20.08.2011г. Воскресная школа. Класс «Церковная история Гагаузского народа». Занятие 15-е. Тема: «Установление румынской власти в Молдове. Переход гагаузских приходов Молдовы в юрисдикцию Румынского Патриархата. Период служения архиепископа Никодима Мунт

(Г)

=4.06.1918г. Начало служения архиепископа Никодима Мунтяну на Кишиневской кафедре.

Архиепископ Никодим Мунтяну (впоследствии Патриарх) родился 6 декабря 1865 г. в селе Пипириче Нямецкого уезда (Молдова) в дворянской (по другим сведениям, крестьянской) семье, окончил школу в Нямце и в 1895 г. Киевскую Духовную академию, 1 августа 1894 г. принял монашеский постриг, несколько позже был посвящен в сан архидиакона и назначен проповедником при Ясской митрополии. Затем отец Никодим был возведен в сан архимандрита, назначен ректором Галацкой семинарии и хиротонисан во викарного епископа Галацкой епархии. В 1912 г. он был назначен епископом Хушским и в этом сане возглавлял делегацию Румынской Церкви на Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 гг. в Москве.

В 1918–1919 гг. Владыка временно управлял Кишиневской епархией, затем возвратился в Хушскую епархию, в 1924 г. ушел на покой и поселился в Нямецкой лавре, где, будучи настоятелем, основал духовную школу, больницу, приют, странноприимницу, восстановил типографию, перевел Библию на молдавский язык и с русского на румынский язык «Библейскую историю» в 6 томах, а также «Толковую Библию» в 12 томах. В 1936, 1938 и 1944 гг. в новом переводе на румынский, выполненном Владыкой Никодимом и профессорами богословия Василе Раду и Гала Галактионом, вышло 3 «синодальных издания» Библии. В январе 1935 г. Церковный национальный конгресс Румынии избрал Владыку Никодима Ясским митрополитом19.

=31.12.1919г. Конец служения архиепископа Никодима Мунтяну на Кишиневской кафедре.

-------

В 1818 году, в связи с военными действиями в Европе, а также с революцией и гражданской войной в России, Гагаузскоязычные приходы Молдовы в составе Молдавской епархии перешли в юрисдикцию Румынской Церкви. Архиепископу Кишиневскому Анастасию Грибановскому было предложено перейти в состав РумПЦ, от которого он отказался и эмигрировал из Молдавии. В Молдове была открыта структурная единица РумПЦ под названием «Бессарабская Митрополия», правящим архиереем которой был назначен архиепископ Никодим Мунтяну (будущий Патриарх Румынский). В связи с этим событием, между РПЦ и РумПЦ начался церковный конфликт, который продолжается до сих пор и ставит перед нами серьезную каноническую задачу: не потерять логическую связь в поисках апостольской преемственности гагаузов. В условиях, когда конфликтующие стороны взаимно обвиняют друг друга в канонических нарушениях, правильно определить апостольские связи церковных приходов Гагаузии значительно усложняется. Доводами Румынской стороны в происходящем конфликте мы пока не располагаем, поэтому приводим информацию, поступающую к нам только из Российских информационных источников.

«Бессарабское православие» между Румынией и Россией.

13 07 2010.  Автор: Владимир Бурега

... Разобраться в этой сложной ситуации едва ли возможно без учета того исторического пути, который прошла Бессарабия в XIX – первой половине ХХ века. Румынское церковное присутствие в этом регионе вовсе не является какой-то новой тенденцией. Это лишь часть давней планомерной стратегии Румынского государства. Однако обо всем по-порядку.

Валахия, Молдова и Бессарабия

Истоки церковного конфликта в современной Молдавии восходят как минимум к XIX веку. Напомним, что к началу позапрошлого столетия в Дунайском регионе существовало два княжества: Валахия и Молдова. С XVI века оба они стали вассалами турецких султанов. Однако при этом Валахия и Молдова не были инкорпорированы в единую государственную систему Османской империи. Они остались автономными провинциями со своими собственными институциями. Порта не стремилась напрямую включать эти земли в структуру империи, желая создать из них буферную зону, защищающую империю от враждебных соседей (Австрии, Венгрии, России). Также Порта рассматривала Дунайские княжества как один из главных источников содержания армии и города Константинополя. Во главе княжеств стояли господари, которые до XVIII века избирались местными аристократами из своей среды. Выбор лишь утверждался султаном. Господари имели свою армию, которая должна была участвовать в войнах турок с сопредельными государствами. Мусульмане не имели права покупать в Дунайских княжествах землю, строить здесь мечети или создавать какие-либо исламские институции. Реальное присутствие здесь турок ограничивалось лишь тремя военными гарнизонами в крепостях Кили, Акерман и Бендеры.

