____________________________________________________Молитва перед работой в сети ИНТЕРНЕТ: = ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ!___________________

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 50 публикаций сайта

31 марта 2021

1.08.2011г. Класс "Церковная история гагаузского народа". Занятие 10-е. Тема: "Период служения архиепископа Иакоба Пятницкого на Кишиневской кафедре. (26.01.1898г. - 12.08.1904г.)"

(Г)

=26.01.1898г. Начало служения архиепископа Иакоба Пятницкого на Кишиневской кафедре.

Биография

Родился 22 сентября 1844 года в селе Брынь Калужской епархии. Закончив Калужское духовное училище, Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию в 1870 году со степенью кандидата богословия и оставлен при академии помощником Секретаря Совета. В 1872 году — смотритель Мещовского духовного училища Калужской епархии. С 16 октября 1873 года — преподаватель Вифанской духовной семинарии. 6 ноября 1876 года утверждён в учёной степени магистра богословия. 12 августа 1886 года пострижен в монашество. 17 августа рукоположен во иеромонаха. 1 октября — возведен в сан архимандрита и назначен ректором Вифанской духовной семинарии. 28 апреля 1891 года хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Московском Успенском соборе. С 29 сентября 1892 года — епископ Уманский, викарий Киевской епархии. С 16 января 1893 года — епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии.

С 26 января 1898 года — епископ Кишинёвский и Хотинский. Именно во время его пребывания на кафедре в апреле 1903 года произошел знаменитый Кишиневский еврейский погром. 12 августа 1904 года он был переведен в Ярославль с возведением в сан архиепископа, здесь провел тяжелое революционное время, в 1906 году был членом Предсоборного Присутствия и состоял председателем третьего отдела о реформе церковного суда. 25 января 1907 года был назначен архиепископом Симбирским и Сызранским (на Ярославской кафедре владыку Иакова сменил епископ Тихон (Белавин), будущий патриарх).

10 декабря 1910 года архиепископ Иаков (Пятницкий) был переведен на Казанскую кафедру и стал последним дореволюционным епархиальным архиереем.

 

Именно на его правление пришлись годы Первой мировой войны и обеих революций 1917 года. Он довольно часто выступал с речами и проповедями[1], но практически не ездил по епархии. Очевидно, сказывалось неважное здоровье. Уже в 1912 году ходили слухи о его скором уходе на покой, причем в преемники владыки Иакова на Казанской кафедре кадетская газета прочила архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) или Ярославского Тихона, будущего патриарха[2]. Только в 1916 году владыка Иаков дважды «обозрел» епархию с 25 апреля по 3 мая 1916 года, побывав в Ядрине, Козмодемьянске, Чебоксарах. Почти всю поездку он совершил на пароходе, доехав на лошадях только от Козмодемьянска до Михаило-Архангельского черемисского монастыря и обратно. Вторую поездку он совершил с 10 по 16 мая тоже на пароходе, посетив Тетюши, село Богородское (Камское Устье), Лаишев, Чистополь, Мамадыш.

За сложными процессами, которые епархия переживала вместе со всей Россией и Церковью, личные черты архиепископа Иакова не просматриваются. Он не был близок к Распутину, но и не выступал против него, Февральскую революцию и изменения в церковном строе встретил лояльно. Естественно, он принимал участие в подготовке Поместного собора и в его деятельности, но ничем особенным себя не проявлял. 28 ноября указом только что избранного патриарха Тихона он, вместе с тремя другими архиереями, был возведен в сан митрополита, но это было сделано из уважения к его летам и высокому статусу епархии. 

Большевистский переворот, Декрет об отделении Церкви от государства стали первыми из тяжелых испытаний. В конце 1917 – начале 1918 года были закрыты все церкви в учебных заведениях и государственных учреждениях, с начала 1918 года прекратила свою деятельность Казанская духовная семинария. Казанская духовная академия продолжала работать благодаря усердию ректора, епископа Анатолия (Грисюка) и ее профессоров. Начались первые расправы с духовенством. Но каких-то действий самого казанского архипастыря за всеми этими событиями не видно. На страницах опубликованных воспоминаний и писем нет его характеристик или оценок его действий. Митрополит Мануил (Лемешевский), лично знавший владыку Иакова, смог вспомнить о нем только следующее: «Имел тяжелый характер. Любил писать по церковным вопросам, но ни в чем не чувствовалось сердечности. Всегда интересовался, как выгоднее сдавать на хранение деньги».

5 августа 1917 года Казань была занята войсками Народной Армии Самарского правительства Комуча и Чехословацкого корпуса. Митрополит Иаков приветствовал новые власти, благословил сбор средств «в пользу Народной армии» в храмах епархии. В начале сентября красные перешли в контрнаступление, и 5 сентября Казань вновь оказалась под властью боль-шевиков. В первых числах сентября вместе с отступающими частями белых митрополит Иаков покинул Казань и до конца Гражданской войны находился на территории, контролируемой белыми.

В разных изданиях дальнейшая жизнь владыки Иакова излагается по-разному. Согласно митрополиту Мануилу (Лемешевскому), Иаков выехал в Иркутск и проживал там на покое. Но владыка Мануил, как известно, писал свой труд под цензурой советских органов и избегал упоминаний о сотрудничестве архиереев с белыми. На самом деле владыка Иаков, если и был в Иркутске, то недолгое время. В ноябре 1918 года в Томске, который контролировался недавно пришедшим к власти «Верховным правителем России» адмиралом Колчаком, состоялось Сибирское церковное совещание, в котором участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на этой территории, контролируемой белыми. Основной задачей совещания была организация церковной жизни в епархиях, оказавшихся вне власти патриарха Тихона. Почетным председателем Совещания был избран митрополит Иаков (Пятницкий), а председателем – архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), уроженец Казани, выпускник Казанской духовной академии и, к сожалению, будущий председатель обновленческого Синода. Совещание не высказывало политических оценок. На нем было сформировано Временное высшее церковное управление, которое должно было руководить церковной жизнью до восстановления связи с патриархом и Синодом. Местом пребывания ВВЦУ стал Омск.

