

Также мы не можем однозначно ответить на вопросы о том, кто ближе к Богу: крещенный бандит, или не крещенный, хорошего поведения человек?

Отвечено 11.03.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
18.РПЦЗ – это трусы, бежавшие из страны. Назвали себя правильными и организовали свою церковь. Если бы РПЦЗ находилась на территории страны, подвластной Сталину и его преемникам, они не стали бы писать что-либо против него… Издали легче махать кулаками. (Павел,с.Конгаз)

Отвечает протоиерей Василий Икизли

Уважаемый Павел!

Не мы с тобой, а только Божий Суд может определить, кто более прав: люди, которые не пошли на соглашательство с богоборческой властью, или же люди, которые согласились мирно сосуществовать с ним. Более того, не только согласились, но даже и служили этой власти: работали на нее, восхваляли ее руководителей, принимали ее порядки и культуру...

Я бы не советовал тебе делать поспешных выводов об РПЦЗ и о тех событиях, которые происходили в то время.

Отвечено 18.02.2013г.

Отвечает наш читатель Аллинас

"Русская православная церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах." Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте. Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, «сергианство», экуменизм. Всегда с враждебностью относилась к «латинству» (католичеству). поэтому прежде чем бросаться подобными обвинениями ..."трусы, бежавшие из страны". почитал бы вначале историю, тогда бы узнал, что часть русского духовенства и монашества были изгнаны за пределы страны после революции 1917 года..

Отвечено 23.02.2013г.

Вам помогла эта информация? Да Нет
Вопросы, еще не отвеченные

  • Уважаемый о.Василий!
    В чем была необходимость Вашего перехода из РПЦ в управление РПЦЗ?  И в чем, на ваш взгляд, отличия между вашим прошлым служением и нынешним? (Петр)

-----------

  • 1. Зачем церковь пугает людей адом? Церковь не нашла других способов как клянчить у людей деньги?
  • 2. Чем дальше, тем больше убеждаюсь, что церковь - это бизнес.
  • 3. Во времена правления коммунистов было намного меньше грязных дел, чем сейчас в церкви.
  • 4. Да, я атеист, но тем не менее я не граблю, не убиваю, не осуждаю кого-то, не прелюбодействую..., т.к. прекрасно понимаю, что это может иметь отрицательные последствия для меня и для окружающих меня людей. (Вопросы задавал Варбан, атеист)

-----------

  • Как стать воцерковлённым человеком? (Лариса)

-----------

  • Каким образом в с. Конгаз появился Покровский приход, когда в селе всегда была одна Святотроицкая Церковь? (Мария Третьякова)

----------

  • Как на Ваш взгляд, есть ли жизнь на других планетах? (Александр)

----------

  • В начале Великого поста я соблюдаю "тримур" (пост, когда 3 дня ничего не кушают). В Москве ничего не знают о "тримуре". Скажите, говорится ли о посте "тримур" в Церковном Уставе, и как правильно его соблюдать?   (Валентина)

-----------

  • Мир сходит с ума от патриотизма. И церковь тоже. Священники благословляют противоборствующие стороны на братоубийственную войну (на Украине, например, и в др. местах...). В новостях мы видим кадры с отрезанием голов и массовыми убийствами. Это подрывает и без того хрупкую веру в справедливость. Остается верить только самому себе. (Иван)

-----------

  • Как Вы считаете, кому должна принадлежать Киево-Печерская лавра: Московской Патриархии, или неканоническому Киевскому Патриархату? (Петр)

----------

Батюшка , а какова вероятность того, что нам вернут Троицкий храм ? (Антон)


 

Поиск по сайту
Наш баннер

Баннер 88x31

Православная гагаузия

Скачать баннер