Коммунисты, заполнявшіе собою кадры партіи въ двадцатыхъ годахъ, а потомъ и въ тридцатыхъ годахъ, — необразованы, малограмотны, некультурны. «Общій теоретическій уровень этой основной массы членовъ нашей партіи чрезвычайно низокъ» (Зеленскій, Стеногр. XII съѣзда Компартіи, стр. 364, 397; Рязановъ, XIV съѣздъ. Стеногр. стр. 691). Таковъ же «уровень политической подготовки» (Резолюція XI съѣзда, стр. 525). «Товарищи не знаютъ азбуки коммунизма» (Зиновьевъ, XI, 363); но это еще полбѣды: среди нихъ множество просто безграмотныхъ, что Троцкій приравнивалъ къ «духовной вшивости» (XI, 262). Количество политически неграмотныхъ коммунистовъ исчисляется въ 50-70 проц. всего партійнаго состава (Ногинъ, XII, 69. Сталинъ, XIII, 125. 132; Гнушенко XIII, 194); у комсомольцевъ — до 67 проц. (Бу/с. 503/харинъ. XIII, 549). Количество совсѣмъ безграмотныхъ достигаетъ въ деревенскомъ комсомолѣ 80-90 проц. (Бухаринъ. XIV, 813, срв. у Зиновьева XI, 448); однако и грамотный комсомолъ не учится и «поголовно совершенно ничего не читаетъ» (Бухаринъ. XIII, 549).
Плохо обстоитъ дѣло и на верхахъ партіи. На партійныхъ съѣздахъ, гдѣ присутствуетъ обычно весь партійный верхъ (1.000–1.500 человѣкъ), преобладаетъ масса съ низшимъ образованіемъ; напр., на XIII съѣздѣ было 66,8 проц. делегатовъ съ низшимъ образованіемъ; 17, 9 проц. со среднимъ; 6,5 проц. съ высшимъ (Кагановичъ. XIII, 558). При этомъ делегаты, конечно, были склонны преувеличивать, а не преуменьшать свой образовательный стажъ. Отсюда понятны эти вѣчныя жалобы на «катастрофическій недостатокъ квалифицированныхъ силъ» (Резолюція XIII, 715; срв. у Курскаго XIV, 92 и др.). Ибо, «для того, чтобы руководить той или другой губерніей, величиной почти въ цѣлую европейскую страну, тутъ нужны крупныя силы, крупные руководители» (Зиновьевъ. XIV, 461), а гдѣ ихъ взять?.., когда даже въ рабочемъ профессіональномъ движеніи коммунистическіе организаторы «смыслятъ меньше, чѣмъ нѣкоторое животное въ тѣхъ апельсинахъ, которыхъ такъ мало въ совѣтской Россіи (Рязановъ. XI, 234). Поистинѣ «нужна высокая квалификація для того, чтобы руководить милліонами» (Бухаринъ. XIV, 821), а у коммунистовъ, съ самаго начала лишенныхъ «культурныхъ и техническихъ силъ» (Орджоникидзе, XV, 396), уровень все падаетъ, и падаетъ, ибо старшее поколѣніе, чему-то съ грѣхомъ пополамъ учившееся въ дореволюціонной Россіи, сходить со сцены, а комсомольская «смѣна» растетъ невѣжественная и карьеристически настроенная: «скорѣе получить мѣсто», «быть забронированной», получить «цѣлый рядъ добавочныхъ развлеченій» — вотъ ихъ желанія (Бухаринъ. XIII, 549). И Крупская–Ленина–Ульянова права, утверждая, что «отъ вступленія въ комсомолъ парень не дѣлается всевѣдующимъ» (XIII, 486). Вотъ почему «укрѣплять теоретическій уровень» въ партіи некому (Зеленскій. XI, 398); вотъ почему «коммунисты, работающіе въ нашихъ учрежденіяхъ», «никоимъ образомъ не могутъ пользоваться авторитетомъ среди рабочихъ», «они не могутъ быть руководителями и поднимать обще-культурный уровень нашихъ ячеекъ» (Зеленскій. XI, 399). Вотъ откуда эти безграмотные приказы, идущіе изъ сталинскаго секретаріата Центральнаго Комитета партіи (Ногинъ. XI, 60). Отсюда же и безграмотность въ совѣтской прессѣ (Яковлевъ. XI, 376).