С XVIII века Валахия и Молдова начинают играть важную роль в геополитических планах России. В 1711 году Петр I совершил известный Прутский поход, надеясь поднять в регионе мощное антитурецкое восстание с перспективой перехода Валахии и Молдовы под протекторат России. Однако поход оказался неудачным. Во второй половине XVIII века Екатерина II одной из целей своих войн с Турцией также считала освобождение Дунайских княжеств. Но и ей не удалось осуществить этот план. Тем не менее, по Кючук-Кайнарджийскому миру (1774 года) Российская империя получила право покровительствовать православному населению Молдовы и Валахии.

В ходе очередной русско-турецкой войны 1806-1812 годов российские войска заняли Дунайские княжества и находились здесь в течение четырех лет (с 1808 по 1812 год). Однако по Бухарестскому договору (1812 год) Россия сумела сохранить за собой лишь восточную часть Молдовы (территорию между реками Прут и Днестр). Именно эта территория тогда и получила название Бессарабия. Впоследствии здесь была создана Бессарабская губерния с центром в Кишиневе. Именно эта территория стала зародышем современной независимой Республики Молдова.

Валахия же и западная часть Молдовы (к западу от реки Прут) по-прежнему остались вассалами Османской империи. Лишь в 1861 году полковник Александр Куза, избранный одновременно князем Валахии и Молдовы, объявил об объединении двух княжеств и создании нового государства — Румынии. В результате исторические пути двух этнически родственных княжеств разошлись. Если восточная часть Молдовы (Бессарабия) оказалась в орбите цивилизационного влияния России, то Валахия и западная часть Молдовы ориентировались на Западную Европу. Само название «Румыния» (Rom?nia) являлось производным от латинского romanus («римский») и указывало на культурную и языковую связь валахов и молдаван с наследием западной Римской империей, а значит, прежде всего, с романскими народами Европы. Политические элиты нового государства считали своей стратегической целью восстановить эту связь, которая в силу исторических причин была прервана на несколько столетий.

Что касается церковной истории Дунайских княжеств, то к началу XIX века на их территории действовали две митрополии Константинопольского Патриархата (соответственно, Валашская и Молдавская). Когда территорию княжеств занимала российская армия, то сразу же предпринимались попытки распространить на эти территории власть Святейшего Синода. Еще в 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом была учреждена Молдо-Влахийская экзархия. Это деяние никак не согласовывалось с Константинопольским Патриархатом, поэтому неудивительно, что экзарх Валахии и Молдовы митрополит Гавриил (Бодони-Банулеско), назначенный Синодом в 1792 году, после ухода из Дунайских княжеств русской армии, был арестован, отправлен в Константинополь и посажен в тюрьму при Патриаршем доме. Синод Константинопольской Церкви лишил его митрополичьей кафедры и даже предал анафеме. Лишь благодаря вмешательству российской дипломатии Гавриил был освобожден и смог вернуться в Россию. В 1808 году, когда русские войска вновь заняли Дунайские княжества, митрополит Гавриил вернулся в Молдову и возродил деятельность экзархии. Однако местные архиереи константинопольской юрисдикции не признавали над собой власти Русской Церкви и не подчинялись Гавриилу.

После окончания войны в 1812 году в юрисдикции Русской Церкви осталась лишь Бессарабия. Здесь была учреждена Кишиневская епархия, первым правящим архиереем которой стал все тот же митрополит Гавриил. Кишиневская епархия оставалась в составе Русской Православной Церкви вплоть до 1918 года. За это время местное православие впитало множество русских традиций. Богослужение здесь совершалось по-церковнославянски, преподавание в Кишиневской семинарии велось по-русски, русскоязычными были и «Кишиневские епархиальные ведомости». Архиереи в Бессарабию назначались Синодом. При чем, как правило, это были этнические россияне.

