Материалы по церковной истории с.Конгаз

Печать

(Г1) Церковная история гагаузов. с.Конгаз

Испокон веков православная вера являлась лучом света в жизни гагаузского народа. Во все времена церковная жизнь села была и остается по сей день самым главным источником духовности наряду с прекрасными традициями и обычаями, унаследованными от предков. Церковь является хранительницей древних обычаев, связанных с рождением, бракосочетанием, погребением (панихиды и поминки).

Протоиерей М. Чакир писал в 30-е гг. XX века, что гагаузы являются православными христианами и преданы своей вере до фанатизма. Они украсили каждую колонию красивою церковью. Их религиозность выражается не только в регулярном посещении церкви, но и в соблюдении многочисленных повседневных обычаев. Их религиозные обычаи разные. Самые значительные:

1) паломничество в святой для христиан город Иерусалим; 2) посещение святых мест, особенно святой горы Афон с её многочисленными монастырями; 3) посещение монастырей; 4)пожертвования за упокой души родителей, которые называются у гагаузов «курбан»; 5) выбор после свадьбы одного из святых, который становится покровителем дома, и  празднование дня этого святого; 6) строительство колодцев и мостов в память родителей или родственников или дарение бедным домашних животных; 7) посещение каждую субботу могил родственников и сжигание ладана и др.

У Чакира же читаем «О прежних гагаузах писатели пишут, что гагаузы религиозные, верующие люди... Гагаузы известны как честные, справедливые люди, трудолюбивые, умные, данное слово сдерживают, добродетельные, смирные, спокойные, чувственные, доброжелательные, гостеприимные, путников принимают.. и угощают, как своих родственников, не жадные, терпеливые, своевременно оплачивают налоги, долги, вовремя возвращают занятые деньги и разную утварь. Гагаузы не преступают клятв, богобоязненные люди, в церковь ходят каждое воскресенье с женами и детьми, каждое утро и каждый вечер молятся Богу, всякое дело начинают с молитвы. Молодые гагаузы очень почитают отца, мать, дедов и всех старых людей.

Гагаузы - трезвые люди, водки совсем не употребляют, вино пьют разбавленное водой, женщины и дети вместо вина пьют бозу (напиток, сделанный из кукурузной муки). Если где-нибудь случится скандал, немедленно старики со священником и примаром примиряют поскандаливших и наводят порядок. Прежние гагаузы были очень порядочные люди, поэтому гагаузов на житье и на работу охотно принимали болгары, урумы (греки), молдаване, русские, османские турки и даже татары...

История говорит, что гагаузов уважали урумы в Византии, Греции, болгары в Болгарии, молдаване в Молдавии, румыны в Руг мынии, русские в России и Бессарабии, даже турки - османские турки - оказывали большое доверие и уважали истинных гагаузов. Очень плохо делают молодые гагаузы, которые оставляют правую ортодоксальную религию и переходят к баптистам, адвентистам и другим всяким сектам, к безбожным коммунистам. Необходимо, чтобы все гагаузы сторонились баптистов, адвентистов, коммунистов, всяких сектантов и неверующих, чтобы были настоящими христианами, как их отцы, прадеды, как прежние гагаузы, и везде были уважаемы. Прежние гагаузы дали клятву, что они всегда будут православными христианами. Теперешние гагаузы не должны нарушать отцовскую веру и не должны стать сектантами».

Первая церковь Конгаза, о которой имеются документальные свидетельства, была воздвигнута в 1828 году.  "Возникает вопрос: была ли у конгазцев до указанного года своя церковь? Учитывая огромное значение религии в историй гагаузов, мы уверены, что и до 1828 года в Конгазе существовала святая обитель, даже если она и размещалась в каком-нибудь приспособленном под это помещении. Об этом свидетельствует и тот факт, что еще в 1814 году в колонии Конгаз имелся православный священник - отец Константин Николаев. В клировых ведомостях 1829 года есть отметка, что в 1818 году священник Константин Николаев был награжден бронзовым крестом за участие в 1812 году в войне против Османской империи. Проявил себя отец Константин Николаев и на пастырском поприще. 17 июля 1823 г. болградский протоиерей Стефан Боряковский обратился к высокопреосвященнейшему Димитрию, Архиепископу Кишиневскому и Хотинскому, со следующим прошением: «Я, усмотрев в священнике колонии Конгаз новостроящейся Троицкой церкви Константина Николаева благопристойное с прихожанами обхождение, ревность и усердие в церкови Божией отличнейшее, опросив священников моего ведомства, осмеливаюсь утруждать Ваше Высокопреосвященство и покорнейше просить о награждении его (К. Николаева) набедренником во отличие от простых Священнослужителей»

