____________________________________________________Молитва перед работой в сети ИНТЕРНЕТ: = ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ!___________________

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 50 публикаций сайта

31 марта 2021

20.08.2011г. Воскресная школа. Класс «Церковная история Гагаузского народа». Занятие 15-е. Тема: «Установление румынской власти в Молдове. Переход гагаузских приходов Молдовы в юрисдикцию Румынского Патриархата. Период служения архиепископа Никодима Мунт

(Г)

=4.06.1918г. Начало служения архиепископа Никодима Мунтяну на Кишиневской кафедре.

Архиепископ Никодим Мунтяну (впоследствии Патриарх) родился 6 декабря 1865 г. в селе Пипириче Нямецкого уезда (Молдова) в дворянской (по другим сведениям, крестьянской) семье, окончил школу в Нямце и в 1895 г. Киевскую Духовную академию, 1 августа 1894 г. принял монашеский постриг, несколько позже был посвящен в сан архидиакона и назначен проповедником при Ясской митрополии. Затем отец Никодим был возведен в сан архимандрита, назначен ректором Галацкой семинарии и хиротонисан во викарного епископа Галацкой епархии. В 1912 г. он был назначен епископом Хушским и в этом сане возглавлял делегацию Румынской Церкви на Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 гг. в Москве.

В 1918–1919 гг. Владыка временно управлял Кишиневской епархией, затем возвратился в Хушскую епархию, в 1924 г. ушел на покой и поселился в Нямецкой лавре, где, будучи настоятелем, основал духовную школу, больницу, приют, странноприимницу, восстановил типографию, перевел Библию на молдавский язык и с русского на румынский язык «Библейскую историю» в 6 томах, а также «Толковую Библию» в 12 томах. В 1936, 1938 и 1944 гг. в новом переводе на румынский, выполненном Владыкой Никодимом и профессорами богословия Василе Раду и Гала Галактионом, вышло 3 «синодальных издания» Библии. В январе 1935 г. Церковный национальный конгресс Румынии избрал Владыку Никодима Ясским митрополитом19.

=31.12.1919г. Конец служения архиепископа Никодима Мунтяну на Кишиневской кафедре.

-------

В 1818 году, в связи с военными действиями в Европе, а также с революцией и гражданской войной в России, Гагаузскоязычные приходы Молдовы в составе Молдавской епархии перешли в юрисдикцию Румынской Церкви. Архиепископу Кишиневскому Анастасию Грибановскому было предложено перейти в состав РумПЦ, от которого он отказался и эмигрировал из Молдавии. В Молдове была открыта структурная единица РумПЦ под названием «Бессарабская Митрополия», правящим архиереем которой был назначен архиепископ Никодим Мунтяну (будущий Патриарх Румынский). В связи с этим событием, между РПЦ и РумПЦ начался церковный конфликт, который продолжается до сих пор и ставит перед нами серьезную каноническую задачу: не потерять логическую связь в поисках апостольской преемственности гагаузов. В условиях, когда конфликтующие стороны взаимно обвиняют друг друга в канонических нарушениях, правильно определить апостольские связи церковных приходов Гагаузии значительно усложняется. Доводами Румынской стороны в происходящем конфликте мы пока не располагаем, поэтому приводим информацию, поступающую к нам только из Российских информационных источников.

«Бессарабское православие» между Румынией и Россией.

13 07 2010.  Автор: Владимир Бурега

... Разобраться в этой сложной ситуации едва ли возможно без учета того исторического пути, который прошла Бессарабия в XIX – первой половине ХХ века. Румынское церковное присутствие в этом регионе вовсе не является какой-то новой тенденцией. Это лишь часть давней планомерной стратегии Румынского государства. Однако обо всем по-порядку.

Валахия, Молдова и Бессарабия

Истоки церковного конфликта в современной Молдавии восходят как минимум к XIX веку. Напомним, что к началу позапрошлого столетия в Дунайском регионе существовало два княжества: Валахия и Молдова. С XVI века оба они стали вассалами турецких султанов. Однако при этом Валахия и Молдова не были инкорпорированы в единую государственную систему Османской империи. Они остались автономными провинциями со своими собственными институциями. Порта не стремилась напрямую включать эти земли в структуру империи, желая создать из них буферную зону, защищающую империю от враждебных соседей (Австрии, Венгрии, России). Также Порта рассматривала Дунайские княжества как один из главных источников содержания армии и города Константинополя. Во главе княжеств стояли господари, которые до XVIII века избирались местными аристократами из своей среды. Выбор лишь утверждался султаном. Господари имели свою армию, которая должна была участвовать в войнах турок с сопредельными государствами. Мусульмане не имели права покупать в Дунайских княжествах землю, строить здесь мечети или создавать какие-либо исламские институции. Реальное присутствие здесь турок ограничивалось лишь тремя военными гарнизонами в крепостях Кили, Акерман и Бендеры.