Одновременно с этим в церковной жизни Румынии происходили совершенно иные процессы. Здесь с 1860-х годов был взят курс на «вестернизацию» местного православия. Новое государство стремилось преодолеть как греческое, так и славянское культурное влияние. Православная Церковь рассматривалась как оплот инородного, чуждого Румынии влияния. Поэтому уже в XIX веке обсуждался вопрос о возможном переходе на григорианский календарь в богослужении, также было разрешено употребление за богослужением органа, а языком богослужения становится исключительно румынский язык, который методично очищался от славянизмов. Кроме того, государство последовательно проводит курс на полное подчинение себе высшего церковного управления. И хотя церковные реформы, инициированные румынским государством, во второй половине XIX века вызвали протесты ряда местных иерархов, все же к началу ХХ века «румынское православие» существенно отличалось от «бессарабского».

Можно сказать, что к началу XX века на территории бывших Дунайских княжеств оформилось две модели местного православия. Фактически это отражало и тот цивилизационный водораздел, который прошел по реке Прут. Если Румыния активно искала пути интеграции в семью западноевропейских народов, то Бессарабия сохранила пророссийскую ориентацию. Интересно, что уже в начале ХХ века население Бессарабии стало воспринимать своих соседей за рекой Прут как фактически другой народ, говорящий хотя и на близком, но уже на не совсем понятном языке.

Между «самобытничеством», «румынизаторством» и «русофильством»

В январе 1918 года румынские войска заняли Бессарабию. И хотя в марте 1918 года Советская Россия достигла договоренности о выводе румынских войск с этой территории, события гражданской войны и внешней интервенции позволили Румынии отказаться от взятых на себя обязательств. В результате до 1940 года Бессарабия оставалась в составе Румынского королевства. Лишь незначительная южная часть бывшей Бессарабской губернии осталась под контролем советской власти. Здесь была создана Молдавская АССР в составе Украины.

Уже в апреле 1918 года Председатель Синода Румынский Православной Церкви (РумПЦ) митрополит Пимен (Джорджеску) направил телеграмму Патриарху Московскому и всея России Тихону, в которой сообщал, что «вследствие состоявшегося политического присоединения Бессарабии к Румынии, православное население, живущее в означенном крае канонически подчиняется юрисдикции Православной Церкви Румынского государства»[1]. В ответ на это 5 июня (23 мая) 1918 года патриарх Тихон направил письмо митрополиту Пимену, в котором высказал желание, чтобы судьбу канонической юрисдикции в Кишиневской епархии решило само местное население. Патриарх предлагал созвать для обсуждения этого вопроса «местный Собор или епархиальное собрание»[2]. Однако РумПЦ не прислушалась к этому предложению.

Правящим архиереем Кишиневской епархией (в юрисдикции Русской Православной Церкви) был в то время архиепископ Анастасий (Грибановский). В его подчинении также находились два викарных епископа: Гавриил (Чепур) и Дионисий (Сосновский). Румынские церковные власти предложили им перейти в юрисдикцию РумПЦ, а владыке Анастасию также предлагалось войти в состав Синода РумПЦ. Архиепископ Анастасий отказался от этого предложения и покинул Бессарабию. Впоследствии он вошел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), а с 1936 года был первоиерархом РПЦЗ. Епископы Гавриил и Дионисий были высланы с территории Румынии.

После этого Кишиневская епархия была включена в состав РумПЦ. 14 июня 1918 года Священный Синод в Бухаресте назначил на эту кафедру епископа Никодима (Мунтяну, будущего Румынского патриарха). С этого времени на территории Бессарабии румынские власти в тесном сотрудничестве с РумПЦ проводят планомерную политику румынизации с целью преодоления российского культурного и церковного влияния и постепенного стирания различий между Бессарабией и остальной территорией Румынии. Уже епископ Никодим начал активно заменять церковно-славянский язык в богослужении румынским. В Кишиневскую духовную семинарию назначаются преподаватели из Румынии, которые также вводят румынский язык преподавания. В некоторых монастырях были смещены настоятели из русских и украинцев.

Эти события заставили патриарха Тихона в октябре 1918 года издать специальное послание, посвященное «бессарабской проблеме». Патриарх заявил, что присоединение Кишиневской епархии к РумПЦ «противоречит одинаково и духу христианской любви и исконным каноническим указаниям и священным обычаям Православных Церквей». Патриарх подчеркивал, что сам по себе факт политического присоединения Бессарабии к Румынии не может служить оправданием для смены здесь церковной юрисдикции. Кроме того, насильственное устранение из Бессарабии епископов РПЦ и назначение сюда епископа Никодима патриарх расценивал как прямое каноническое преступление. В заключение своего послания он подчеркнул, что если епископат РумПЦ не пересмотрит принятые им решения, то Русская Церковь будет вынуждена «прервать всякое братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд других Православных Церквей»[3].