Вскоре, 24 августа того же года, протоиерей Стефан Боряковский рапортовал в Кишиневскую духовную дикастерию: «...на основании Его Высокопреосвященства Святейшего Правительствующего Синода члена, Димитрия, Архиепископа Кишиневского и Хотинского, резолюции, ко мне последовавшей, о награждении Колонии Конгаз новостроящейся Троицкой церкви священника Константина Николау набедренником, мною сего же месяца к сведению получен. О чем Дикастерии почтеннейше рапортую.»

Из этой же переписки узнаем, что в 1823 г. в Конгазе уже шло строительство Троицкой церкви. Правда, как свидетельствуют документы, воздвижение храма проходило с большими трудностями. Так, в прошении болградского протоиерея Стефана Боряковского от 12 июля 1823 года, адресованном высокопреосвягщеннейшему Димитрию, Архиепископу Кишиневскому и Хотинскому, читаем: «Колонистского Управления, Буджакского округа, колонии Конгаз новостроящейся Троицкой церкви, ктитор Стоян Ботнарь и прихожане в поданном ко мне прошение прописывая, что они издержали всю сумму, собранную из селения, до 3000 левов на постройку помянутой церкви, но еще не окончена и более не сыскивают способов к тому, по причине четырехлетнего неурожая хлеба, как испрашивать от доброхотных дателей милостынное подаяние, просили исходатайствовать им у Вашего Высокопреосвященства просительную книгу по Бессарабской Области с сроком на два года, для какового предмета избраны прописанный ктитор и Священнический сын Никоми Николаев, о честности коих выдано от Общества и свидетельство при сем приложенное. По исследовании же моем оказалось, что оная церковь плетневая на каменном фундаменте, покрыта шелевками, но не оштукатурена; окон, дверей, иконостаса, книг, ризницыj колоколов и сосудов не имеется, на что не менее 3000 левов еще потребно. О чем Вашему Высокопреосвященству на Архипастырское благоразсмотрение почтеннейше представляю».

Согласно этому документу, к середине 1823 года Троицкая церковь уже стояла и была покрыта, а ктитором ее был Стоян Ботнарь. Всего к тому времени было истрачено 3000 левов - пожертвование местного населения. Но для завершения всех работ требовалось еще столько же денег (3000 левов), которые уже не могли быть собраны у конгазцев по причине четырехлетнего неурожая хлеба. Для окончательного обустройства храма не было другого способа как испрашивать милостынное подаяние по всей Бессарабии, для чего нужно было благословение Архиепископа Кишиневского и Хотинского Димитрия, а также просительная книга. Эта просьба конгазских прихожан была удовлетворена иерархом, и просительная книга была вручена избранным от общества ктитору Стояну Ботнарю и священническому сыну Николаю Николаеву:

1823-го года июля 18-го дня

Колонистского Управления колонии Конгаз новостроящейся Троицкой церкви ктитор Стоян Ботнарь и Священнический сын Никомм Николаев обязаны в Кишиневской Духовной Дикастерии сею подпиской в том, что врученная книга, для испрошения по оной на тамошнюю Троицкую церковь через два года милостинного подаяния, не должны передавать никому ни под каким видом и испрашивать с оною подаяния вне Кишиневской Епархии, а также испрашиваемое пожертвование, как то: деньги, вещи, скот и проч. вписывать в оную Книгу непременно без малейшей утайки и доставлять все то в Конгазскую церковь, равным образом и издержки, какие будут ими учинены на необходимые надобности в переезде с просительною Книгою в течение двухгодичного времени, должны вписывать в конце оной книги самым вернейшим образом. В противном же случае подвергаем себя суждению по законам.

В том и подписуемся: Николай Николаев и Стоян Ботнарь».