С XVIII века Валахия и Молдова начинают играть важную роль в геополитических планах России. В 1711 году Петр I совершил известный Прутский поход, надеясь поднять в регионе мощное антитурецкое восстание с перспективой перехода Валахии и Молдовы под протекторат России. Однако поход оказался неудачным. Во второй половине XVIII века Екатерина II одной из целей своих войн с Турцией также считала освобождение Дунайских княжеств. Но и ей не удалось осуществить этот план. Тем не менее, по Кючук-Кайнарджийскому миру (1774 года) Российская империя получила право покровительствовать православному населению Молдовы и Валахии.

В ходе очередной русско-турецкой войны 1806-1812 годов российские войска заняли Дунайские княжества и находились здесь в течение четырех лет (с 1808 по 1812 год). Однако по Бухарестскому договору (1812 год) Россия сумела сохранить за собой лишь восточную часть Молдовы (территорию между реками Прут и Днестр). Именно эта территория тогда и получила название Бессарабия. Впоследствии здесь была создана Бессарабская губерния с центром в Кишиневе. Именно эта территория стала зародышем современной независимой Республики Молдова.

Валахия же и западная часть Молдовы (к западу от реки Прут) по-прежнему остались вассалами Османской империи. Лишь в 1861 году полковник Александр Куза, избранный одновременно князем Валахии и Молдовы, объявил об объединении двух княжеств и создании нового государства — Румынии. В результате исторические пути двух этнически родственных княжеств разошлись. Если восточная часть Молдовы (Бессарабия) оказалась в орбите цивилизационного влияния России, то Валахия и западная часть Молдовы ориентировались на Западную Европу. Само название «Румыния» (Rom?nia) являлось производным от латинского romanus («римский») и указывало на культурную и языковую связь валахов и молдаван с наследием западной Римской империей, а значит, прежде всего, с романскими народами Европы. Политические элиты нового государства считали своей стратегической целью восстановить эту связь, которая в силу исторических причин была прервана на несколько столетий.

Что касается церковной истории Дунайских княжеств, то к началу XIX века на их территории действовали две митрополии Константинопольского Патриархата (соответственно, Валашская и Молдавская). Когда территорию княжеств занимала российская армия, то сразу же предпринимались попытки распространить на эти территории власть Святейшего Синода. Еще в 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом была учреждена Молдо-Влахийская экзархия. Это деяние никак не согласовывалось с Константинопольским Патриархатом, поэтому неудивительно, что экзарх Валахии и Молдовы митрополит Гавриил (Бодони-Банулеско), назначенный Синодом в 1792 году, после ухода из Дунайских княжеств русской армии, был арестован, отправлен в Константинополь и посажен в тюрьму при Патриаршем доме. Синод Константинопольской Церкви лишил его митрополичьей кафедры и даже предал анафеме. Лишь благодаря вмешательству российской дипломатии Гавриил был освобожден и смог вернуться в Россию. В 1808 году, когда русские войска вновь заняли Дунайские княжества, митрополит Гавриил вернулся в Молдову и возродил деятельность экзархии. Однако местные архиереи константинопольской юрисдикции не признавали над собой власти Русской Церкви и не подчинялись Гавриилу.

После окончания войны в 1812 году в юрисдикции Русской Церкви осталась лишь Бессарабия. Здесь была учреждена Кишиневская епархия, первым правящим архиереем которой стал все тот же митрополит Гавриил. Кишиневская епархия оставалась в составе Русской Православной Церкви вплоть до 1918 года. За это время местное православие впитало множество русских традиций. Богослужение здесь совершалось по-церковнославянски, преподавание в Кишиневской семинарии велось по-русски, русскоязычными были и «Кишиневские епархиальные ведомости». Архиереи в Бессарабию назначались Синодом. При чем, как правило, это были этнические россияне.