Таковы же и самые видные коммунисты, за исключеніемъ нѣсколькихъ людей. «Невѣжественные вы люди», кричитъ Рязановъ–Гольдендахъ Томскому, не вынесши его развязно преподносимыхъ грубыхъ ошибокъ (XIV, 798). Вотъ правая рука Сталина, Серго Орджоникидзе (впослѣдствіи по приказу Сталина убитый Ежовымъ и Поскребышевымъ!): онъ не умѣетъ отличить гражданскаго права отъ уголовнаго (Крыленко. XV, 546). Вотъ предсѣдатель Московскаго Совѣта — Углановъ: онъ ѣдетъ революціонировать Германію, но читать по-нѣмецки не умѣетъ (Углановъ. XV, 722)... Всѣ эти вожди подписываютъ доклады спецовъ и хозяйственниковъ, не читая: «мы не знаемъ, что дѣлаемъ, а знаютъ это другіе и бумаги въ нашихъ портфеляхъ» (Дзержинскій. Рѣчь 9. VII. 1926, стр. 34). «Наши отвѣтственные работники, въ томъ /с. 504/ числѣ и наркомы — слишкомъ много подписываютъ чужого и очень мало вносятъ своего» (Рыковъ. XV, 1044); они говорятъ на съѣздахъ по шпаргалкамъ, которыя наканунѣ выпрашиваютъ у спецовъ, «чтобы нѣсколько оріентироваться» (Кржижановскій. XIII, 417), и, «руководя хозяйственными организаціями, они въ большинствѣ случаевъ не имѣютъ техническаго образованія», чѣмъ и «вносятъ въ дѣло полную безотвѣтственность» (Рыковъ. XV, 1043).
При этомъ моральный уровень коммунистовъ значительно ниже умственнаго. Могло ли быть иначе, можетъ ли это и донынѣ быть иначе, если принять во вниманіе, что въ коммунисты люди шли и идутъ для предательства Россіи, желая сытости и карьеры? Слѣдуя своей партійной догмѣ, коммунизмъ презираетъ нравственное начало, какъ таковое: «морально то, что въ данный моментъ полезно партіи», т. е. международному сброду предателей и нырялъ. Именно въ связи съ этимъ становится понятнымъ то обстоятельство, что при партійныхъ «чисткахъ» и «провѣркахъ» — «охотятся» за «чуждымъ», «хотя бы и честнымъ» элементомъ «больше, чѣмъ за жуликомъ» (Шкирятовъ. XI, 334). Это означаетъ, что честныхъ людей терпятъ въ коммунистической партіи лишь постольку, поскольку ихъ умственный и нравственный уровень позволяетъ имъ быть фанатическими коммунистами. Согласно этому въ коммунисты идутъ или люди духовно и хозяйственно слѣпые, или же люди безъ совѣсти. «Мы съ вами, товарищи, ребята стрѣляные» (Ларинъ–Лурье. XII, 101; срв. XIV, 508). «Шкуры у насъ дубленыя» (Каменевъ. XIV, 245). Эти люди отличаются «неумѣніемъ работать, чванствомъ, грубостью, хамствомъ, некультурностью» (Вардинъ. XI, 401). Обычно это «командиры, диктаторы, стремящіеся создать себѣ карьеру, накопить политическій капиталъ» (Сахатъ–Мурадовъ. XIV, 606). Карьера и власть — для нихъ все; угодливость и интрига — вѣрнѣйшіе пути. «Мы всѣ чувствуемъ себя руководителями, обязательно руководителями, на мелкую работу коммунисты итти не хотятъ» (Афанасьевъ. XV, 442). Они изо всѣхъ силъ держатся за свои, взятыя съ боя, мѣста (Бѣленькій. XII, 108). И когда передъ XIV съѣздомъ (декабрь 1925) Зиновьевъ имѣлъ неосторожность сказать, что «народная масса въ наши дни мечтаетъ о равенствѣ» (Углановъ. XIV, 194), то коммунисты прежде всего испугались за свои оклады (Калининъ. XIV, 319), квартиры и автомобили (Зиновьевъ. XIV, 443).