Тем не менее потребовалось еще целых пять лет для завершения всех необходимых работ по обустройству церкви. В 1828 году храм села Конгаз во имя Святой Троицы был освящен, и в нем стали регулярно проводиться богослужения. Здание церкви была вначале плетневое. Но священники и прихожане продолжали прилагать усилия для ее укрепления и облагораживания. В клировых ведомостях за 1835 год записано, что «здание церкви снаружи плетневая, но отбито досками, крепкая, при ней колокольня на двух столбах».

По данным переписи 1835 года в одноприходной Троицкой церкви колонии Конгаз были зарегистрированы следующие священно- и церковнослужители:

  • Священник Константин Николаев, родился в 1765 году. 
  • Священник Павел Николаев, сын Константина Николаева, родился в 1798 году. Женат (жена - Мария), имел 6 дочерей: Стамата; Агрипина; Анна; Елена; Екатерина; Евдокия,
  • и Указный дьячок: Димитрий Николаев - сын Константина Николаева. Родился в 1810 году, женат (жена Мария), имел 3 сыновей (Константин, Димитрий, Павел) и одну дочь (Кирияка).
  • Указный пономарь Николай Николаев и его сын - указный дьячок (заштатный) Константин Николаев, родился в 1813 году, жена - Мария и сын его Николай.

После смерти Константина Николаева в 1846 году в церкви продолжал служить его сын, Павел Николаев, «нации болгарской», в семинарии не обучался. В 1825 году, 14 октября, по резолюции Димитрия, Архиепископа Кишиневского и Хотинского, определен дьячком к Троицкой церкви, а 27 апреля 1832 года был возведен тем же епископом во священники. «Грамоту не имеет». Служил Павел Николаев до 1861 года.

Параллельно с Павлом Николаевым служил в Конгазе и священник Иоан Шевазуцкий (1802-1860 гг.). Обучался в Кишиневской духовной семинарии наукам: богословию, философии, церковному правоведению, библейской, гражданской и церковной историям, а также языкам: латинскому, греческому, еврейскому, немецкому и молдавскому. По окончании курса наук 2 ноября 1843 года рукоположен Архиепископом Димитрием к Троицкой церкви во священники. Служил отец Иоан Шевазуцкий в Конгазе до самой смерти (1860 г.), и похоронили его рядом с церковью, а могила его сохранилась до сегодняшнего дня.

С 1861 года священником Троицкой церкви колонии Конгаз служил сын первого священника Константина Николаева - Димитрий Николаев, который в 1835 г. был указным дьячком при этом же храме. До какого года служил отец Димитрий в Конгазе, данных не имеется. После отца Димитрия и до строительства новой церкви в Конгазе служили еще двое священников:

1. Константин Гындя, сын дьяческий, о котором в клировых ведомостях записано, что «... его рукоположил во священники Архиепископ Кишиневский и Хотинский Иринарх, 16 октября 1848 г.». По национальности он был молдаванином. Умер в 1875 г.;

2. -Константин Николаев, по национальности грек, сын священника.

Следует отметить, что царское правительство для того, чтобы расположить к себе бессарабское духовенство, предоставляло ему различные привилегии, освобождение от налогов и военной службы. Церкви были наделены 36-86 гектарами земли. По данным 1881 года, Конгазская церковь владела 83 га земли.

Сыновья священников, если не становились священнослужителями, получали титул почетного гражданина Российского государства. Духовенство из более бедных приходов, помимо земельных наделов, получало также и помощь от Российского государства. Их дети получали стипендии в семинариях и епархиальных школах. Материальное состояние духовенства было довольно хорошим.

С1880 года, в течение 10 лет, пастырем Конгазской церкви служил Виссарион Ливинский, родом из Малороссии, сын дьячковский. Он окончил Кишиневскую духовную семинарию в 1879 г. и тогда же был рукоположен во священники Архиепископом Павлом Лебедевым. Именно при Виссарионе Ливинском была построена и начала функционировать новая церковь в Конгазе.

Началось строительство нового храма 14 октября 1879 года с благословения Павла Лебедева, Архиепископа Кишиневского и Хотинского. Подрядчиками были Калецкий Дионисий из города Бендер и Хороз Николай из Болграда. По контракту они обязались завершить строительство за три года, которое, однако, было закончено лишь в 1883 году.