Митрополит Иаков не вошел в состав этого управления, но стал временно управляющим Томской епархией. В конце 1919 года, когда Томск был занят красными, владыка Иаков был назначен временно управляющим Томской епархией уже указом патриарха Тихона. К марту 1920 года органами советской власти в Томске были закрыты духовная семинария и духовное училище, был конфискован и архиерейский дом. Теперь кабинет митрополита находился на хорах кафедрального собора, а жил он «в холодной, темной комнате, лишенной примитивных удобств и приспособлений». В марте 1920 года он уже официально стал митрополитом Томским, а в начале следующего, 1921 года, был по прошению уволен на покой и назначен настоятелем Симонова монастыря в Москве – в это время ему было 77 лет.

В марте 1922 года владыка Иаков был арестован, несколько дней провел в тюрьме, но скоро был отпущен. По официальной версии, он вновь попросился в Томск, в женский Иоанно-Предтеченский монастырь, но, вероятно, был туда выслан. Противоречивы и сведения о смерти владыки. По одним данным, он скончался после неудачно проведенной операции, по другим – умер в Томске под арестом. Неизвестна и дата его кончины – называются и 1922 и 1923 годы. Как утверждают авторы книги о томских архиереях, «…по свидетельствам старожилов, владыка Иаков умер в Томске в Иоанно-Предтеченском женском монастыре в 1922 или 1923 гг.»[3].

 

Сочинения

  1. «Ожидаемый Собор Всероссийской Церкви 1906 года и предметы его занятий». Ярославль, 1906.
  2. Отзыв на труд. проя. М. Красножена см. "Приб. к «ЦВ», 1906, № 47, с. 3030.
  3. Речь при вручении жезла Евсевию, епископу Угличскому. "Приб. к «ЦВ», 1906, № 24, с. 1880.
  4. Слово, произнесенное при первом посещении Казанской Духовной Академии. "Приб. к «ЦВ» 1911, № 13, с. 581.
  5. Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Анастасию. "Приб. к «ЦВ», 1912, № 11, с. 455.
  6. Речь, произнесенная в Казанском Благовещенском кафедральном соборе при вручении жезла Преосв. Леонтию епископу Чебоксарскому. "Приб. к «ЦВ» 1914, 3 41, с. 1741.

Литература:

  1. “Церк. Вед.” 1892, № 41, с. 413, 1893, № 4, с. 29, 1896, № 19-20, с. 163, 1898, № 6, с. 23, 1901, № 1, с. 1, 1904, № 34, с. 377, 1907, № 5, с. 20, 1910, № 51-52, с. 469, 1916, 3 41, с. 366.
  2. “Приб. к “ЦВ” 1897, № 3, с. 103.
  3. “Церк. Вестн.” 1891, № 15, с. 234-235, № 19, с. 298, 1904, № 35, с. 1110.
  4. “Изв. Каз. Еп.” 1892, № 14, с. 370, 1907, № 31-32, с. 1043, № 37, с. 1123-1127, 1910, № 46-47, с. 1343-1346, 1911, № 1, с. 1, № 2, с. 45-50, № 3, с. 74-81, 81-83, 124, 1912, № 10, с. 334-337, № 43, с. 1283, 1914, № 6, с. 159, 1913, № 11, с. 378, № 36, с. 1088-1089, № 48, с. 1418.
  5. “Прав. Собес.” 1908, апрель, с. 384, май, с. 654, 1910, ноябрь, с. 1, 1911, март, с. 361-364, 1914, ноябрь, с. 6 (отчет).
  6. “Мисс. Календ.” 1907, с. 133.
  7. “Мисс. Обозрен.” 1901, март, с. 297.
  8. “Отдых христ.” 1908, август-сентябрь, с. 59.
  9. “Душеп. Собес.” 1896, ноябрь, с. 352.
  10. “Богосл. Вестн.” 1915, т. X-XI-XII, с. 889.
  11. “Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, с. 52-53.
  12. “Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1915-1916 уч./год”, с. 11.
  13. “Списки архиереев Иерархии Всерос.”. СПБ, 1896, № 527, с. 80.
  14. “Труды К.Д.А.” 1914, т. III, с. 534.
  15. Булгаков, с. 1401, 1402, 1403, 1406, 1412, 1418.
  16. БЭС, т. I, стб. 1012, т. II, стб. 1140, 1321, 2055, 2404.
  17. БЭС, т. X, стб. 530, 620, 622.
  18. ФАМ II, № 37, с. 7.
  19. Пархомович И. “Архипастыри Кишиневской епархии”. Кишинев, 1910, с. 20, 30. (Список литературы обархиепископе Иакобе Пятницком взят из источников: =http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_613) =http://www.kds.eparhia.ru/bibliot/istoriakazeparhii/arhipastyri/arhipast_13/

Источник: Википедия, Свободная Энциклопедия.

= 12.08.1904г. Конец служения Иакоба Пятницкого на Кишиневской кафедре

В ЭФИРЕ РАДИО

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

Православная Гагаузия