В подвижничестве, в Оптиной Пустыне, преп. Варсонофий стал не только старцем, украшенным и одаренным многими Дарами Божьими, но и руководил братией, быв назначен скитоначальником.
Преподобный Варсонофий, как и многие другие подвижники, считал ум важным элементом духовной жизни.
Вот, что говорит святой Варсонофий об уме:
«Ум есть сила самодвижная, но от нас зависит, что дать ему. Подобно тому, как жернов вертится и от человека зависит, что под него подсыпать: пшеницы, ржи, или какой – либо ядовитой травы или семян. И мука выйдет или хорошая, или ядовитая, сообразно тому, что положено. Так вот и ум, он все переработает, но нужно давать ему только хорошее» (Дневник послушника старца Варсонофия Оптинскогого Н.Беляева с. 258).
Второе Послание апостола Петра всем нам. «Вонмем!»
«Если, избегнув скверны мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, чем, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет.2:20- 22).
Имеется в виду – если вы узнали Господа, а потом отвернулись от Господа и пошли непонятно куда, лучше бы вам не познать Господа. Иногда бывает так страшно тянуть за собой человека, брать на себя ответственность, приводить за собой к Богу. Ведь ты не знаешь, насколько он глубок. Помните, как в притче про Сеятеля, там же есть каменистая почва. Он быстро принимаете, но у него корня нету. Там – птица поклевала, там – терния задавила, там – камень мешает. Ты, как бы, тащишь его за собой. Он узнал Господа во Христе, повеселился, порадовался с тобой полгодика. А потом обломался и уже больше с тобой не ходит. «Все! Надоело!! Я устал!!» И – ушел. Потому что у него мелкое сердце.
Я предполагаю, что совесть это, наверное, не составляющая души. У души как таковой, наверное, нет составляющих, она простая. У нее есть силы: вожделевательная, гневательная и разумная. Так нам говорят святые отцы, что душа вожделеет, гневается и познает. Разумная сила души, желательная и раздражительная - такие три силы души определяют Григорий Нисский и другие святые отцы.
Но человек, это единственное существо в мире, которое мы видим с совестью. Это то, что заставляет меня реагировать на себя. То, что на других я реагирую это понятно, на улыбки, на нахмуренные брови, на упреки, на похвалы. Понятно, что каждый раз возникает естественная, соответствующая реакция.
А вот совесть, это то свойство души, которое позволяет мне дистанцироваться от себя самого и смотреть на себя как бы со стороны. И осуждать или хвалить себя самого беспристрастно, при помощи вот этого совестного свойства. Это некая трансцендентность человеческого духа по отношению к его наличности.