Похожие, но разные служения

Печать
Словами «апостольская церковь» Символ Веры выражает единство Церкви во времени. Церковь Христова существует до наших дней, и пока сохраняет апостольскую традицию и преемство, остаётся апостольской. В традиции многое изменилось за века. 
Важно отличать вечные ценности, сохраняющие идентичность, от изменяемых, которые стабилизируют церковь во времени, связывают с эпохой и выражают взаимопонимание с «миром», преображая его через апостольское служение. Нужно различить дары: одни мы приняли через апостолов, личные дары принимаем сегодня от Бога, а иные приобрели в ходе истории через культуру и творчество.

Школьное богословие отождествляет служение епископа с апостольским служением, наделяя каждого епископа апостольским авторитетом. Нельзя терять ни сходство, ни различие обоих служений. Церковь верует в преемственность благодати, передаваемой Духом Святым через возложение рук. Апостолы возлагали руки на учеников, призывая Подателя Даров: «приди и вселись в нас». Через молитву и возложение рук апостолов Святой Дух подал епископам благодать священнодействия. Возлагая руки, епископы сами низводили благодать на своих учеников и передавали дар из рода в род, образуя непрерывную цепь священства. Апостол призывает хранить « и образ, и силу благочестия». Что бы в Церкви не прервалось действие Святого Духа, необходимо сохранять содержание апостольского благовестия в присущих ему формах.

Православная традиция нынче имеет не одну версию, которую выражает РПЦ МП, а десятки других версий. Их представляют версии РПЦЗ, РИПЦ, Катакомбная, РПАЦ, УПЦ КП и многие, многие другие. Разные версии православной традиции отрицают друг друга, ругаясь сектантами и раскольниками. У одних находят разрыв преемственности, у других –искажение традиции в догматах, обрядах, канонах и этике. Возникают острые противоречия внутри одной и той же версии православия. Конфликты обостряются из-за отсутствия диалога, без которого не разрешим ни один конфликт.

Поставление епископа, принимающего Дар, похоже на апостольское и требует от епископа морального уподобления для хранения и действия Дара. На этом настаивает апостол, определяя в посланиях нравственный образ, которому обязан соответствовать епископ: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит,1, 7-9). Дальше следует перечень условий хранения благодати.
Кроме сходства в поставлении и служении, имеются существенные различия, как в образе жизни, так и в содержании самого служения апостолов Христовых и современного епископа.

Образ жизни апостолов, стремящихся привести ко Христу все концы земли и «не имеющих зде пребывающего града, но грядущего взыскующих» не похож на образ жизни епископа, стабильно пребывающего в городе и носящего его титул. Апостолы обходили моря и земли, отказавшись от благополучия, рискуя потерять жизнь.
Епископ живёт в довольстве, богатстве и почёте, ничем не жертвуя и не рискуя. Служение епископа также существенно отличается от апостольского.
Первое отличие: Вместо чудотворений - ритуал. Чудеса, которые совершал Христос и апостолы, не связаны ритуалом. Апостолы чудотворили без ритуала: посредством слова и возложения рук. Святой Дух отзывался на их молитву благодатными дарами, поражавшими воображение. В действиях епископа очевидна перестановка: многословный и впечатляющий ритуал и невидимый глазами результат действий.

Второе отличие – очевидность слова. Христос говорит расслабленному: «чадо, отпускаются тебе грехи». Результат слов неочевиден. На возмущение фарисеев Христос ответил: «что легче, сказать: отпускаются тебе грехи или встань и ходи?» Действие слов «отпускаются грехи» не очевидно. Слово нельзя уличить в бессилии. Христос продолжает: «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи- говорит расслабленному – встань, возьми постель и иди в твой дом». Все замерли в ожидании, и опыт подтвердил силу слова: «Расслабленный встал, взял постель и пошёл в дом». Слово Христа исполнилось, обнаружив власть прощать грехи и исцелять. Так же действует ап. Петр, исцеляя хромого: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи. Взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени. И, вскочив, стал и начал ходить, и вошёл с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» (Деян.3, 6-8). Действие слова очевидно.

Третье отличие: дар чудотворения включён в харизму апостольства. «Призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф.10: 1; 8). Хиротония не наделяет епископа даром чудотворения. Дар чудотворения не зависит от иерархического сана. Чудо может совершить мирянин, клирик или епископ – кому Бог даст дар. Никто не просит епископа воскресить мёртвого. Все понимают, что епископ не сможет. Никто не осуждает за это епископа, ибо чудотворство не входит в его харизму. Епископ отпустит грехи, но не удостоверит их прощение, подобно Христу и апостолам.

Четвёртое различие: поставление апостола не нуждалось в подтверждении его нравственного достоинства. При поставлении епископа, ему возглашают«Аксиос», удостоверяя, что епископ соответствует апостольским требованиям. В наши дни «Аксиос» превратился в пустой обряд. Он не несёт свидетельства церкви. В результате, нарекания на недостойные поступки епископов слышатся из всех епархий.

Пятое отличие в способе поставления. Апостол один поставлял епископа с ведома церкви. Один епископ не может поставить другого епископа. Первое правило святых апостолов гласит: «Епископа поставляют два или три епископа» (Ап.1).

Шестое различие. Термин «власть» имеет два разных значения: господство и служение. Секулярный мир знает власть господства и насилия. Ленин определил власть как «аппарат насилия». Христос даёт власть для служения любви. Христос отрицает насилие и господство. Его ученики не должны обладать и господствовать.
Школьное богословие очерчивает круг служения епископа тремя действиями: Как первосвященник, епископ совершает богослужебный ритуал. Учительство выражено в проповеди веро- и нравоучения.
Проблемы возникают с пастырством. Современный епископ МП не общается с мирянами, переложив эту заботу на клир. Общение с клиром сведено к назначению, перемещению и суду - исполнительной и судебной власти через указы и приговоры, решения и резолюции. Объём чиновной власти над клириками не имеет границ и отдаёт в руки епископа МП судьбу каждого клирика и его семьи. Епископ приобрёл над клиром власть, которую Бог попустил над праведным Иовом: «Вот, он в руке твоей, только жизнь его сбереги» (Иов.2, 6). Пастырское служение епископа в РПЦ МП не состоялось. Оно превратилось в судебно-административную власть чиновника, которую Спаситель запретил Своим апостолам. Наверное, каждая версия имеет свои издержки. Самое главное, что бы эти издержки не препятствовали действию благодати Святого Духа в церкви.
Протоиерей Павел Адельгейм
https://adelgeim.livejournal.com