____________________________________________________Молитва перед работой в сети ИНТЕРНЕТ: = ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ!___________________

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 50 публикаций сайта

(Г). =18 июня 1821года - начало служения архиепископа Димитрия Сулимы.

=Димитрий (Сулима Даниил), архиепископ Кишиневский и Хотинский.

Родился в 1772 г. в местечке "Новая Водолага", Харьковской губернии в семье духовного звания. Образование получил в Харьковском коллегиуме и в Екатеринославской духовной семинарии. В 1795 г. по окончании курса обучения оставлен в семинарии учителем.

В 1797 г. рукоположен во священника к городскому Екатеринославскому собору и определен членом духовной консистории. В 1798 г. назначен префектом Екатеринославской семинарии. В 1800 г. возведен в сан протоиерея в Богуславский городской собор Киевской епархии и назначен управляющим церквами и духовенством местной протопопии. В 1806 г. перемещен в г. Николаев в адмиралтейский собор с назначением законоучителем Николаевского штурманского училища. Вскоре назначен членом консистории.

В мае 1811 г. пострижен в монашество. 16 июня 1811 г. хиротонисан во епископа Бендерского и Аккерманского, викария Молдавской митрополии. 18 июня 1821 г. возведен в сан архиепископа и назначен в Кишинев. С июня 1823 г. до начала 1825 г. присутствовал в Св. Синоде.  В 1833-1836 гг. построил в Кишиневе кафедральный собор.

Скончался 4 августа 1844 г. Погребен в Кишиневском кафедральном соборе, в правом приделе.

=Преосвящ. Димитрий еще в студенческие годы стал известен за свой острый, проницательный ум и исключительную память. Благодаря этому он был оставлен преподавателем семинарии, а затем стал ее префектом. До возведения на высокий пост архипастырского служения Димитрий прошел все степени служения в духовном сане и завоевал славу неутомимого труженика и первого законоведа.

С возведением Димитрия в сан епископа на долю его выпало много трудов по устройству только что освобожденной из-под власти турок Бессарабии.

Ревностно утверждая Православие в крае, еп. Димитрий в первую очередь обратил внимание на монастыри и стал возводить в них общежительный устав и упорядочивать хозяйство.

Затем он занялся вопросом улучшения духовного просвещения в епархии, поднятием умственного и нравственного уровня духовенства. Было открыто несколько школ при монастырях: Курковском, Добружском, Гиржавском и других и в Кишиневском, Бендерском и Аккерманском уездах, а в 1816 г. открыта Кишиневская духовная семинария.

В Кишиневе, Бендерах и Измаиле им были учреждены "ланкастерские школы", обучение в них было бесплатным, и еп. Димитрий (особым воззванием) призывал всех к обучению в этих школах. Преосвящ. Димитрий сам вникал во все дела духовных учебных заведений.

Он заботился и о духовно-нравственном воспитании своей паствы. Сам день и ночь неустанно трудился над переводом богослужебных книг, канонов, акафистов, творений и св. Отцов, катехизиса и других учебных книг на молдавский язык.

Он состоял председателем отделения библейского общества в Кишиневе и деятельно заботился о распространении книг Св. Писания.

Одним из средств воспитания паствы было само служение преосвящ. Димитрия. Он священнодействовал с большим благоговением, со слезами умиления, чем производил на присутствовавших глубокое впечатление. Проповеди всегда говорил на молдавском и на русском языках.

В личной жизни архиеп. Димитрий был образцовым христианином, отличался простотой и доступностью для всех. Сердце его откликалось на всякое доброе дело, он всегда готов был оказать помощь бедному и несчастному.

Скончался архиеп. Димитрий без всякой болезни. В день кончины он слушал литургию, после молитвы Господней велел келейнику отвести себя в спальню, перекрестился, лег на одр, начал сам что-то читать и через несколько минут скончался.

Литература:

Пархомович И. Архипастыри Кишинев. епархии. Кишинев, 1910, с. 10-11.

Вести, архим. Архиепископ Димитрий Сулима.

Булгаков, с. 1402.

