Христианство и коммунизм. Святитель Филарет (Вознесенский)

(А3.9) Библиотека. Статьи

Рассмотрим теперь вопрос об отношении христианства к коммунизму. Тому коммунизму, который теперь на глазах всего мира явился как факт, как попытка реального осуществления в жизни социалистических идей в советской России.

Всем известно, что коммунизм прямо выступил в истории как заклятый и ожесточенный враг христианства. С своей стороны, и христианство признает его совершенно чуждым и враждебным себе - по самому его духу, по всему содержанию его идеологии.

История церкви апостольских времен говорит нам о том, что в те времена в ней также был свой христианский коммунизм - когда у верующих было все общее, как говорит книга Деяний Апостольских. Да и теперь этот христианский коммунизм существует в виде общежительного монашества, которое считается лучшей формой для христианской аскетической жизни. Таким образом, общение имущества с христианской точки зрения не только приемлемо. Нет, более того: это светлый, идеально высокий тип христианских взаимоотношений, примеры которого и были и существуют в жизни православной Церкви.

И как велика разница между таким христианским коммунизмом - и коммунизмом советским! Один от другого отстоит как небо от земли. Ведь коммунизм христианский не есть самостоятельная самоцель, к которой стремилось бы христианство. Нет, он есть - следствие и порождение того духа любви, которым дышала Церковь первых времен. Кроме того, этот христианский коммунизм был вполне добровольным. В нем никто не говорил: “отдай твое, оно принадлежит нам”, а наоборот - христиане сами жертвовали так, что “никто из них ничего из имения своего не называл своим”. Что же касается социалистического коммунизма, то в нем общение имущества является самоцелью, которой нужно добиться во что бы то ни стало и не взирая ни на что. И творцы коммунизма этого добиваются чисто принудительным путем, не останавливаясь ни пред какими мерами, даже - пред избиением несогласных… И основа этого коммунизма - не свобода, как в христианском коммунизме, а насилие, не жертвенная любовь, а зависть и ненависть…

В своей борьбе с христианством коммунизм заходит так далеко, что отказывается даже от элементарной, всеми признаваемой справедливости. В своей классовой идеологии коммунизм, в сущности, попирает всякую справедливость. Предметом его забот служит не общее благо всех граждан государства, а только интересы рабочего класса и пролетариата. Все же остальные государственные и общественные группировки граждан государства открыто оставляются “за бортом”, вне всяких попечений коммунистического правительства. Они могут голодать, могут не иметь ни копейки заработка, не иметь даже самой возможности его - “правящим сферам” до этого нет никакого дела. Что это, как не попрание справедливости и издевательство над миллионами людей?..

Коммунизм, говоря о новом строе “свободного” государства, постоянно упирает на то, что этот строй есть “диктатура пролетариата”. Но давно уже выяснилось, что в советской России этой обещанной диктатуры пролетариата нет и в помине, а есть - диктатура над пролетариатом. Тем более, нет там обычных проявлений политической свободы: ни свободы печати, ни свободы собраний, ни неприкосновенности жилища. Только те, кто жил в России - знают всю тяжесть и силу того гнета, который царит там. А над всем этим стоит небывалый еще политический террор - казни и убийства, ссылки и заточения в невероятно тяжелых условиях. Вот что дал коммунизм русскому народу - вместо обещанной свободы…

В своей политической пропаганде коммунизм утверждает, что он добивается осуществления свободы, равенства (т.е. справедливости) и братства. О первом и втором мы уже говорили, что же касается слова “братство” - то несомненно, что это слово украдено у христиан, называющих друг друга “братие”. А у апостола Петра прямо сказано: “всех почитайте, братство любите” (1Пет.2:17)… Но в практической жизни коммунисты, как известно, слово “брат” сразу заменили словом “товарищ”. И это очень показательно, т.к. товарищами могут быть и соучастники в преступлениях, и члены какой-либо разбойничьей шайки. А о “братстве”, конечно, и говорить не приходится там, где проповедуется классовая борьба, зависть и ненависть…

Все эти различия между христианством и коммунизмом, не исчерпывают, однако, самой сущности противоречия между ними. Коренное, главное и все объясняющее различие коммунизма от христианства лежит еще глубже - в религиозной идеологии того и другого. Недаром так злобно и упорно коммунисты борются с нашей верой.

Как известно, коммунизм как будто бы принципиально атеистичен и, безусловно, отрицает всякую религию. На самом же деле, он сам является религией - фанатичной, нетерпимой и темной. Христианство есть религия неба, коммунизм - религия земли. Христианство проповедует любовь ко всем - коммунизм проповедует классовую ненависть и борьбу и утверждается на эгоизме. Христианство - религия идеализма, основанная на вере в победу Правды и Любви Божией. Коммунизм - религия сухого, рассудочного практицизма, преследующая цель создания земного “рая” (рая животной сытости и духовного одичания). И недаром на могиле христианина ставится крест, а на могиле коммуниста - красный кол. Как это показательно, ярко и символично для той и другой стороны! С одной - вера в победу жизни над смертью, и добра над злом, с другой - беспросветная тьма, мрак и пустота, без всякой отрады, утешения и надежды впереди. И в то время как уже после смерти святые мощи подвижников Христовой веры цветут нетлением и благоухают, гниющий труп набальзамированного “Ильича” есть наилучший символ коммунизма…

Источник: http://rpczmoskva.org.ru