Одновременно с этим в церковной жизни Румынии происходили совершенно иные процессы. Здесь с 1860-х годов был взят курс на «вестернизацию» местного православия. Новое государство стремилось преодолеть как греческое, так и славянское культурное влияние. Православная Церковь рассматривалась как оплот инородного, чуждого Румынии влияния. Поэтому уже в XIX веке обсуждался вопрос о возможном переходе на григорианский календарь в богослужении, также было разрешено употребление за богослужением органа, а языком богослужения становится исключительно румынский язык, который методично очищался от славянизмов. Кроме того, государство последовательно проводит курс на полное подчинение себе высшего церковного управления. И хотя церковные реформы, инициированные румынским государством, во второй половине XIX века вызвали протесты ряда местных иерархов, все же к началу ХХ века «румынское православие» существенно отличалось от «бессарабского».

Можно сказать, что к началу XX века на территории бывших Дунайских княжеств оформилось две модели местного православия. Фактически это отражало и тот цивилизационный водораздел, который прошел по реке Прут. Если Румыния активно искала пути интеграции в семью западноевропейских народов, то Бессарабия сохранила пророссийскую ориентацию. Интересно, что уже в начале ХХ века население Бессарабии стало воспринимать своих соседей за рекой Прут как фактически другой народ, говорящий хотя и на близком, но уже на не совсем понятном языке.

Между «самобытничеством», «румынизаторством» и «русофильством»

В январе 1918 года румынские войска заняли Бессарабию. И хотя в марте 1918 года Советская Россия достигла договоренности о выводе румынских войск с этой территории, события гражданской войны и внешней интервенции позволили Румынии отказаться от взятых на себя обязательств. В результате до 1940 года Бессарабия оставалась в составе Румынского королевства. Лишь незначительная южная часть бывшей Бессарабской губернии осталась под контролем советской власти. Здесь была создана Молдавская АССР в составе Украины.

Уже в апреле 1918 года Председатель Синода Румынский Православной Церкви (РумПЦ) митрополит Пимен (Джорджеску) направил телеграмму Патриарху Московскому и всея России Тихону, в которой сообщал, что «вследствие состоявшегося политического присоединения Бессарабии к Румынии, православное население, живущее в означенном крае канонически подчиняется юрисдикции Православной Церкви Румынского государства»[1]. В ответ на это 5 июня (23 мая) 1918 года патриарх Тихон направил письмо митрополиту Пимену, в котором высказал желание, чтобы судьбу канонической юрисдикции в Кишиневской епархии решило само местное население. Патриарх предлагал созвать для обсуждения этого вопроса «местный Собор или епархиальное собрание»[2]. Однако РумПЦ не прислушалась к этому предложению.

Правящим архиереем Кишиневской епархией (в юрисдикции Русской Православной Церкви) был в то время архиепископ Анастасий (Грибановский). В его подчинении также находились два викарных епископа: Гавриил (Чепур) и Дионисий (Сосновский). Румынские церковные власти предложили им перейти в юрисдикцию РумПЦ, а владыке Анастасию также предлагалось войти в состав Синода РумПЦ. Архиепископ Анастасий отказался от этого предложения и покинул Бессарабию. Впоследствии он вошел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), а с 1936 года был первоиерархом РПЦЗ. Епископы Гавриил и Дионисий были высланы с территории Румынии.

После этого Кишиневская епархия была включена в состав РумПЦ. 14 июня 1918 года Священный Синод в Бухаресте назначил на эту кафедру епископа Никодима (Мунтяну, будущего Румынского патриарха). С этого времени на территории Бессарабии румынские власти в тесном сотрудничестве с РумПЦ проводят планомерную политику румынизации с целью преодоления российского культурного и церковного влияния и постепенного стирания различий между Бессарабией и остальной территорией Румынии. Уже епископ Никодим начал активно заменять церковно-славянский язык в богослужении румынским. В Кишиневскую духовную семинарию назначаются преподаватели из Румынии, которые также вводят румынский язык преподавания. В некоторых монастырях были смещены настоятели из русских и украинцев.

Эти события заставили патриарха Тихона в октябре 1918 года издать специальное послание, посвященное «бессарабской проблеме». Патриарх заявил, что присоединение Кишиневской епархии к РумПЦ «противоречит одинаково и духу христианской любви и исконным каноническим указаниям и священным обычаям Православных Церквей». Патриарх подчеркивал, что сам по себе факт политического присоединения Бессарабии к Румынии не может служить оправданием для смены здесь церковной юрисдикции. Кроме того, насильственное устранение из Бессарабии епископов РПЦ и назначение сюда епископа Никодима патриарх расценивал как прямое каноническое преступление. В заключение своего послания он подчеркнул, что если епископат РумПЦ не пересмотрит принятые им решения, то Русская Церковь будет вынуждена «прервать всякое братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд других Православных Церквей»[3].