Строев П., с. 553.

Списки архиереев, № 207.

Н. Д., с. 72.

Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества. Кишинев, 1910, с. 19, 22, 23, 33, 42, 43, 45, 49, 51, 53, 75, 94, 95.

Историко-стат. опис. Харьк. епархии. М., 1852, с. 38, 39.

Кишинев. еп. вед., 1867, 1868, 1871.

Труды К. Д. А., 1882, июнь, с. 208, 212-214, 219.

Рус. архив, 1898, кн. 1-я, с. 301 п/с, 15, с. 303, п/с. 2 (Два письма архим. Виталия Щепетова к архим. Филадельфу Пузыне).

БЭЛ, т. X, с. 526, 527, 533.

БЭС, т. II, с. 1321.

РБС, т. VI, с. 396.

(Материал из Википедии)

=19.11.1825г. Конец царствования Его Величества царя Александра Первого.

=12.12.1825г. - Начало царствования Его Величества, царя Николая Первого.

=4 августа 1844 года, конец служения архиепископа Димитрия Сулимы.

(Г). Материалов по Церковной истории Гагаузов от начала 19-го века и до вхождения Бессарабии в состав Российской Империи пока мы не имеем в достаточном количестве. Поступление достоверной информации по этому периоду начинается с Бухарестского мирного договора 1812 года, согласно которой Бессарабия вошла в состав Российской Империи.

=Бухарестский мирный договор (1812)

Бухарестский мирный договор 1812 года — договор между Российской и Османской империей, завершивший Русско-турецкую войну 1806—1812 годов. Договор был подписан 16 (28) мая 1812 года в Бухаресте со стороны России главным уполномоченным Михаилом Илларионовичем Кутузовым, со стороны Турции Ахмедом-пашой.

Переговоры о мире были начаты ещё в октябре 1811 года в Журжеве, после поражения главных сил Турции под Рущуком и окружения их большей части у Слободзеи. Уполномоченный султана Галиб-эфенди, а также английские и французские дипломаты стремились всеми возможными способами затянуть переговоры, однако Кутузов добился завершения их за месяц до начала нашествия Наполеона на Россию. Благодаря этому договору была обеспечена безопасность юго-западных границ России, и Турция уже не могла принять участие в походе Наполеона против России. Это была крупная военная и дипломатическая победа, улучшившая стратегическую обстановку для России к началу Отечественной войны 1812 года. Дунайская армия могла быть переброшена для усиления войск, прикрывавших западные границы России. Турция также вышла из союза с Францией.

(Г) После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухаресткому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время повторной румынской оккупации Бессарабии Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началу продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".   (ИА "REGNUM")

(Г) =1. Цели и задачи работы класса.

1).Собрать и систематизировать материалы по церковной истории гагаузов. 2).С помощью исторических исследований подтвердить апостольскую преемственность гагаузскоязычного православия. 3).Представить собранные материалы для изучения церковному народу Гагаузии. 4).Использовать материалы по церковной истории гагаузов для повышения уровня духовной культуры народа. 5).Оказать посильную помощь историкам в написании книги по церковной истории гагаузов. 6).Содействовать укреплению позиций Православной Церкви в регионе.

Цели и задачи работы класса:

1).Собрать и систематизировать материалы по церковной истории гагаузов. 2).Подтвердить с помощью исторических исследований апостольскую преемственность гагаузскоязычного православия. 3).Представить собранные материалы для изучения церковному народу Гагаузии. 4).Использовать материалы по церковной истории гагаузов для повышения уровня духовной культуры народа.  5).Оказать посильную помощь историкам в написании книги по церковной истории гагаузов. 6).Содействовать укреплению позиций Православной Церкви в регионе.

Порядок работы.

Работа учащихся класса организуется следующим образом. Вначале публикуем схему работы - хронологическую таблицу Церковной истории Гагаузов. Таблица разделена на периоды, согласно времени служений епископов, служивших в гагаузском регионе с 1812 года по настоящее время. Как видно из таблицы, таких периодов насчитывается 30.

