Неделя Торжества Православия. Анафема по причине любви

(А3.10). Проповеди. 6.03.2012г.

Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки – говорит Филипп Нафанаилу – пойди и посмотри.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как узнают Христа апостолы. Узнают, как бы давно Знаемого, потому что Он давно знает своих: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Господь наш Есть Жизнь всего мира и каждого человека. Он есть Тот, кого неосознанно ищет сердце каждого из нас с детства. Он Есть Ожидаемый всеми народами. И мы, найдя Его, радуемся как Филипп с Нафанаилом. Ибо обретохом не просто Иисуса из Назарета, а Истину и Жизнь.

И блажен тот, о ком скажет Господь: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Как важно быть в Истине – во Христе! Он является нам в Своих Заповедях, в Таинствах, особенно в Евхаристии, и в Православном учении. О Православном учении сегодня особый разговор.

Тем более актуальна эта тема сейчас, когда под напором духа мира сего колеблются умы многих православных. Мир сей и раньше не отличался разборчивостью, а теперь и вовсе утратил все ориентиры и потерял понятия о добре и зле, о чистом и грязном, о здоровом и болезненном.

В мире сем уже давно не принято быть серьезно верующим – это расценивается как клерикализм и фанатизм. В мире сем можно верить во «что-то», можно в какого-то «одного для всех религий» бога, можно в какие-то «общечеловеческие» ценности, но во Христа всерьез верить запрещается. Потому, что верующему во Христа придется обязательно исповедовать, что его вера единственно истинная, а это для современного мира - безумие и почти преступление.

В нашей стране уже есть прецеденты, когда «эксперты» признают высказывания православных об истинности христианства - экстремистскими, разжигающими вражду по религиозному признаку. За это скоро будут сажать. Если Вы заявите, что православие – единственная истинная вера, вас могут привлечь по 282-й статье.

В мире сем уже нельзя грех назвать грехом. Одного сербского епископа привлекают к суду за то, что он назвал геев грешниками. Геи требуют, чтобы их образ жизни признавался нормальным, чтобы любая дискриминация в их отношении была запрещена и чтобы они свободно могли проводить по всем мировым столицам свои «парады гордости». В некоторых странах Европы уже привлекают к суду за цитаты из Библии.

И вот этот самый мир теперь лезет и в Церковь. Его не устраивает наша вера и особенно наша вопиющая нетерпимость ко лжи. Обличение лжи не вписывается в его стандарты.

Мир сей говорит: нельзя спорить из-за веры. Нельзя обвинять кого-то в неправоте. Надо дружить и лобызаться – ведь главное любовь! А слова ересь и анафема – должны быть забыты. И такие высказывания звучат не только от ангажированных телевизионных «властителей дум», а уже из уст некоторых внешне православных священников и иерархов. В православной среде формируется либеральный и, по сути, не православный стереотип: слова анафема и ересь уже не принимаются. Их уже стыдно, «не толерантно» произносить. Назвать ложь ложью - у нас теперь дурной тон.

А без этих слов не обойтись нам, если мы хотим быть в той же Церкви, где сияют Святые Отцы наши. Все они: Афанасий, Антоний, Василий Великие, Григорий и Симеон Богословы, Иоанн Дамаскин и Максим Исповедник, Григорий Богослов и Григорий Палама, Марк Эфеский и Игнатий Брянчанинов и многие другие, называли еретиков еретиками и анафематствовали их и их ереси.

Если мы хотим быть в какой-то своей, а не в Православной Церкви, то нам нужно влиться в эту веселую «любвеобильную» толпу, в современный экуменический мейнстрим. Нам нужно порадоваться тому, что Константинопольский Патриарх самовольно снял анафему с латинской ереси, что Сербский Патриарх открыто в нарушение церковных канонов возжег свечу в синагоге, что во Франции молоденький православный архимандрит открыто заявил, что участвовал в католической мессе и никто не требует от него покаяния и не накладывает прещений…

Если же мы декларируем, что мы в Православной Церкви, что мы вместе со Святыми Отцами нашими, то мы должны еретиков называть еретиками и провозглашать им анафему.

Кстати, надо помнить, что анафема - это не подзаборное ругательство, а важнейший термин, означающий отсечение от Церковного организма ложного учения и тех, кто в нем упорствует.

И сегодня мы – православные христиане, в согласии со Святыми Отцами нашими, вместе со всей Церковью торжественно анафематствуем всех приверженцев лжи, чтобы нам самим не быть ее причастниками. Мы с сочувствием анафематствуем их, молясь Господу, чтобы Он не попустил им погибнуть во лжи, но соединил Своей Святой Соборной и Апостольской Церкви, которая одна только живит и освящает своим учением, своим опытом и своими Таинствами.

Мы анафематствуем тех, кто не верит в бытие Божие, кто не исповедует Святую Троицу. Тех, кто отрицает Божество Христа, истинность и спасительность его Вочеловечения, жизни, страданий, смерти и Воскресения.

Не вдаваясь в глубокомысленные рассмотрения того, что выше нашего ума и особенно выше нашего духовного состояния, мы доверяем Святым Отцам нашим, стяжавшим ум Христов. Мы верим в их святость и хотим быть с ними в общении и здесь в Церкви Воинствующей и на Небесах – в Церкви Торжествующей.

Поэтому, последуя Святым Отцам нашим, мы анафематствуем и тех, кто, называясь христианами, отпали от единого Тела Церковного и выдумали учения, чуждые Святому Православию – латинян-католиков, лютеран и всех разномастных протестантов.

Мы их анафематствуем, подтверждая грустную истину их отпадения от Церкви. И этим мы совершаем акт любви!

Мы не питаем их иллюзиями возможности спасения вне Единой Православной Церкви. Мы говорим им: Вы погибаете, вы во лжи! Покайтесь и обратитесь к Церкви Христовой, приобщитесь к ее освящающей Благодати, войдите в ее спасительную ограду!

Если у них есть разум, они не обидятся на нас. Если же тьма совсем помрачила ум их – пусть обижаются сколько хотят. Мы будем рады, что исполнили слова Христовы: обличили их неправду перед лицом Святых Отцов Церкви. Теперь они, если и церкви не послушают будут нам в духовном плане, как язычник и мытарь.

Мы готовы с ними разговаривать, сотрудничать и дружить. Но не можем вместе молиться, так как мы уверены, что они молятся не Истинному Богу, а своему ложному о Боге представлению.

Мы предупредили и обличили их. Наша совесть перед ними чиста: мы не попустительствовали их заблуждениям.

То, что мы сподобились быть в истинной Церкви – не повод для превозношения и похвальбы. Обладание истиной - это всегда ответственность. Нам дано больше – но с нас больше спроситься. Что толку с правого исповедания, если нет правой жизни? Что толку от Истины, если нет Любви?

Наша правая вера не может заменить нам усилий по исполнению заповедей, но она может помочь этим усилиям.

Вера – это карта жизненного пути. Мы видим и знаем, как и куда идти. Но карта за нас наш путь не пройдет.

Мы гарантированы от многих ям и падений в дороге, мы знаем, где разбойники и где безопасный путь. Но это знание без труда бессмысленно.

Будем идти путем Святых Отцов наших, подвизаться в православии и увидим больше сего. Духовное око наше будет видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Отверзается Небо для православно подвизающихся и они приходят туда, куда пришли все наши Святые Отцы – к Господу Христу Спасителю.

Игумен Игнатий (Душеин)

http://www.izglubinki.ru/stati/nedelya-torzhestva-pravoslaviya