ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 100 публикаций сайта

(Г3) Церковная история Гагаузов

Селение Комрат является столицей АТО Гагаузии Республики Молдова. Статус города Комрат получил в 1957 г. В 1991 г. в городе был открыт единственный в Гагаузии университет. Первое документальное упоминание данного населенного пункта относится к 1443 г. Еще в XVI – XVIII веках эти территории населяли буджакские и ногайские татары. В 1806 г. сюда стали прибывать задунайские переселенцы – гагаузы, болгары и малая часть немецких колонистов.

Известно, что после выселения татар из этих местностей первым поселенцем Комрата стал Константин Койчу. Он и был избран в 1816 г. переселенцами старшим среди первой общины. Колонисты, заселившие территорию Комрата, в основном были выходцами из Северо-Восточной Болгарии .

О происхождении самого названия «Комрат» существует несколько мнений. Одна из распространенных версий названия связана с народной легендой о гнедом жеребце. Хозяин поселка, татарин по происхождению, имел у себя известного в округе скакуна по имени «Комур ат». Именем любимого скакуна владелец именовал татарский посёлок, а после ухода татар гагаузы сохранили татарское название «Комрат» .

Первая приходская церковь в селении построена и освящена в честьУспения Пресвятой Богородицы в 1818 г. (1822 г.) по инициативе и на средства жителя Стояна Георгия, сына некоего Гроздева. Здание первого храма было деревянное, крепкое, на каменном фундаменте, с колокольней, устроенной на куполе. На 1838 г. штат храма составляли: благочинный, 2 священника, диакон, 2 псаломщика, 2 пономаря. К Успенской церкви относится Михайловское кладбище, построенное в 1822 г. Расстояние от храма до кладбища три версты. В официальных документах Успенский храм называют «кладбищенская церковь».

С 1837 г. в Комрате устанавливается благочиние Верхнебуджакского округа (третьего округа Бендерского уезда). Первым исполняющим должность благочинного был священнослужитель Успенского храма Томескул Василий Иоаннов. До установления в Комрате благочиния большая часть гагаузских приходов относилась к Тираспольскому правлению.

Численность населения города Комрат росла быстрыми темпами. Одного простого деревянного храма было недостаточно. Учитывая то, что среди всех на то время гагаузских колоний Комрат являлся одним из самых развитых и масштабных поселений, в конце сороковых годов затрагивается вопрос о построении большого каменного храма.

В 1856 г. в самом центре селения построили собор. Престол был освящен в честь святого славного Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство церкви проводилось в древневизантийском стиле. Инициатором строительства являлся на то время протоиерей Феодосий Мураневич, настоятель Успенской церкви. Храм был построен с пятью куполами, кресты позолочены. Центральный вход в церковную ограду – через святые ворота, на которых построена колокольня.

Материалы по истории г. Комрат

Первые официальные упоминания о Комрате относятся к 1750 году. В то время в Буджаке появились многочисленные поселения колонистов - переселенцев. Основное культурное, экономическое и политическое развитие селение получило в период владения Бессарабией Российским государством, а годом его основания выбрана наиболее доказательная дата - 1789 год.

В Комратском историко-краеведческом музее имеются сведения о том, что в ходе архитектурных раскопок и исследований Академией наук МССР на территории Комрата, в районе кукурузного завода, было найдено крупное поселение Черняковской культуры 3-4 вв. н. э.

Найдены книги регистрации актов гражданского состояния населения Комрата, датируемые1819 годом. Эту приходскую канцелярию на румынском языке вел наш первый священник Василе Томеску.

Население Комрата конца 18 в. - это смесь нескольких народов: молдаван, болгар, арнэутов, украинцев, греков, татар, евреев и др. Большую часть составляли болгары. Бросается в глаза тот факт, что в источниках, откуда были взяты эти сведения, нет упоминаний о гагаузах. Однако они здесь жили и пребывали в большинстве. Но первое время называли себя болгарами (туканами). Причин тому несколько. Первая: гагаузы не знали, к какой этнической группе принадлежат; вторая: в то время турок считали ненавистными врагами и притеснителями христианства, а болгар -славянскими братьями и признаваться в принадлежности к тюркскому народу было небезопасно.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби в конце 17 в. путешествовал по Бессарабии и оставил записи, в которых упоминается и наш город. Он, в частности, писал, что в центре Буджака имеется странное селение под названием Камрал-Кум, куда ещё не ступала нога чужеземца, т. к. в нём проживают воинственные племена, которые всех, кто к ним попадает, тут же уничтожают. Поэтому даже турецкая армия объезжает это таинственное место.

Интересна история создания в Комрате женской гимназии. Она в своё время впечатлила всю Россию - о ней писали многие газеты.

Местный богач Г. И. Цанко-Кыльчик и земский начальник Максим Колибаба в 1910 году заключили пари о том, что последний лично скосит 8 га овса, за это помещик даст денег на лицей для девочек. Пари выиграл местный глава. За благотворительное дело Г. И. Цанко-Кыльчик был награждён орденом св. Анны третьей степени и получил титул потомственного Почётного гражданина Комрата.

18 июня1913 года в Комрате закончилось строительство телефонной станции и впервые зазвенели телефоны. При сельских правлениях открыты 8 телефонных пунктов.

Впервые герб Комрата появился в 1932 году. Он представлял собой щит, увенчанный серебряной короной с тремя башнями, а в центре был изображён конь. Современный вариант герба столицы Гагаузии утверждён муниципальным Советом в июле 2005года. Авторы: А. Копча и А. Иварлак.

До сих пор учёные спорят о происхождении названия города Комрат. Гагаузский просветитель М. Чакир придерживался мнения, что «комур ат» - «гнедая лошадь» -слово татарского происхождения. Румынский историк З. Арбуре связывал этот топоним с немецким словом «камрад». Молдавский исследователь И. Дрон утверждает, что слово «Комрат» - от «конград», «конрат», «конгурат» и связано оно с названием одного из тюркоязычных племён Ногайской орды, заселявшей южную Бессарабию в 16-18 веках.

Широкое распространение получила и легенда о чёрной лошади «Комур ат», которая выиграла скачки и в честь замечательного скакуна его хозяин - татарин по фамилии Орумбет Оглу и назвал местность, где проживал. Существует и другая версия, согласно которой некий хан назвал наше селение в честь своего коня в благодарность за то, что он вынес раненого хозяина с поля боя.

В 1995году население Гагаузии высказалось за то, чтобы Комрат стал столицей автономии.

В подборке использованы материалы Комратского и Бешалминского музеев, выдержки из книг и публикаций Ю. Фрипту, Н. Бельбенко, И. Дрона, В. Мошкова, С. Булгара, И.Топала, Л. Доброва.

(Материалы из сайта gagauzia.md)

Радио "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАГАУЗИЯ"

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2.Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3.Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4.Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5.Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6.Не убий. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не укради. 9.Не лжесвидетельствуй. 10.Не пожелай ничего чужого.

Православная Гагаузия