Святитель Николай Сербский: АФОРИЗМЫ

Печать

(А3.8) Цитаты, мысли

В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру — о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект "Мысли великих" изречения святителя Николая Сербского – одного из самых известных святых ХХ века.

Биография святителя Николая Сербского

Святитель Николай (серб. Епископ Николај, в миру Никола Велимирович, серб. Никола Велимировић; 23 декабря 1880 -- 18 марта 1956) -- епископ Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский.

Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию.

В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время Первой Мировой войны.

В 1919 году был поставлен во епископа Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года, когда ему вновь удалось вернуться в Жичу.

В начале Второй мировой войны пребывал в заключении в монастыре Раковица, затем в Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством.

Скончался он 18 марта 1956 года в Пенсильвании.

В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.

--------------

Святитель Николай Сербский: Изречения

Бог и вера:

  1. От Бога нас отделяет ложь, и только ложь... Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания - вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога
  2. По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.
  3. Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.
  4. Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.
  5. Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.
  6. Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.
  7. ...не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
  8. Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь - это высшее благо, а истина - основание жизни.
  9. Смерть не естественна, а противоестественна.
  10. И смерть идет не от природы, а против природы...
  11. Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.
  12. Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.
  13. Истина открывается любви
  14. Искать истину - значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, - значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.
  15. Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.
  16. День и ночь: Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать. Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить. Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.

Добро и зло:

  1. Только сильный решается делать добро.
  2. Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.
  3. Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.
  4. Все зло, которое люди творят под Небом - это исповедь немощи и бессилия.
  5. Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
  6. Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.
  7. Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди - считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.
  8. Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово - и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.
  9. Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.
  10. Там, где есть мужество, зло - покорный подданный; там, где его нет, зло - суверен.
  11. Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.

Грех:

  1. В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.
  2. Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.
  3. Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.
  4. Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
  5. Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.
  6. ...какой ужас, если твой день - то, что внешнее, твоя ночь - то, что внутри!
  7. Желание — семя греха.
  8. Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.
  9. Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.
  10. Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.
  11. Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.

Вражда и обида:

  1. Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.
  2. Никто так не боится мук, как мучающий других.

Слабость:

  1. Преступление всегда слабость. Преступник - трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.

Гордыня и смирение:

  1. Гордость — поистине дочь глупости...
  2. Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.
  3. Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.

Зависть:

  1. Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.
  2. Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.

Богатство:

  1. Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.
  2. Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.
  3. Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.

Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:

  1. Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.
  2. Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.

Героизм и эгоизм:

  1. Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди - род Божий.
  2. Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.
  3. Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.

Мир:

  1. Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
  2. Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире - это происходит и со мной.
  3. Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.

Человек:

  1. Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.
  2. Добрая воля в человеке — это сила созидающая, стихословящая и поющая.
  3. Имеющий великое имеет и малое.
  4. Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.
  5. Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!
  6. Они говорят и его устами. — Прислушайся!
  7. Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.
  8. Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса - милосердным, ни судейская тога - справедливым, ни министерское кресло - сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.
  9. Первый голод человека — алкание истины. Второй голод нашей души — алкание правды. Третий ее голод — алкание чистоты.
  10. Страх перед самим собой: Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.

Женщина:

  1. Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.

Брак:

  1. Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане [Галилейской]. В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.

Воспитание:

  1. Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.
  2. Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.

Жизнь:

  1. Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.

Христианство:

  1. Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.
  2. Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, - тогда и стены храма уже не радуют Бога.

Государство:

  1. Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.
  2. Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.
  3. Закон — паяц силы.
  4. Борьба за власть и право — болезненное явление в человеческой истории.

http://www.foma.ru/svyatitel-nikolaj-serbskij-aforizmyi.html