ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 100 публикаций сайта

(Г4) Церковная история Гагаузов

Город Чадыр-Лунга является районным центром АТО Гагаузии Республики Молдова. В «Биографическом очерке…» есть информация о переселении семьи Чакир в эти земли. Первоначально братья Дмитрий и Желез, гонимые мусульманскими разбойниками из родного села Шабла, остановились в городе Плоешты. «Здесь, в новом отечестве, в скором времени у Дмитрия родился сын Захарий», – читаем в книге. И далее: «Наконец в 1790 г., по приглашению богатейшего молдавского боярина Бальша братья Чакир вместе с другими переселенцами поселились на земле этого боярина на особых условиях в селении Чадыр, которое уже было заселено 20 лет тому назад более чем 25 семействами, тоже болгарами православного вероисповедания, известными под именем «гагаузы». Исходя из этих сведений, гагаузы из Добруджи поселились в селе Чадыр Леовского района еще в 1770 г. А позже гагаузы под предводительством священника отца Захария Чакира из селения Чадыр переселились на новые казенные земли и новое селение назвали Ени Чадыр (новый Чадыр).

Первая деревянная церковь была построена на каменном фундаменте в 1819 г. Престол был освящен во имя святителя Афанасия, патриарха Александрийского. Храм построен трудами священника Захария Чакира. На 30-е годы XIX века к церкви были приписаны два селения: Безгиоз и Твардица.

Число прихожан быстрыми темпами росло, из-за чего стал подниматься вопрос о строительстве нового каменного большего храма. На средства прихожан в 1867 г. в селении была построена каменная церковь, престол был освящен также в честь святителя Афанасия. Церкви принадлежало 129 десятин земли. Для богослужения утвари было достаточно.

В 1893 г. был выполнен ремонт храма благодаря ходатайству причта этой церкви перед благочинным округа Бендерского уезда священником Андреем Гинкулой, а с его стороны перед Исаакием, епископом Кишиневским и Хотинским. В 1910 г. при церкви был построен дом для воскресных собеседований. В собственность церкви входило 4 дома. Ближайшие церкви находились в селе Гайдары и Бешгиоз в 8 и 7 верстах.

В 1911 г. в селении была построена еще одна каменная церковь с колокольней в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Утвари было достаточно. Штат при церкви составляли один священник и псаломщик.

(Г4) Церковная история Гагаузов. г.Чадыр-Лунга

История Чадыр-Лунги включает в себя две самостоятельные темы, которые впоследствии сходятся в одной точке: история местности, на которой находится этот населенный пункт и история переселения. Только собрав воедино эти три темы, мы можем более полно представить историю народа, историю города.

Отправной точкой для более глубокого изучения истории города, наверное, стала книга Д.Чакира «Биографический очерк рода и фамилии Чакир». И надпись на могильном кресте местного священника «Здесь покоится тело основателя Чадыр-Лунги Захария Чакира. Дедушке от внука Д.Чакира». Сегодня каждому школьнику известно о том, кто такие семья Чакир и значение их деятельности для развития культуры гагаузского народа. Об этом написаны книги, статьи. Для нашей местной истории книга «Биографический очерк…» стала настоящим открытием и бесценным источником информации. Итак, село Чадыр впервые упоминается в 1589 году, но находится село не в Гагаузии в Леовском районе. Основано селение ногайскими татарами. В конце XVI в. Буджак был населен ногайскими татарами, ставкой которых был город Каушаны. По некоторым данным, здесь поселилось 30 тыс. ногайских семейств. Они подчинялись Крымскому хану – вассалу Османской Порты. К этому периоду относится также появление на месте нынешней Чадыр-Лунги ногайского селения Аран-Юрдо. Это отмечено, в частности, в "Статистическом описании Бессарабии… с 1822 по 1828 г.г.", изданном в Аккермане в 1899 г. В этом документе говорится, что колония Чадыр-Лунга располагается "… по обеим сторонам реки Лунга, на покате горы, выше бывшей татарской деревни Аран-Юрдо; выстроена кварталами, большая часть селения расположена на левой стороне речки Лунга.” В Чадыр-Лунге до сих пор сохранились микротопонимы ногайского происхождения: Альманжик, Бурлак чукуру (по названию племени буджакских ногайцев бурлак, упоминаемому до 1711 г. в одном из турецких трактатов об османских крепостях Сев. Причерноморья. (И. Дрон, С. Курогло, стр.34), Кыргыз маалеси (сохранилось предание о том, что на этом месте в прошлом было селение под названием Кыргыз, - там же, стр.62), Манзыр маалеси и Манзыр топраа (на восточной окраине города), Шюльпень маалеси и другие. Сохранение ногайской топонимики не только в названиях населенных пунктов, но и многих других географических единиц (урочищ, рек, полей, холмов и даже жилых кварталов) свидетельствует о более или менее длительном совместном проживании задунайских колонистов с прежними жителями Буджака – ногайцами. Сохранились свидетельства о том, что в первое время после переселения балканских колонистов в Буджак многие из них селились рядом или вместе с ногайцами. А. Скальковский отмечает при этом, что переселенцы из-за Дуная "жили спокойно и дружно среди туземных обитателей – ногайцев".