Однако и это послание не возымело действия. Румынская Церковь продолжила распространять свое влияние в Бессарабии. Революционные потрясения в России привели к фактической изоляции Русской Церкви. (Вплоть до 1940-х годов Московская Патриархия просто не имела возможности поддерживать регулярные связи с другими Поместными Церквами. Поэтому церковные власти в Москве никак не могли влиять на ситуацию в Кишиневской епархии).

Активные действия РумПЦ в Бессарабии привели к резкой поляризации среди местного клира и церковного народа. Часть местного населения вполне поддержала румынизаторские начинания новых властей края, однако другая часть стала в принципиальную оппозицию политике Синода Румынской Церкви. Следует иметь в виду, что значительную часть населения Бессарабии составляли этнические славяне (русские, украинцы, болгары и т.д.), которые не могли считать румынскую культуру родной и, соответственно, не хотели отказываться от славянского языка в богослужении. Кроме того, и значительная часть молдаван скорее тяготела к привычному славянскому богослужению, а пришлое румынское духовенство воспринимала как совершенно им чужое. В результате политика РумПЦ в Бессарабии стала фактором социальной нестабильности, преодолеть которую власти безуспешно пытались в течение всего межвоенного периода.

Фактически Румынская Церковь инициировала раскол в бессарабском обществе. Одна часть местного населения влилась в русло «румынизации», другая отстаивала этническую самобытность молдаван, их культурное и языковое отличие от румын, а третья фактически придерживалась «русофильской» ориентации, стремясь сохранить в регионе доминирующее влияние русской культуры.

В 1924 году появился и еще один фактор, усиливший поляризацию церковного народа. 1 октября 1924 года в Румынской Церкви был введен в богослужении так называемый новый стиль (новоюлианский календарь). Он предполагал перемещение всех неподвижных праздников года на 13 дней и в этой части фактически совпадал с григорианским календарем. Однако при этом в богослужении сохранялась восточная пасхалия. Впрочем, в сохранившихся документах 1920-30-х годов есть сведения и о попытках перехода на западную пасхалию.

_____

  1. [1] Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 199
  2. 4. С. 153.
  3. [2] Там же. С. 135.
  4. [3] Там же. С. 153-155. http://www.religion.in.ua/main/history/5174-bessarabskoe-pravoslavie-mezhdu-rumyniej-i-rossiej.html

(Источник: "ВЕСТНИК" Журнал епископа Георгия, Болградского и Белгород-Днестровского, РПЦЗ.

-----------------------

В 1918 году Румыния аннексировала Бессарабию. В 1919 году состоялся Собор, объединивший епархии Румынии, Трансильвании и Буковины. 1 февраля 1919 года в Румынии был принят Григорианский календарь.

Конституция Румынии 1923 года признавала Румынскую православную церковь национальной церковью страны.

Решением Священного Синода от 4 февраля 1925 года Румынская Церковь была провозглашена Патриархатом, каковое определение было признано каноническим (томос Константинопольского Патриарха от 30 июля 1925 года). 1 ноября 1925 года состоялось торжественное возведение Митрополита-Примаса Мирона Кристя в сан Блаженнейшего Патриарха всей Румынии, Наместника Кесарии Каппадокийской, Митрополита Унгро-Влахийского, Архиепископа Бухарестского. С 1 февраля 1938 года до 6 марта 1939 года Патриарх Мирон был также премьер-министром Румынии, будучи назначен королём Румынии Каролем II.

В июне 1940 года Бессарабия была аннексирована Союзом ССР; церковные структуры были переподчинены Московскому Патриархату. На Кишинёвскую епархию был направлен епископ Алексий (Сергеев) (впоследствии архиепископ Алма-Атинский; известен своей безнравственной жизнью и доносительством; до того, в 1939 году, был запрещён в священнослужении и предан суду архиереев[2]), с возведением в сан архиепископа.

22 июня 1941 года Румынское королевство вместе с Германией выступило против СССР. Согласно заключённому в Бендерах 30 августа 1941 года двустроннему соглашению, область между реками Днестром и Бугом передавалась Румынии под наименованием Транснистрия; в неё вошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на Транснистрию свою юрисдикцию; в сентябре 1941 года в Транснистрии была открыта православная миссия во главе с архимандритом Юлием (Скрибаном). Открывались храмы и монастыри, прекратившие свою деятельность при советском господстве. Особое внимание уделялось восстановлению церковной жизни на территории Молдовы. В Транснистрии была запрещена деятельность иных православных организаций, включая Украинскую Автокефальную Церковь, которые свободно существовали в Рейхскомиссариате Украина. 30 ноября 1942 года была открыта Духовная семинария в Дубоссарах. С 1 марта 1942 года при Одесском университете начали работу богословские курсы для студентов всех факультетов. С января 1943 года в Одессе действовала православная Духовная семинария. Внедрялись в богослужение румынский язык, румынские литургические традиции, григорианский календарь.