Однако и это послание не возымело действия. Румынская Церковь продолжила распространять свое влияние в Бессарабии. Революционные потрясения в России привели к фактической изоляции Русской Церкви. (Вплоть до 1940-х годов Московская Патриархия просто не имела возможности поддерживать регулярные связи с другими Поместными Церквами. Поэтому церковные власти в Москве никак не могли влиять на ситуацию в Кишиневской епархии).

Активные действия РумПЦ в Бессарабии привели к резкой поляризации среди местного клира и церковного народа. Часть местного населения вполне поддержала румынизаторские начинания новых властей края, однако другая часть стала в принципиальную оппозицию политике Синода Румынской Церкви. Следует иметь в виду, что значительную часть населения Бессарабии составляли этнические славяне (русские, украинцы, болгары и т.д.), которые не могли считать румынскую культуру родной и, соответственно, не хотели отказываться от славянского языка в богослужении. Кроме того, и значительная часть молдаван скорее тяготела к привычному славянскому богослужению, а пришлое румынское духовенство воспринимала как совершенно им чужое. В результате политика РумПЦ в Бессарабии стала фактором социальной нестабильности, преодолеть которую власти безуспешно пытались в течение всего межвоенного периода.

Фактически Румынская Церковь инициировала раскол в бессарабском обществе. Одна часть местного населения влилась в русло «румынизации», другая отстаивала этническую самобытность молдаван, их культурное и языковое отличие от румын, а третья фактически придерживалась «русофильской» ориентации, стремясь сохранить в регионе доминирующее влияние русской культуры.

В 1924 году появился и еще один фактор, усиливший поляризацию церковного народа. 1 октября 1924 года в Румынской Церкви был введен в богослужении так называемый новый стиль (новоюлианский календарь). Он предполагал перемещение всех неподвижных праздников года на 13 дней и в этой части фактически совпадал с григорианским календарем. Однако при этом в богослужении сохранялась восточная пасхалия. Впрочем, в сохранившихся документах 1920-30-х годов есть сведения и о попытках перехода на западную пасхалию.

_____

  1. [1] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 199
  2. 4. С. 153.
  3. [2] Там же. С. 135.
  4. [3] Там же. С. 153-155. http://www.religion.in.ua/main/history/5174-bessarabskoe-pravoslavie-mezhdu-rumyniej-i-rossiej.html

(Источник: "ВЕСТНИК" Журнал епископа Георгия, Болградского и Белгород-Днестровского, РПЦЗ.

-----------------------

В 1918 году Румыния аннексировала Бессарабию. В 1919 году состоялся Собор, объединивший епархии Румынии, Трансильвании и Буковины. 1 февраля 1919 года в Румынии был принят Григорианский календарь.

Конституция Румынии 1923 года признавала Румынскую православную церковь национальной церковью страны.

Решением Священного Синода от 4 февраля 1925 года Румынская Церковь была провозглашена Патриархатом, каковое определение было признано каноническим (томос Константинопольского Патриарха от 30 июля 1925 года). 1 ноября 1925 года состоялось торжественное возведение Митрополита-Примаса Мирона Кристя в сан Блаженнейшего Патриарха всей Румынии, Наместника Кесарии Каппадокийской, Митрополита Унгро-Влахийского, Архиепископа Бухарестского. С 1 февраля 1938 года до 6 марта 1939 года Патриарх Мирон был также премьер-министром Румынии, будучи назначен королём Румынии Каролем II.

В июне 1940 года Бессарабия была аннексирована Союзом ССР; церковные структуры были переподчинены Московскому Патриархату. На Кишинёвскую епархию был направлен епископ Алексий (Сергеев) (впоследствии архиепископ Алма-Атинский; известен своей безнравственной жизнью и доносительством; до того, в 1939 году, был запрещён в священнослужении и предан суду архиереев[2]), с возведением в сан архиепископа.