«Хищенія, злоупотребленія и безхозяйственность» этихъ людей въ «госаппаратѣ» Куйбышевъ не взялся описывать: «вышло бы слишкомъ много» (XIII, 303): одни обогащаютъ своихъ родственниковъ (Куйбышевъ. XIII, 305), другіе поддерживаютъ связи съ шайками бандитовъ и налетчиковъ (Молотовъ, XV, 1084, декабрь 1927 года). Бываютъ такіе случаи, что въ центральномъ органѣ, завѣдующемъ внѣшней торговлей «вычищаются» за злоупотребленія (т. е. за взятки, продажность и черную спекуляцію) — всѣ коммунисты (Сталинъ. XIII, 121). Они проповѣдуютъ «насчетъ изъятія» церковныхъ цѣнностей, а сами «напяливаютъ на себя» и «цѣпочки» у нихъ «блестятъ» (Кутузовъ. XI, 407). Словомъ, это люди, которые по выраженію Іоффе (записка, написанная имъ передъ самоубійствомъ) «на все способны» (Ярославскій. XV, 356).
И въ дальнѣйшемъ они доказали это на дѣлѣ. Революціонной корыстью и революціоннымъ терроромъ подмятые, они подчинялись сво/с. 505/ему диктатору, рабски исполняя всѣ его противогосударственныя и хозяйственно безсмысленныя повелѣнія. Такъ, въ 1929 году они, подобно тѣмъ шайкамъ бандитовъ и налетчиковъ, о которыхъ говорилъ Молотовъ, бросились «раскулачивать» деревню и разорять крестьянство, — конечно, по приказу Сталина и партіи. И уже черезъ нѣсколько мѣсяцевъ на окрикъ изъ центра и въ виду расправы, грозившей разбойнымъ старателямъ (ибо диктаторъ не можетъ быть неправъ!), часть этихъ покорныхъ рабовъ прибѣгла къ самоубійству. Люди безъ всякаго знанія, безъ собственной мысли, безъ административнаго опыта, — они стали затѣмъ изъ года въ годъ изводить русскій народъ набатносозидаемой промышленностью, спѣшной постройкой каналовъ, концентраціонными лагерями, Соловецкою каторгою, сибирскою золотопромышленностью, колхознымъ разоренеімъ, и всегда и посюду унижать его страхомъ, голодомъ и подлѣйшей системой взаимныхъ политическихъ доносовъ и насильственнаго «заагентуриванія»...
Коммунистъ есть невѣжда и «противо-естественникъ» (выраженіе Аристотеля). Коммунистъ есть рабъ чужой химеры, вѣчный трусъ передъ «начальствомъ» и вѣчный мучитель народа. Изъ этихъ людей и вылѣзли въ дальнѣйшемъ Ежовъ, Вышинскій, Поскребышевъ, Маленковъ, Берія, Булганинъ и множество имъ подобныхъ. Изъ этихъ людей выбрались на военные верхи и тѣ сталинскіе «генералы», которыхъ такъ ярко и правдиво показалъ М. Соловьевъ въ своей статьѣ «генеральскій инкубаторъ» («Возрожденіе», 1953 г., № 27). Изъ этихъ людей отобрались и тѣ гнусные «слѣдователи» и «слѣдовательши» совѣтской политической полиціи, которые описаны, напримѣръ, въ книжкѣ «Смершъ»: эти особы съ крашенымъ лицомъ и съ маникюромъ, ругающія сквернѣйшими словами и забивающія допрашиваемаго резиновой палкой по лицу...