Из клировых ведомостей 3-го округа Бендерского уезда за 1906 год видно, что Свято-Троицкая церковь села Конгаз построена тщанием и иждивением местных прихожан и освящена в 1883 году. Храм строили из камня, на каменном фундаменте. Крыша покрыта оцинкованным железом, крестообразная, двуглавая, так как колокольня расположена в одном корпусе со зданием церкви. Длина храма - 32 метра, ширина - 22 метра. Вышина колокольни - более 22 метров. Вместительность храма - 500-600 душ. Внутри храм довольно вместителен, стены красиво расписаны. Иконостас трехъярусный. Храм построен на средства местных жителей. На строительство было израсходовано 45000 руб. 

Раньше, как уже было отмечено, существовал старый храм, сооруженный в 1828 году. Однако он был невместителен и за непригодностью был ликвидирован. Здание новой церкви строилось около старой так, что южная стена нового храма непосредственно примыкала к северной стороне старого храма. В ограде нынешнего храма стоит крест, напоминающей о месте, где находился алтарь старой церкви.

В 1890 году священник Троицкой церкви Виссарион Ливинский был переведен из Конгаза на должность благочинного 5-го округа Измаильского уезда, при этом он согласился продать Конгазскому обществу свой дом, построенный им в селе на общественной земле с согласия сельчан. Дом этот необходим был обществу для помещения в нем семейства переведенного в Конгаз на место Виссариона Ливинского священника Федора Колуна. В связи с этим была организована комиссия во главе с примаром, которая рассмотрела 25 октября 1890 года прописанный дом и решила, с согласия всего общества, купить его за 3000 руб. в рассрочку на три года.

В связи с этим купленным домом между священником Федором Колуном и обществом Конгаза возникла тяжба, в которую были вовлечены и вышестоящие инстанции. Ниже приводим текст двух документов, содержание которых дает представление о сути конфликта и не нуждается в комментариях:

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Неофиту, Архиепископу Кишиневскому и Хотинскому

27 августа 1893 года

От директора народных училищ Бессарабской губернии

Конгазское общество Измаильского уезда мирским приговором от 23 января текущего года постановило отдать общественный дом в распоряжение училища, а настоятелю церкви отвести другое соответствующее помещение. Болградский непременный Земский Комитет, вполне соглашаясь с изложенными мотивами, постановлением от 8 апреля 1893 года означенный мирской приговор утвердил и Предложил обществу привести в исполнение. Противодействие встречается только со стороны местного священника Ф.Колуна, который, несмотря на предписание Измаильского Уездного Исправника, вызванное отношением инспектора народных училищ в двухнедельный срок очистить занимаемый им общественный дом и перейти в другую предложенную обществом квартиру, не желает подчиниться вышеупомянутому законному требованию, чем вызвал вторичное отношение инспектора к Исправнику о принятии решительных мер к приведению в исполнение общественного приговора. Несмотря на требование Исправника, священник села Конгаз Федор Колун, как видно из представляемого при сем подлинного отношения Измаильского Уездного Исправника, отказывается добровольно исполнить требование местной администрации об освобождении занимаемого им общественного дома, отданного под училище, и переходе на другую квартиру, а желает, чтобы общество выселило его оттуда судебным порядком. При такой постановке вопроса это дело может затянуться надолго и воспрепятствовать своевременному началу учебных занятий в школе, так как дом требует капитального ремонта.

Вследствие изложенного имею честь просить сделать зависящее распоряжение, чтобы священник Федор Колун, исполнив вполне законное требование власти и переменив квартиру, не доводил бы дело до суда? вынуждены занять эти деньги. На этот заем изъявил согласие местный священник Иоан Разнованов, который даст обществу 2000 руб. взаймы без процентов сроком на три года с тем, чтобы в благодарность за это дать ему для жилья общественный дом, в котором помещается другой местный священник Федор Колун. Об этом составлен протокол, который утвержден Болградским Непременным Земским Комитетом.

Из этого документа следует, что в 1894 году в Конгазе служили два священника: Иоан Разнованов и Федор Колун. А дом, в котором жил Ф. Колун, долгое время являвшийся яблоком раздора между ним и обществом, перешел к И. Разнованову. Мы не располагаем документами о том, какова была в дальнейшем судьба Федора Колуна и занимаемого им дома: перешел ли он в действительности во владение И. Разнованова или нет. Неизвестно также, сколько времени еще прослужил Федор Колун в Конгазе.