22 июня 1941 года Румынское королевство вместе с Германией выступило против СССР. Согласно заключённому в Бендерах 30 августа 1941 года двустроннему соглашению, область между реками Днестром и Бугом передавалась Румынии под наименованием Транснистрия; в неё вошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на Транснистрию свою юрисдикцию; в сентябре 1941 года в Транснистрии была открыта православная миссия во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). Открывались храмы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советском господстве. Особое внимание уделялось восстановлению церковной жизни на территории Молдовы. В Транснистрии была запрещена деятельность иных православных организаций, включая Украинскую Автокефальную Церковь, которые свободно существовали в Рейхскомиссариате Украина. 30 ноября 1942 года была открыта Духовная семинария в Дубоссарах. С 1 марта 1942 года при Одесском университете начали работу богословские курсы для студентов всех факультетов. С января 1943 года в Одессе действовала православная Духовная семинария. Внедрялись в богослужение румынский язык, румынские литургические традиции, григорианский календарь.

После восстановления советского контроля над Транснистрией в августе 1944 года территория перешла под юрисдикцию Московского Патриархата.

Источник: (http://ru.wikipedia.org/wiki)

----------------------

По итогам русско-турецких войн в половине XVIII века Россия получила право покровительства православным на данных территориях. В 1789 году, во время русско-турецкой войны 1787—1792, российским Святейшим Синодом была учреждена «Молдо-Влахийская экзархия», местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Амвросий (Серебреников) († 13 октября 1792 г.). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони); но в 1793 году, после заточения в Константинополе и осуждения со стороны Синода Константинопольской Церкви, он был назначен на Екатеринославскую кафедру с сохранением за ним титула «экзарха».

Известным деятелем начала XIX века был митрополит Молдавский (1803 — 1842 годы с перерывами) Вениамин (Костаки), выступавший против власти фанариотов и приветствовавший русскую оккупацию Молдавии.

В период оккупации русскими войсками (1808—1812) Молдавии и Валахии была осуществлена церковная аннексия территории княжеств: в марте 1808 года российским Святейшим Синодом было определено находившемуся на покое бывшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) «именоваться паки членом Святейшего Синода и оного экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии». По заключении Бухарестского мирного договора Бессарабия отошла России, где в 1813 году была учреждена Кишинёвская и Хотинская епархия, которую возглавил митрополит Гавриил.

Источник:Википедия

------------------------

Основана как архиепископия на территории Бессарабии после принятия 9 апреля 1918 года в Кишинёве Советом страны («Сфатул цэрий») решения о присоединении Бессарабии к Румынии (ранее, с 1812 года входила в Российскую империю и на её территории действовала Кишинёвская епархия Российской Церкви). В мае 1918 года российский архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский) покинул Бессарабию, отказавшись подчиниться румынским властям, предлагавшим ему войти в подчинение Румынской Церкви. 14 июня 1918 года Священный Синод в Бухаресте назначил заместителем местоблюстителя архиепископа на Кишинёвскую кафедру епископа Хушского Никодима Мунтяну. Последний принял ряд мер по ассимиляции епархии с Румынской Церковью. При следующем архиерее, Гурие (Гросу), в 1928 году епархия была возведена в ранг митрополии с кафедрой в Кишинёве.

Во время нахождения Бессарабии в СССР в 1940—1941 годы Московский Патриархат, не признававший законности подчинения епархии Румынской Православной Церкви, восстановил над нею свою юрисдикцию: в декабре 1940 года епископ Тульский Алексий (Сергеев) был назначен временно управляющим Кишинёвской епархией, а в мае 1941 года — её правящим архиереем. Однако из-за оккупации Бессарабии румынскими войсками в 1941 году он был эвакуирован в СССР. В период с 1941 по 1944 год территория Бессарабии, а также Одесская область, входила в Королевство Румыния и была под церковной юрисдикцией Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.

В 1944 году территория вновь вошла в СССР и деятельность Кишинёвской епархии Московского Патриархата возобновилась.

После обретения Молдавией независимости в 1991 году встал вопрос о возможном присоединении к Румынии. 14 сентября 1992 года группа священнослужителей провела епархиальную ассамблею и заявила о воссоздании отдельной «Бессарабской митрополии» и о переходе в Румынскую Церковь; во главе митрополии стали викарный епископ Бельцкий Петр (Пэдурару) и протоиерей Петр Бубуруз, которые были 20 октября запрещены в священнослужении Синодом РПЦ, а 19 декабря 1992 года без отпускных грамот приняты в Румынскую Православную Церковь, которая объявила деятельность Бессарабской митрополии возобновленной.

