ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 100 публикаций сайта

(Г2) Церковная история Гагаузов

Селение Чок-Майдан находится в Комратском районе АТО Гагаузии Республики Молдова. Село Чок-Майдан образовалось в 1806 г., но первое упоминание о нем приходится на 1793 г. Современное название села «Чок-Майдан», но известно и другое – «Карлык», сохранившееся по сей день. В объяснении обоих находим слово «много»: «карлык» – много снега (в переводе с гагаузского языка). Слово Чок-Майдан сохранилось с татарского времени и в переводе с турецкого значит «большое пространство земли». Чок-Майдан -- много простора. Село Чок-Майдан находится на высоте 450 метров над уровнем моря. И, возможно, это влияет на то, что снег в округе идет раньше всего здесь и тает позже. В селе проживают, в основном, гагаузы, также и молдаване, болгары, украинцы, цыгане .

Первая церковь (молитвенный дом) построена в 1825 г. старанием прихожан. Здание плетневое, крепкое. На 1838 г. храм престола не имел. Был обеспечен утварью и книгами на молдавском языке. Ближайшими церквями являлись Успенская в селе Комрат в 10 верстах и Авдарма в 10 верстах.

В 30-е годы XIX века приход окормлял священник из с. Комрата.

Трудами прихожан была построена каменная церковь с колокольней. Престол был освящен в честь Вознесения Господня 12 июня 1861 г.Церкви принадлежало 120 десятин земли. Дома для церкви были построены в 1904 г. Расстояние церкви от консистории составляло 80 верст, от железнодорожной станции -- 12 верст. Ближайшей церковью была Архангело-Михайловская селения Башкалия того же уезда. Приписных церквей не было. На 1915 г. в селении имелись две земские школы, в них обучалось 49 мальчиков и 37 девочек. Детей школьного возраста от 7 до 15 лет было 187 мальчиков и 167 девочек, от 9 до 11 лет – 133 мальчика и 127 девочек.

На 1838 г. в селении Чок-Майдан численность населения составляла 316 м. п. и 273 ж. п. На 1860 г. жителей было 104 двора, 415 м. п. и 405 ж. п. На 1915 г. жителей насчитывалось 238 домов, 953 м. п. 948, ж.п.

На приходе служили священники: Савов Янчо (Иоанн) (первое упоминание относится к 1821 г.); Паславский Антоний (первое упоминание относится к 1832 г.), до 1836 г.; Шален Онуфрий Ловинович (1837-1860); Малай Константин Гаврилович (1860-1911); Крупский Иоанн (назначен в 1911 г., последние известия относятся к 1917 г.).

Вознесенский храм действовал в советское время, действует и поныне.

Диакон Сергий Великсаров

Сайт прихода "Преображения Господне", г. Комрат

(Г2) 17.02.2012г.

До времени переселения на эти места гагаузов в окрестностях с.Чок-Майдан (как и на всей территории современной Гагаузии) жили по одному или по несколько хозяев татар с табунами лошадей и стадами овец. После Бухарестского договора (16 мая 1812 г.) Бессарабия присоединилась к Российской империи. По указу императора все православные христиане получили право заселять освобожденные от мусульман южные степи Бессарабии. Предки гагаузов пришли из Болгарии и заселили новые земли Бесарабии (Ириней (Тафуня), игумен. Митрополит Гавриил. (Бэнулеску-Бодони) основатель Кишиневской-Хотинской епархии. – Noul-Neamt,: Ново-Нямецкий монастырь, 2009. – С. 19.).

Краткое историческое описание с. Чок-Майдан

Исторический промежуток времени описания прихода с. Чок-Майдан охватывает около сотни лет: с момента переселения и закрепления гагаузов в этих местах (начало ЧЙЧ в.) до 1917 г. За этот небольшой промежуток времени первоначально с. Чок-Майдан относилось к Верхнебуджакскому округу, а с 60-х г. XIX в. – входило в третий округ Бендерского уезда. Название ЧОК-МАЙДАН (с турецкого – большое пространство земли (Ф. 3. Оп. 1. Д. 24. Л. 42.) сохранилось с татарского времени. Сегодня в простонародье это селение известно еще и как КАРЛЫК (от гагаузского – снежный). Селение расположено на возвышенной местности (на высоте 450 м над уровнем моря), из-за чего снег зимой здесь выпадает раньше и дольше сохраняется (Историческая справка с. Чок-Майдан [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http:/ /www.gagauzia.md/pageview.php. Дата доступа: 22.12.2011).

Материалы по истории с.Чок-Майдан

Село Чок-Майдан образовалось в 1806 году. Современное название села Чок-Майдан, но известно и другое - Карлык, сохранившийся по сей день. В объяснении обоих находим слово много: Карлык много снега (в переводе с гагаузского), Чок-Майдан - много простора.

Село Чок-Майдан находится на высоте 450 метров над уровнем моря. И, возможно это влияет на то, что снег в округе идет раньше всего здесь и тает позже.

В селе построена Свято Вознесенская церковь, её возводили с 1845 по 1861 гг., строилась на средства самих чок-майданцев. Церковь однопрестольная, с колокольней.

Главное богатство села - это люди, разные по национальности. В селе проживают в основном гагаузы, так же и молдаване, болгары, украинцы, цыгане.

В селе задействованы - лицей, гимназия, детский сад, Дом Культуры, Почтовое отделение, Газовое хозяйство, АТС, Центр Здоровья, пункт Скорой помощи, мельница и торговые объекты (частные и государственные)

(Материалы из сайта gagauzia.md)

Радио "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАГАУЗИЯ"

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2.Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3.Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4.Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5.Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6.Не убий. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не укради. 9.Не лжесвидетельствуй. 10.Не пожелай ничего чужого.

Православная Гагаузия