Но надо признать и выговорить недвусмысленно, что и люди перваго совѣтскаго ранга стоютъ своихъ послѣдователей во всѣхъ отношеніяхъ. Отчетливѣе всѣхъ это выговорилъ коммунистъ Красинъ. «Болтунами они были и болтунами остались, а когда дѣло шло не о томъ, чтобы произносить рѣчи и громить статьями, а что-то создать, эти строгіе вожди мірового пролетаріата только и пригодились на то, чтобы совершенно безъ надобности, безсмысленно и жестоко проливать кровь (своихъ согражданъ)» (письмо отъ 11 іюля 1917 года). «Такъ велико невѣжество на верхахъ, такъ плохо ведутся дѣла, что теряю всякую надежду» (письмо отъ 21 сент. 1922 г.). «Небольшая группа лошаковъ и идіотовъ уничтожила все, что я сдѣлалъ, точно мальчикъ, смахнувшій всю ткань паука» (8 окт. 1922 г.). «До октябрьской революціи никто изъ нихъ не былъ извѣстенъ ни какъ выдающійся писатель, ни какъ экономистъ или ученый, или что-либо другое въ умственномъ и художественномъ мірѣ» (письмо безъ числа). «Всѣ переживаемыя нами трудности проистекаютъ изъ того факта, что компартія состоитъ на 10 проц. изъ убѣжденныхъ идеалистовъ, готовыхъ умереть за ея идеалы, но не способныхъ жить для нихъ, и на 90 проц. изъ подхалимовъ, вступившихъ въ партію только съ цѣлью устроиться» (заявленіе Красина въ Ц. К. компартіи).
Справедливость требуетъ прибавить, что, если есть среди коммунистовъ «убѣжденные идеалисты», то убѣжденія ихъ несутъ униженіе /с. 506/ и гибель всему человѣчеству, а такъ называемый «идеализмъ» ихъ — свирѣпъ и амораленъ.
Нѣтъ никакого сомнѣнія, что за послѣдніе двадцать лѣтъ умственно-образовательный уровень компартіи повысился, а моральный уровень понизился. Первое потому, что въ партію стала входить и впускаться столь нужная ей интеллигенція — и техническая, и военная, и работающая въ области искусства (организація «зрѣлищъ» для революціонной массы), и даже церковная (группа такъ называемаго «патріарха» и его послѣдователей). Эта новая большевистская интеллигенція (уровень которой несравненно ниже прежней, русско-національной) — не обновила, однако, ни партію, ни ея программу: она служила за страхъ, приспособлялась, всячески страховалась и утряслась, наконецъ, въ нѣсколько-милліонный кадръ чиновниковъ, спасающихъ себя и губящихъ Россію и церковь. Но именно поэтому морально, патріотически и, конечно, религіозно — ея уровень таковъ, какого Россія никогда еще не имѣла. Эти устроившіеся бюрократы не вѣрятъ въ партійную программу, не вѣрятъ своимъ властителямъ, не вѣрятъ и сами себѣ. И назначеніе ея состоитъ въ томъ, чтобы вѣрно выбрать близящійся нынѣ (1953 г.) моментъ, предать партію и власть, сжечь все то, чему поклонялись эти долгіе годы и поклониться тому, надъ чѣмъ надругивались и что сжигали доселѣ.
Но возрожденія Россіи она не дастъ: для этого у нея нѣтъ ни вѣры, ни характера, ни чувства собственнаго достоинства. Возрожденіе придетъ только отъ слѣдующихъ поколѣній.
Источникъ: Профессоръ И. А. Ильинъ. Наши задачи: Статьи 1948-1954 г.г. Томъ II. — Парижъ: Изданіе Русскаго Обще-Воинскаго Союза, 1956. — С. 502-506.