Правящие архиереи

  1. Митрополит Гурий (Гросу)
  2. Никодим (Мунтяну) 14.VI.1918-31.XII.1919 назначен как «заместитель местоблюстителя архиепископа» Кишиневского
  3. Гурий (Гросу) 1.I.1920-14.XI.1943 выбран архиепископом Бессарабским 21.II.1920, интронизирован 16.V.1920, митрополит с 28.IV.1928, на покое с 11.XI.1936
  4. Никодим (Мунтяну) (ноябрь 1936 — июнь 1937, местоблюститель)
  5. Косма (Петрович) (июнь 1937 — февраль 1938, местоблюститель)
  6. Ефрем (Енэкеску) (12.I.1944-лето 1944; с марта 1938 - местоблюститель)

Источник: Википедия.

---------------

что такое БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [румын. Mitropolia Basarabiei] Румынской Православной Церкви в 1918-1944 гг. (в 1918-1928 архиепископия), номинально восстановлена 14 сент. 1992 г. неканоническим решением Свящ. Синода Румынской Православной Церкви.

Согласно Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., вост. часть Молдовы (Бессарабия), в междуречье Прута и Днестра, вошла в состав Российской империи, и на ее территории 21 авг. 1813 г. была образована Кишинёвская епархия и Хотинская РПЦ. 9 апр. 1918 г. собравшийся в Кишинeве Совет края (Сфатул цэрий) принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии. В мае 1918 г. архиеп. Кишинeвский Анастасий (Грибановский) вынужденно оставил епархию. В апр. 1918 г. Кишинeвская епархия РПЦ была насильственно включена в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Предстоятель РПЦ Патриарх Тихон выступил с протестом против этого антиканонического решения, заявив, что закрепление созданного Румынской Православной Церковью положения заставит священноначалие РПЦ прервать братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд др. правосл. Церквей. 14 июня 1918 г. Свящ. Синод в Бухаресте назначил на Кишинeвскую кафедру еп. Хушского Никодима (Мунтяну), впосл. Патриарха Румынской Православной Церкви. Еп. Никодим реорганизовал епархиальный центр, ввел румын. язык в богослужебную практику мн. приходских церквей. Во главе Кишинeвской ДС был поставлен архим. Виссарион (Пую) и назначены преподаватели из Румынии. Преподавание было переведено на румын. язык. В нек-рых мон-рях были сменены настоятели из русских и украинцев. Еп. Никодим управлял епархией до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на кафедру был назначен еп. Ботошанский Гурий (Гросу) из местного духовенства, ревностный сторонник воссоединения Бессарабии и Румынии. 21 февр. 1920 г. он был выбран архиепископом Бессарабским, 28 апр. 1928 г. возведен в сан митрополита (кафедра в Кишинeве). 11 нояб. 1936 г. митр. Гурий отправлен на покой, проживал большей частью в Бухаресте († 14 нояб. 1943, похоронен в мон-ре Черника). Во время его предстоятельства 10 марта 1923 г. на территории Бессарабии были образованы Белгородско-Измаильская епархия, входившая в БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ м., и Хотинская (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишинeве основан богословский фак-т, находившийся в ведении Ясского ун-та, просуществовавший до 1941 г., в Измаиле и Единце - 8-классные духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. Продолжил свою деятельность Союз православных клириков Бессарабии, миссионерское кишинёвское братство «Рождество Христово» и др. объединения клириков и мирян. Издавались газ. «Миссионер», брошюры из сер. «Библиотека православного миссионера» и «Библиотека православного христианина». В 1929 г. в Кишинeве состоялся 2-й, а в 1933 г.- 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви.

После митр. Гурия БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ м. управляли Никодим (Мунтяну; нояб. 1936 - июнь 1937), бывш. еп. Нижнедунайский Козьма (Петрович; июнь 1937 - февр. 1938), бывш. еп. Тигинский Ефрем (Енэкеску; март 1938 - июнь 1940, 1940 (?)- 1944). 12 янв. 1944 г. еп. Ефрем был избран архиепископом и митрополитом. Продолжал окормлять епархию до лета 1944 г. († 5 дек. 1968 в мон-ре Черника).

На территории БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ м. действовали мон-ри и скиты Каприана, Ново-Нямецкий, Хыржавка, Сахарна, Куркь, Рэчула, Фрумоаса, Жабка, Добруша, Гырбовец, Суручень и др., было построено более 100 церквей, столько же отреставрировано. Основывались школы для желавших принять монашеский постриг, число монашествующих возросло до 2400 чел. В мон-ре Добруша б

Источник:http://www.colecta.ru/printword.

В ЭФИРЕ РАДИО

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

Православная Гагаузия