Учащиеся должны выполнять задание: Из любых доступных источников собирать материалы по церковной истории гагаузов и передавать их преподавателю по электронной почте, или иным способом. Полученные материалы затем проверяются, классифицируются и вставляются в соответствующие периоды хронологической таблицы. Для удобства работы, материалы вначале собираются ("в сыром виде")  по населенным пунктам Гагаузии. Подобная методика работы поможет авторам проекта наряду с общим курсом Церковной истории гагаузов написать также и Истории всех населенных пунктов Гагаузии в отдельности.


Протоиерей Василий Икизли.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ ГАГАУЗОВ

I.ВВЕДЕНИЕ.

II.ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ГАГАУЗОВ до XIX-го века.

III. ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ГАГАУЗОВ  В XIX-м  начале  XX-го века.

1-й период. *1812г. - вхождение Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому Договору.
*20.08.1813г. - создание Кишиневской епархии РПЦ. Начало служения первого предстоятеля Православной Церкви в Бессарабии (РПЦ) митрополита Гавриила Бэнулеску Бодони.
*30.03.1821г. - конец служения Митрополита Гавриила.

2-й период.
*18.июня 1821г. Начало служения архиепископа Димитрия Сулимы. *4.08.1844г.-конец служения архиепископа Димитрия Сулимы.

3-й период. * 12.11.1844г. Начало служения архиепископа Иринарха Попова.
*17.03.1858г. Конец служения архиепископа Иринарха Попова


4-й период.
*17.03.1858г. Начало служения архиепископа Антония Шокотова. 
*13.03.1871г. Конец служения архиепископа Антония Шокотова.


5-й период.
*23.06.1871г. Начало служения архиепископа Павла Лебедева.
* 16.07.1882г. Конец служения архиепископа Павла Лебедева.


6-й период.
* 21.08.1882г. Начало служения архиепископа Сергия Ляпидевского.
* 12.01.1891г. Конец служения архиепископа Сергия Ляпидевского.


7-й период.
* 12.01.1891г. Начало служения архиепископа Исаакия Положенского.
* 21.11.1892г. Конец служения архиепископа Исаакия Положенского.

8-й период. * 21.11.1892г. Начало служения архиепископа Неофита Неводчикова.
* 26.01.1898г. Конец служения архиепископа  Неофита Неводчикова.

9-й период. * 26.01.1898г. Начало служения архиепископа Иакоба Пятницкого.
* 12.08.1904 г. Конец служения Иакоба Пятницкого.

10-й период. * 12.08.1904г. Начало служения архиепископа Владимира Синковского.
* 19.09.1908г. Конец служения архиепископа Владимира Синковского.


11-й период.
* 19.09.1908г. Начало служения архиепископа Серафима Чичагова.  
* 20.03.1914г. Конец служения архиепископа Серафима Чичагова.


12-й период.
* 20.03.1914г. Начало служения архиепископа Платона Рождественского.
* 05.12.1915г. Конец служения архиепископа Платона Рождественского.

13-й период. * 10.12.1915г. Начало служения архиепископа Анастасия Грибановского.
* 1918 год. Конец служения архиепископа Анастасия Грибановского на Молдавской кафедре.
Выход Молдовы из состава Российской Империи. Переход архиепископа Анастасия Грибановского в состав РПЦЗ.

IV. ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ГАГАУЗОВ В ПЕРИОД РУМЫНСКОЙ ВЛАСТИ

14-й период. Начало периода румынской власти в Молдове.
4.06.1918г. Начало служения архиепископа Никодима Мунтяну (Румынская Патриархия).31.12.1919 г. Конец служения архиепископа Никодима Мунтяну.

15-й период.
21.02.1920г. Начало служения митрополита Гурия Гроссу.11.11.1936г. Конец служения митрополита Гурия Гроссу.

16-й период.
6.03.1938г. Начало служения митрополита Ефрема Енашеску.1940г. Конец служения митрополита Ефрема Енашеску.

17-й период.
1940г. Начало служения епископа Московской Патриархии Алексея Сергеева1941г. Конец служения епископа Алексея Сергеева.