Через десять лет, в 1904 г., согласно другому архивному документу, в церкви Конгаза продолжал служить Иоан Разнованов, а также священник Василий Балан. Вот этот документ:

МИРСКОЙ ПРИГОВОР

1904 года марта 7-го дня

Мы, нижеподписавшиеся прихожане Свято-Троицкой церкви села Конгаз 4-го округа Измаильского уезда Бессарабской губернии, собравшись сего числа в числе 120 человек для производства выбора старосты к сей церкви, избрали на сию должность единогласно нашего односельца Константина Иосифова Бузаджи на первое трехлетие. О чем и постановлен настоящий приговор.

Конгазские поселяне: Савва Борлак, Иван Греку, Георгий Панаитов, Захария Бошку, Гаврил Телпис, Васил Пачи, Иван Факалы, Гаврил Цвятку, Константин Захария, Ламбу Бою, Тодур Бузаджи, Тодур Боиштян, Петри Карасени, Димитрий Домушщу, Михаил Антон, Илья Барган, Иван Маналов, Стоян Миту л, Петри Барган, Петри Жежу, Савва Калпак... (все грамотные), а за неграмотных и за себя росписался...

Принять на себя должность церковного старосты согласен, в чем и подписуюсь... К. Бузаджи.

При избрании церковного старосты Константина Бузаджи присутствовали Свято-Троицкой церкви села Конгаза Священники: Иоан Рознованов и Василий Балан, псаломщики: Иоанн Каптаенко и Павел Николаев.

Правильность производства выбора свидетельствую: священник с. Комрат А. Вылков.

Отметим, что до избрания Константина Бузаджи старостой работал Михаил Николаевич Жежу, местный поселянин, который прослужил непрерывно в течение 32 лет Его труд был по достоинству оценен:

1. За усердие к церкви ему преподано благословение Епархиального начальства со свидетельством в январе 1885 г.

2. -За долговременную и похвальную службу преподано ему благословение Святейшего Синода с грамотой в марте 1893 г.

3. Высочайше награжден большою серебряною медалью с надписью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте в марте 1901 г.

По клировой ведомости 4-го округа Измаильского уезда за 1905 год священник церкви села Конгаз Василий Балан показан так: 55 лет, нации молдавской, сын дьячка. 12 июля 1872 года окончил курс Измаильской духовной румынской семинарии. 23 января 1873 года рукоположен во священника к церкви села Вайсан. 9 октября 1879 года назначен помощником благочинного 4 округа, Измаильского уезда. 23 декабря 1881 года переведен к церкви села Рош, 4 округа, Измаильского уезда. 1 октября 1881 года награжден набедренником. 16 апреля 1886 года награжден скуфьей.398 16 июня 1903 года переведен к сей церкви. В семействе у него жена Елизавета Константинова 48 лет. Дети: Екатерина 19 лет, Елизавета 15 лет, Парасковия 12 лет и Константин 10 лет. Недвижимого имущества не имеет. Изречения читает печатные на молдавском языке. Поведения хорошего.399

Вскоре Иоан Разнованов предпринял попытку покинуть Конгаз и перейти на службу в другое место. В своем прошении от 2 февраля 1905 г., адресованном Епископу Кишиневскому и Хотинскому Владимиру, он писал: «Скудость средств, получаемых на двухклирном приходе с. Конгаз, где я служу уже 17 лет, позволяют мне только с большими лишениями воспитывать двух детей. Полная невозможность дать воспитание остальным детям, из которых одного сына необходимо определить в учебное заведение в этом же году; вынуждают меня смиреннейше просить Ваше Преосвященство о переводе на вакантное священническое место к церкви с.Дельжилер, Аккерманского уезда. Бедность прихода с одной стороны, а с другой десятилетняя служба моя в должности депутата округа и трехлетняя - помощника депутата дают мне надежду, что Ваше Преосвященство окажете мне предпочтение пред другими, менее нуждающимися просителями и предоставите мне просимое место, обратив внимание, между прочим, и на то, что я, как болгарин, был бы более желательным священником на болгарском приходе, чем человек, незнакомый с языком прихожан».