После восстановления советского контроля над Транснистрией в августе 1944 года территория перешла под юрисдикцию Московского Патриархата.

Источник: (http://ru.wikipedia.org/wiki)

----------------------

По итогам русско-турецких войн в половине XVIII века Россия получила право покровительства православным на данных территориях. В 1789 году, во время русско-турецкой войны 1787—1792, российским Святейшим Синодом была учреждена «Молдо-Влахийская экзархия», местоблюстителем которой 22 декабря того же года был назначен бывший архиепископ Екатеринославский и Херсонеса Таврического Амвросий (Серебреников) († 13 октября 1792 г.). В 1792 году митрополитом Молдо-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии был назначен Гавриил (Банулеско-Бодони); но в 1793 году, после заточения в Константинополе и осуждения со стороны Синода Константинопольской Церкви, он был назначен на Екатеринославскую кафедру с сохранением за ним титула «экзарха».

Известным деятелем начала XIX века был митрополит Молдавский (1803 — 1842 годы с перерывами) Вениамин (Костаки), выступавший против власти фанариотов и приветствовавший русскую оккупацию Молдавии.

В период оккупации русскими войсками (1808—1812) Молдавии и Валахии была осуществлена церковная аннексия территории княжеств: в марте 1808 года российским Святейшим Синодом было определено находившемуся на покое бывшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) «именоваться паки членом Святейшего Синода и оного экзархом в Молдавии, Валахии и Бессарабии». По заключении Бухарестского мирного договора Бессарабия отошла России, где в 1813 году была учреждена Кишинёвская и Хотинская епархия, которую возглавил митрополит Гавриил.

Источник:Википедия

------------------------

Основана как архиепископия на территории Бессарабии после принятия 9 апреля 1918 года в Кишинёве Советом страны («Сфатул цэрий») решения о присоединении Бессарабии к Румынии (ранее, с 1812 года входила в Российскую империю и на её территории действовала Кишинёвская епархия Российской Церкви). В мае 1918 года российский архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский) покинул Бессарабию, отказавшись подчиниться румынским властям, предлагавшим ему войти в подчинение Румынской Церкви. 14 июня 1918 года Священный Синод в Бухаресте назначил заместителем местоблюстителя архиепископа на Кишинёвскую кафедру епископа Хушского Никодима Мунтяну. Последний принял ряд мер по ассимиляции епархии с Румынской Церковью. При следующем архиерее, Гурие (Гросу), в 1928 году епархия была возведена в ранг митрополии с кафедрой в Кишинёве.

Во время нахождения Бессарабии в СССР в 1940—1941 годы Московский Патриархат, не признававший законности подчинения епархии Румынской Православной Церкви, восстановил над нею свою юрисдикцию: в декабре 1940 года епископ Тульский Алексий (Сергеев) был назначен временно управляющим Кишинёвской епархией, а в мае 1941 года — её правящим архиереем. Однако из-за оккупации Бессарабии румынскими войсками в 1941 году он был эвакуирован в СССР. В период с 1941 по 1944 год территория Бессарабии, а также Одесская область, входила в Королевство Румыния и была под церковной юрисдикцией Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.

В 1944 году территория вновь вошла в СССР и деятельность Кишинёвской епархии Московского Патриархата возобновилась.

После обретения Молдавией независимости в 1991 году встал вопрос о возможном присоединении к Румынии. 14 сентября 1992 года группа священнослужителей провела епархиальную ассамблею и заявила о воссоздании отдельной «Бессарабской митрополии» и о переходе в Румынскую Церковь; во главе митрополии стали викарный епископ Бельцкий Петр (Пэдурару) и протоиерей Петр Бубуруз, которые были 20 октября запрещены в священнослужении Синодом РПЦ, а 19 декабря 1992 года без отпускных грамот приняты в Румынскую Православную Церковь, которая объявила деятельность Бессарабской митрополии возобновленной.

