Гениальная книга Эрвина Шредингера “Что такое жизнь с точки зрения физики?” имеет всего один недостаток для современного читателя. Она написана в 1945, а с тех пор наука сильно продвинулась в понимании ответа на поставленный вопрос. Вчерашняя статья Джорданы Сепелевич о том, как современная наука отвечает на вопрос Шредингера, мне видится особенно интересной. Ибо в статье рассказывается о двух самых, имхо, перспективных и революционных направлениях, о которых я уже неоднократно писал и, надеюсь, еще написать.
Об исследованиях двух гениальных команд: команды Джессики Флэк и команды Карла Фристона.
Нет, наверное, сознательно верующего церковного человека, который бы не знал, что мир, в котором мы живем, конечен. Нет верующего человека, который бы никогда не читал Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и не имел представления о событиях, предваряющих завершение земной истории человечества и второе и славное Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Однако существует определенная часть церковного сообщества, которая не просто помнит о том, что Апокалипсис непременно наступит, но и с напряжением его ожидает.
Дух Святой сошёл на Христа в виде голубя. Своих последователей Христос ласково называет овечками. Фарисеи удостоились имени змей и порождений ехидны, а Ирода Господни уста назвали лисой, указывая, очевидно, на зоологическое лукавство. Итак, животный мир приходит на страницы Евангелия как символ, как урок или обличение, и важное место в этом мире занимает свинья.
Копыта свиньи раздвоены, но жвачку она не жуёт. Это значит, в понимании иудеев, что внешне она чиста, а внутри — нет. Это значит, что она — символ лицемерия, и если смыть с неё грязь, так чтобы внешний вид не оскорблял ни зрения, ни обоняния, она явится нам по наружности чистой, а внутри не соответствующей религиозной норме. Это живой аналог покрашенного гроба, который снаружи красив, а внутри полон всякой гнили и костей мёртвых. Но это ещё не всё. Обидный символизм свиньи почти не имеет границ. Обидный не для животного, которое ни в чём не виновно и природу свою изменить не может, а для человека, который, по слову Златоуста, может совмещать в себе дурные качества шакала, змеи, осла, летучей мыши и свиньи одновременно.
Как говорит Феофилакт в толковании на Евангелие, свинья столь упорно и постоянно смотрит в землю и роет её своим рылом, что позвоночник её теряет возможность изгибаться вверх, а значит, свинья никогда не смотрит в небо! Лишь только когда режут её и с усилием задирают голову, свинья впервые видит над собой солнце и облака и в изумлении замолкает.
Гонения на христиан это действительно проблема или ее раздувают?
Да, это огромная проблема. В ряде стран, где христиане оказываются в меньшинстве, их убивают, лишают крова, заставляют отречься от веры или бежать из страны. В мировых СМИ эту тему замалчивают, так что многие люди просто не знают о бедственном положении христиан на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Азии.
В чем состоят гонения?
Радикалы разрушают христианские храмы, убивают христиан целыми семьями, выгоняют их из домов, запрещают молиться или читать Библию. Приведу лишь один пример: 8 января 2014 года исламисты остановили недалеко от Хомса машину, в которой ехали двое христиан. Увидев на шее одного из них крест, радикалы отрезали ему голову и вонзили крест в грудь. В некоторых странах, например в Пакистане, христианина могут казнить за то, что у него дома найдут Библию или христианскую символику.
КИРОВ ПРОТИВ АЛЕКСАНДРА ТРЕТЬЕГО
Недавно я разглядывал фоторепортаж очередного путешественника: замечательный город на Крайнем Севере среди кинематографических гор, уютный и суровый, идеальная площадка для меланхолического детектива в скандинавском духе. Город называется Кировск. И я с какой-то обреченной тоской подумал - ну почему Кировск-то? Почему даже где-то на краю света, у ледяных морей, русская земля должна хранить память о каком-то давно забытом, в сущности, большевике? Почему в его честь названа значительная часть России, и в том числе бедная наша Вятка? Чем мы так обязаны Кирову в двадцать первом веке, а?
Или другое: пришла новость о том, что на Знаменской площади в Петербурге (и называется она, к сожалению, уже не Знаменской, а Знаменскую церковь на ней большевики давно снесли) хотели было заново поставить известный памятник Александру Третьему работы Паоло Трубецкого, да вот не поставят. Власти испугались. Коммунисты и ветераны (а именно «ветеран» 1939 года рождения) - против.
А то и прямо гадят: то на памятник Солженицыну, то на мемориальную доску Колчаку. И хочется сказать в сердцах: как же вы надоели, советские кровососы.
Ровно 150 лет назад был отпечатан первый русский перевод «Манифеста коммунистической партии» Маркса и Энгельса. О том, как эта брошюра повлияла на развертывание революционного движения в Российской империи, о трансформации учения основоположников в Советском Союзе и в нынешнем глобальном мире «Культуре» рассказал политический философ, заместитель главы Всемирного русского народного собора Александр Щипков.
Культура: Какова роль этой работы Маркса и Энгельса в истории нашей страны?
Александр Щипков: Я бы не преувеличивал значение «Манифеста» для России. В литературном отношении этот документ довольно сильно написан. Но не надо воспринимать его как некий сакральный текст, волшебным образом запустивший какие-то социальные сдвиги. Все ровно наоборот — логика социальных процессов породила и сам марксизм как явление, и «Манифест».