Видимо, просьба Иоана Разнованова была удовлетворена, поскольку далее мы не встречаем его среди священнослужителей. На его место был назначен священник Михаил Спанаки, вместе с которым продолжал службу Василий Балан. Однако отношения между этими двумя священниками не сложились, как явствует из приведенных ниже документов.

В Кишиневское Епархиальное Свечное Управление

7 мая 1908 года

от священника церкви села Конгаз 3-го округа Бендерского уезда Михаила Спанаки

ЗАЯВЛЕНИЕ

Долгом считаю сообщить Управлению о следующей незаконной продаже огарков церезиновых свечей; эти огарки сбыты на рынке в г. Белграде по 8 рублей за пуд в количестве 20 пудов за 160 руб., и деньги эти обращены священником Василием Баланом и церковным старостою Константином Иосифовым Бузаджи в свою пользу. Что этот печальный факт послужил причиною моего выселения из прихода Конгаз в с. Пояну 2-го округа Бендерского уезда.

По сообщенному факту было организовано расследование, о результатах которого читаем в следующем документе:

Дознание

Начато 1 июня 1908 года

Так как бывший священник церкви с. Конгаз 3-го округа, Бендерского уезда Михаил Спанаки, донесший Епархиальному Свечному Управлению, что сослуживец его священник Василий Балан вместе с церковным старостою Константином Бузаджи продал в г. Болграде 20 пуд. свечных огарков из нечистого воска по 8 руб. за пуд и вырученные деньги в сумме 160 руб. обратил в свою пользу, не представил никаких доказательств в подтверждение заявленного обвинения, и так как путем дознания ничего не обнаружено по обстоятельствам, настоящее дело производством прекратить по бездоказательности.

Псаломщик Владимир Кулинский под присягой показал, что он не допускает даже возможности кражи огарков из Конгазской церкви, тем более в таком громадном количестве, которое равняется общей продаже целых свечей за весь год.

Псаломщик Иван Каптаренко тоже показал, что огарки из свечей нечистого воску, приносимых в церковь, после каждого богослужения отбираются приставленными к тому стариками Михаилом Жежу, Иваном Митной, Еленой Кара Кирияк и Анной Постол и складываются в мешки, а затем сдаются на руки церковного старосты; что мешки эти хранятся и в настоящее время в церковной свечной каморке под ключом:

Хотя Василий Балан и был оправдан, вскоре в этом же 1908 году его перевели в другой приход, а священником Троицкой церкви был назначен Матвей Павлович Гоян.

В 1907 году общество хутора Алексеевка изъявило желание присоединиться к Свято-Троицкой церкви: «...причиною желания их служит, с одной стороны, то обстоятельство, что в настоящее время общество хутора Алексеевки купило при помощи банка участок земли из вотчины Борчаг, приписного села к приходу Свято-Троицкой церкви села Конгаз, а с другой стороны, избранный жителями хутора Алексеевка участок занимает ближайшее место к Конгазу, отстоя от него на расстоянии 8-9 верст».

В связи с этим, почти одновременно с отцом Матвеем Гояном, в Конгаз был назначен вторым священником Дмитрий Степанович Тишковский.

С 1890 года по 1902 год в Конгазе служил священник Феодор Константинович Колун. Родился в с. Питушка, Оргеевского уез¬да, нации молдавской, сын священника, окончил Кишиневскую духовную семинарию 15 июля 1885 года.

Священник Константин Гындя много поработал, пока были собраны средства для строительства церкви, но скончался до начала стройки.

В приходе есть такие люди, которые, думая об усопших, о себе тоже заботятся и совершают хождения к святым местам: в Иерусалим, на Афон (в монастыри в Греции), в Киев. Те, кто побывал в святых местах Палестины, после хождения носят особое звание - «Хаджи». (Это можно встретить в Конгазе и сегодня в уличных прозвищах отдельных семей. - Авт.).

В отделе «Церковно-приходское попечительство и благотворительные учреждения» отец Матвей отмечает, что в селе ни церковно-приходского попечительства, ни церковноприходского совета, ни богадельни, ни больницы нет. Есть только амбулатория с постоянным фельдшером, открытая в 1903 году. На содержание фельдшера общество ежегодно отпускает 480 руб. и 150 руб. на лекарства. Земство также отпускает 480 и 150 руб. на те же цели.