Правящие архиереи

  1. Митрополит Гурий (Гросу)
  2. Никодим (Мунтяну) 14.VI.1918-31.XII.1919 назначен как «заместитель местоблюстителя архиепископа» Кишиневского
  3. Гурий (Гросу) 1.I.1920-14.XI.1943 выбран архиепископом Бессарабским 21.II.1920, интронизирован 16.V.1920, митрополит с 28.IV.1928, на покое с 11.XI.1936
  4. Никодим (Мунтяну) (ноябрь 1936 — июнь 1937, местоблюститель)
  5. Косма (Петрович) (июнь 1937 — февраль 1938, местоблюститель)
  6. Ефрем (Енэкеску) (12.I.1944-лето 1944; с марта 1938 - местоблюститель)

Источник: Википедия.

---------------

что такое БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [румын. Mitropolia Basarabiei] Румынской Православной Церкви в 1918-1944 гг. (в 1918-1928 архиепископия), номинально восстановлена 14 сент. 1992 г. неканоническим решением Свящ. Синода Румынской Православной Церкви.

Согласно Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., вост. часть Молдовы (Бессарабия), в междуречье Прута и Днестра, вошла в состав Российской империи, и на ее территории 21 авг. 1813 г. была образована Кишинёвская епархия и Хотинская РПЦ. 9 апр. 1918 г. собравшийся в Кишинeве Совет края (Сфатул цэрий) принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии. В мае 1918 г. архиеп. Кишинeвский Анастасий (Грибановский) вынужденно оставил епархию. В апр. 1918 г. Кишинeвская епархия РПЦ была насильственно включена в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Предстоятель РПЦ Патриарх Тихон выступил с протестом против этого антиканонического решения, заявив, что закрепление созданного Румынской Православной Церковью положения заставит священноначалие РПЦ прервать братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд др. правосл. Церквей. 14 июня 1918 г. Свящ. Синод в Бухаресте назначил на Кишинeвскую кафедру еп. Хушского Никодима (Мунтяну), впосл. Патриарха Румынской Православной Церкви. Еп. Никодим реорганизовал епархиальный центр, ввел румын. язык в богослужебную практику мн. приходских церквей. Во главе Кишинeвской ДС был поставлен архим. Виссарион (Пую) и назначены преподаватели из Румынии. Преподавание было переведено на румын. язык. В нек-рых мон-рях были сменены настоятели из русских и украинцев. Еп. Никодим управлял епархией до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на кафедру был назначен еп. Ботошанский Гурий (Гросу) из местного духовенства, ревностный сторонник воссоединения Бессарабии и Румынии. 21 февр. 1920 г. он был выбран архиепископом Бессарабским, 28 апр. 1928 г. возведен в сан митрополита (кафедра в Кишинeве). 11 нояб. 1936 г. митр. Гурий отправлен на покой, проживал большей частью в Бухаресте († 14 нояб. 1943, похоронен в мон-ре Черника). Во время его предстоятельства 10 марта 1923 г. на территории Бессарабии были образованы Белгородско-Измаильская епархия, входившая в БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ м., и Хотинская (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишинeве основан богословский фак-т, находившийся в ведении Ясского ун-та, просуществовавший до 1941 г., в Измаиле и Единце - 8-классные духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. Продолжил свою деятельность Союз православных клириков Бессарабии, миссионерское кишинёвское братство «Рождество Христово» и др. объединения клириков и мирян. Издавались газ. «Миссионер», брошюры из сер. «Библиотека православного миссионера» и «Библиотека православного христианина». В 1929 г. в Кишинeве состоялся 2-й, а в 1933 г.- 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви.

После митр. Гурия БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ м. управляли Никодим (Мунтяну; нояб. 1936 - июнь 1937), бывш. еп. Нижнедунайский Козьма (Петрович; июнь 1937 - февр. 1938), бывш. еп. Тигинский Ефрем (Енэкеску; март 1938 - июнь 1940, 1940 (?)- 1944). 12 янв. 1944 г. еп. Ефрем был избран архиепископом и митрополитом. Продолжал окормлять епархию до лета 1944 г. († 5 дек. 1968 в мон-ре Черника).

На территории БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ м. действовали мон-ри и скиты Каприана, Ново-Нямецкий, Хыржавка, Сахарна, Куркь, Рэчула, Фрумоаса, Жабка, Добруша, Гырбовец, Суручень и др., было построено более 100 церквей, столько же отреставрировано. Основывались школы для желавших принять монашеский постриг, число монашествующих возросло до 2400 чел. В мон-ре Добруша б

Источник:http://www.colecta.ru/printword.