18-й период.
1941 – 1944 годов. Вдовствующая период Церкви в Молдове (отсутствие на кафедре епископа).

V. ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ГАГАУЗОВ В ПЕРИОД  БОГОБОРЧЕСКОЙ ВЛАСТИ (1944 - 1989 годы).

19-й период. *3.12.1944г. Начало служения епископа ИеронимаЗахарова.*1.02.1947г. Конец служения епископа Иеронима Захарова.

20-й период. *18.02.1947г. Начало служения епископа Бенедикта Полякова.*3.06.1948г. Конец служения епископа Бенедикта Полякова.

21-й период. *7.06.1948г. Начало служения митрополита Нектария Григорьева.*9.03.1969г. Конец служения митрополита Нектария Григорьева.

22-й период. *20.03.1969г. Начало служения епископа Варфоломея Гондаровского.*2.10.1972г. Конец служения епископа Варфоломея Гондаровского.

23-й период. *2.10.1972г. Начало служения митрополита Ионафана Капаловича.*12.05.1987г. Конец служения митрополита Ионафана Капаловича.

24-й период. *12.05.1987г. Начало служения митрополита Серапиона Фадеева.*6.07.1989г. Конец служения митрополита Серапиона Фадеева.


VI. РАЗРУШЕНИЕ БОГОБОРЧЕСКОЙ ВЛАСТИ. НАЧАЛО ЭПОХИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ ГАГАУЗОВ (с 1989 года по наст. время)

25-й период. *21.07.1989г. Начало служения митрополита Владимира Кантаряна на посту предстоятеля Православной Церкви в Республике Молдова. Образование Гагаузского благочиния (благочинный протоиерей Димитрий Киорогло).

26-й период. *2.09.1990г. Начало служения епископа Викентия Мораря. Образование Бендерско – Кагульской епархии. 1994г. Расформирование Гагаузского благочиния на 3 районных благочиния: Комратское (благочинный архимандрит Илиан Бондарь); Чадыр-Лунгское (благочинный Димитрий Келеш); Вулканештское (благочинный_____).                                                              *1.09.1995г. Конец служения епископа Викентия Мораря на Бендерско-Кагульской кафедре.

27-й период. *1.09.1995г. Переход гагаузских благочиний под омофор митрополита Владимира Кантаряна. Переименование Бендерской епархии в Каушанско – Кагульскую. Объединение районных благочиний АТО Гагаузия в единое гагаузское благочиние (благочинный Димитрий Келеш).

28-й период. *12.09.1998г. Начало служения епископа Анатолия Ботнаря. Переименование Каушанско-Кагульской епархии в Лэпушнинско-Кагульскую. 2003г.Назначение благочинным гагаузского благочиния протоиерея Петра Келеш.

29-й период.
*2004г. Переименование Лэпушнинско – Кагульской епархии в Кагульско – Комратскую.

30-й период. *2005г. Начало обособления Гагаузской епархии.


VII. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

  • ___________________
  • ___________________


VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  • ___________________
  • ___________________



______ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ГАГАУЗОВ.______

I. ВВЕДЕНИЕ.

  • __________________
  • __________________

II. ЦЕРКОВНОСТЬ ГАГАУЗОВ ДО 19-го века (материал изучается).

  • __________________
  • __________________

III. ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ГАГАУЗОВ  В XIX-м  начале  XX-го века.

1-й период. *1809 г. - дата установки первого могильного камня на кладбище в с.Конгаз (по данным историка Вениамина Петровича Ложкина. с.Конгаз).

*1812г. - вхождение Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому Договору.

Бухарестский мирный договор (1812)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бухарестский мирный договор 1812 года — договор между Российской и Османской империей, завершивший Русско-турецкую войну 1806—1812 годов. Договор был подписан 16 (28) мая 1812 года в Бухаресте со стороны России главным уполномоченным Михаилом Илларионовичем Кутузовым, со стороны Турции Ахмедом-пашой.

Страница 6 из 6

В ЭФИРЕ РАДИО

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

Православная Гагаузия