Материалы по истории г. Чадыр-Лунга

Город Чадыр-Лунга расположен на юге Молдовы, в самом центре Буджакской степи. Это один из трех городов, вошедших в состав Гагаузской автономии.

Город Чадыр-Лунга основан гагаузами, потомками кочевых племен - "огузов", которые относятся к народам тюркской семьи.

"Чадыр" в переводе с гагаузского - традиционная тюркская палатка (шатер), а "Лунга" название реки, на берегу которой расположен город, и которая делит его на 2 части. По легенде на месте города во времена печенегов, а затем и татар, останавливались на временное пристанище кочевники, разбивая свои чадыры (шатры). Отсюда пошло название Чадыр. До 1958 года существовало два поселка городского типа Чадыр-Лунга и Тирашпол.

Селение "Тираспо" впервые указано на одной из карт советника венгерского короля Фердинанда - Георгия Райхерсдорфа, помещенной в сочинении "Moldaviae que olinoDacie pars chorografie (Хорография Молдавии и части Дакии)", изданном в Вене в1541г.

В начале XIX в. гагаузы проживали совместно с молдаванами и в селе Чадыр, Леовского района, которое известно, согласно историческим документам, с 1589г. Гагаузы старшего поколения знают это село под названием "Ески (Старый) Чадыр", а г. Чадыр-Лунга, куда переселились гагаузы из с.Чадыр, Леовского района, известен и под аллонимом "Ени (Новый) Чадыр". В 1819г. группа гагаузских переселенцев из с.Чадыр, Леовского района во главе со священником Захарием Чакиром основало новое село Чадыр. 9 июня 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР поселок городского типа Чадыр-Лунга преобразуется в город Чадыр-Лунга, а поселок Тирашпол входит в состав города.

Микротопонимика (т. е. названия местностей, балок,склонов, и т. д.) Чадыр-Лунги богата и разнообразна, но уже стала забываться. В обиходе, правда, до сих пор известны некоторые старые названия. Например, городские кварталы (магала, по-гагаузски "мааля") Тришполи (Тирасполь, правая, юго-западная часть города), Батаман (юго-восточная часть) и некоторые другие, заселенные веками, сохранили в основном свои прежние названия. В последние годы возродился интерес к старым названиям, которыми экономические агенты вновь стали именовать себя. Следует отметить, что в Чадыр-Лунге до сих пор сохранились советские названия улиц. В городе есть улицы Маяковского, Ленина, Есенина, Буденного, Гастелло, Фрунзе, Олимпийская, Пролетарская и другие. Было разработано положение, согласно которому, название улицы меняется в том случае, если за это проголосует 75 процентов населения.

У второго по значимости города Гагаузии - большой экономический потенциал, высококвалифицированные кадры, обнадеживающие перспективы. В последние годы город вплотную подошел к решению ряда крупных проблем. Это, в первую очередь, создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, возрождение виноделия ? самой перспективной валютной отрасли региона. В городе хоть и медленно, но проводится реструктуризация и модернизация промышленного производства.

(Материалы из сайта gagauzia.md)

Радио "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАГАУЗИЯ"

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2.Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3.Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4.Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5.Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6.Не убий. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не укради. 9.Не лжесвидетельствуй. 10.Не пожелай ничего чужого.

Православная Гагаузия