В отделе «Кладбище» отец Матвей отмечает, что оно находится на краю села с западной стороны в саженях около 500 от церкви. Кладбище довольно красивое и обсажено акациями. Сегодня оно на том же месте. Открыто это кладбище со времен постройки старой церкви, то есть примерно в 1830 г., но документальных данных нет. Были еще два кладбища; место-положение одного из них (первого) достоверно известно: на его месте сегодня находится двор одного местного поселянина -Афанасия Кауша (Костанда). Другое кладбище, по преданию, находилось в северо-западной части села и теперь там тоже поселянская усадьба.

Среди явлений природы указывается затмение солнца, бывшее 7 августа 1888 года. Перед затмением были сильная буря и гроза, небывалые раскаты грома. Засуха была в 1898-1899 гг., в 1904 г., а до этого люди не знали о голоде. Самыми урожайными были 1859-1865 гг. В 1866 году была холера, когда вымерли целые семьи, а многие ушли из села. В тот год доходило до 20 смертных случаев за день. В 1872 году был большой падеж скота (погибло 80% скота).

В 1892 году урожай погиб из-за дождей. В 1866 году 3Л посевов уничтожила саранча. Никакая человеческая сила в то время не могла бороться с ней. Отец Матвей приводит предание, согласно которому прилетела большая стая черных птиц, севшая на крышу церкви. На следующий день поселяне узнали, что эта птица уничтожает саранчу.

Согласно церковной декларации от 9 декабря 1920 г., когда вся Бессарабия, в том числе Конгаз, находилась в составе Румынского государства, в Свято-Троицкой церкви по-прежнему служили отец Матвей Гоян и Дмитрий Тишковский, а псаломщиками - Адам Цоротилэ и Иоанн Каптаренку и еще один дьячок, фамилия которого отсутствует в документе, всего 5 священнослужителей.

К тому времени церковь владела 83,3 га пахотной земли.

Согласно проводимой румынским правительством аграрной реформе, все безземельные и малоземельные крестьяне должны были быть наделены не меньше чем 8 га земли. В связи с этим Кагульская уездная комиссия по экспроприации и наделению землей 15 марта 1921 года приняла решение об экспроприации у Свято-Троицкой церкви 43,3 га земли для общественных нужд, оставив для пяти служителей этой церкви 40 га, по 8 на каждого человека согласно аграрному закону.

! Необходимо отметить, что румынское правление (1918-1940 гг. и 1941-1944 гг.) явилось периодом расцвета для православной церкви, которая пользовалась моральной и материальной поддержкой со стороны государства. О таком отношении свидетельствует в частности и такой факт: 13 июня 1942 г., т.е. в самый разгар войны, когда местные власти сталкивались со множеством сложных проблем, примария решила построить за свой счет каменный забор вокруг церкви. В обосновании этого решения подчеркивалось, что помимо всего прочего постройка этого забора придаст центру села ухоженный и более эстетический вид.

Священники приходов включались в обязательном порядке в коммунальные советы и эффективно участвовали в решении всех проблем общества.

Параллельно с Матвеем Гояном продолжал служить и Димитрий Тишковский, который фигурирует в 1935 году в качестве члена коммунального совета Конгаза.

Во время войны вместе с Матвеем Гояном служил уже другой священник - Ион Каймакан, который в 1944 г. эвакуировался вместе с румынской администрацией за Прут.

С 1944 года после восстановления советской власти в Бессарабии для православной церкви и вообще для всех верующих начинается одна из самых мрачных страниц за всю обозримую историю. При том, что в крае имелось около 1000 православных церквей, в 1946 г., согласно официальным советским документам, из них действовало чуть больше 600.

К концу 1958 года советское правительство принимает несколько решений, на основе которых была разработана программа по ликвидации церквей и монастырей. В соответствии с этой программой в последующие два года в Молдавии была развернута обширная и решительная кампания по массовому закрытию православных храмов, в которую включилось правительство и республиканская партийная организация, силовые органы и в первую очередь КГБ.

