Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем память преподобномученика Стефана Нового, который пострадал вместе с другими мучениками в первый период иконоборчества. Что характерного было в страдании этих мучеников? Не только то, что их принуждали отречься от Христа. Хотя никто им не говорил так, но, по сути, принуждали к этому. А говорили им, что отречься надо от поклонения святым иконам.
Но они понимали, что только в одном случае можно отречься от поклонениям иконам — если отречься от Христа. Потому что если даже на словах мы от Христа не отрекаемся, не делаем того, что требовали от мучеников в древности всяческие языческие власти — впрочем, и до сих пор всякие языческие власти и мусульмане требуют от христиан отречься от Христа, — то бывают случаи, когда требуют отречься от каких-то положений христианской веры.
Вот в данном случае требовали отречься от почитания икон. Но невозможно отречься от почитания икон и не отречься от почитания Христа, потому что Христос — это воплощенный Бог. Если Бог воплотился, то, значит, Он описуем на иконе, значит, возможны иконы. Если мы утверждаем, что иконы невозможны — я имею в виду не как картинки, а именно как священные изображения, в которых тот, кто изображен, по-настоящему реально пребывает, — если это невозможно, то, значит, и Христос не воплотился, и, значит, мы отрекаемся от Христа, независимо от того, насколько ясно мы это понимаем.
Если мы этого не понимаем, то это несколько извинительно, но все равно это грех и отпадение от Церкви. Уж как там Господь будет судить, и какие возможности раскаяться — это уже другое дело. Отпадать от Церкви нельзя.