Результаты столь масштабной антирелигиозной и антицерковной кампании не заставили себя долго ждать. Приведем лишь некоторые цифры: только в 1959 г. было закрыто 159 церквей в 38 районах республики, в 1960 г. было ликвидировано в июне - 14 церквей, в августе - 26, в октябре - 32, в ноябре - 32; в 1961 г. в апреле - 14, в декабре - 19; в 1962 г. в мае - 19, в августе - 19, в декабре - 10; в 1963 г. в августе - 8, в сентябре - 8, в октябре - 15 церквей.

Что касается Конгаза, то его жителям чудесным образом повезло. Местная Свято-Троицкая церковь оказалась среди тех немногих храмов, которые не были ликвидированы. Она продолжала функционировать на протяжении всего периода существования советской власти, принося успокоение в души людей, не давая им терять веру в Бога и вечные христианские ценности в годы печального атеистического и антицерковного разгула коммунистической власти.

Матвей Гоян служил приходским священником Свято- Троицкой церкви до самой кончины в 1954 г. Этот деятельный и отзывчивый пастырь оставил после себя яркий след в памяти людей, и многие конгазцы и сегодня вспоминают о нем добрым словом. Родился он 1 января 1880 года в селе Слободзея-Вэрункулуй на севере Молдовы в семье псаломщика. Образование - 4 класса народной школы в с. Васкауцы Сорокского уезда и Единецкое духовное училище. С 1895 по 1901 г. учился в Кишиневской духовной семинарии.

Некоторые пожилые прихожане Конгаза рассказывают даже, что Свято-Троицкую церковь не закрыли именно благодаря отцу Матвею. Он будто бы учился вместе с Иосифом Джугашвили (Сталиным) в одной духовной семинарии, и именно благодаря этому личному знакомству храм не был ликвидирован. Во всяком случае конгазцы уверены: в том, что церковь не закрывалась ни на один день, сказались влияние и авторитет отца Матвея. В апреле 1955 года благодарные прихожане заказали панихиду по поводу годовщины смерти отца Матвея. Был изготовлен памятник усопшему, установленный во дворе церкви.

В течение 17 лет, с 1954 по 1971 г., священником Свято-Троицкой церкви служил Стрэжеску Иван Яковлевич, имевший духовный сан протоиерея. Он родился 1 сентября 1921 года в селе Бережены Теленештской пласы Орхейского уезда в семье крестьянина, был младшим из четверых детей. В 1940 году он был призван на военную службу в королевскую армию Румынии, служил один год. По рекомендации военного капеллана (священника), как музыкально одаренный солдат, рядовой пехотинец был освобожден от дальнейшего прохождения военной службы. Приехав в Бессарабию, служил в Кишиневе певчим в церкви, затем дьяконом. В 1947 году окончил Кишиневское духовное училище и был направлен священником в село Бороганы Комратского района. Еще занимаясь в Кишиневском духовном училище, он познакомился с девушкой - студенткой педагогического института Курдогло Евгенией Ивановной, 1928 года рождения, и вскоре женился на ней. Евгения была родом из Комрата. У них родилось четверо детей: три дочери и сын. С 1947 по 1950 г. Стрэжеску И.Я. работал в с. Борогань, затем с 1950 по 1954 г. - в селе Дезгинжа. В 1954 году был назначен священ-ником Свято-Троицкой церкви села Конгаз. Ему помогали церковный староста Татар Иосиф, внук которого Икизли Иван Иванович работает учителем физкультуры в Конгазе; кассир церкви Чебанов Михаил (его сын Чебанов Михаил Михайлович работает в церкви села Конгаз); позднее кассиром церкви был Манолов Иосиф. Стрэжеску И.Я. был хорошим родителем своим детям, примерным и любящим мужем, внимательным, общительным, чутким человеком. Он пользовался заслуженным уважением и любовью прихожан. В 1979 году после долгой и продолжительной болезни Стрэжеску И.Я. умер в Комрате в возрасте 57 лет.

После него в Свято-Троицкой церкви священниками служили:

- Гроссу Вениамин Федорович;

- Дмитрий Келеш;

- Николай Чолак;

- Иоанн Мамалыга;

- Василий Лупанчук;

- Георгий Загнат.

С 1994 по 2002 г. священником был Василий Икизли. После него священником служит и по сей день Иоанн Кристов совместно с Иоанном Лесниченко

Источник: Ф.Франгу. книга "КОНГАЗ"