ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 100 публикаций сайта

(Г16) Церковная история гагаузов

Духовная сторона занимала значительное место в жизни задунайских переселенцев, которые оседали в буджакских степях Бессарабии, начиная с конца ХVІІІ в., и особенно с 1812 г., когда край вошел в состав Российской империи. Известно, что одна из причин переселения – это религиозное угнетение, желание болгар и гагаузов сохранить свою православную веру. При всех сложностях устройства на новом месте, переселенцы, в первую очередь, особое внимание уделяли созданию своих церквей. В последующие годы церковь занимала определяющую роль в их духовной, бытовой, культурной и общественной жизни.

Однако эти позиции были в значительной мере утрачены в годы советской власти. Краеведческие работы о населенных пунктах советского периода практически не освещали церковную и духовную жизнь сел. В настоящее время положение меняется. Возрождение православной церкви в Молдове после провозглашения независимости республики не только привело к возвращению к православным корням, но и вызвало все возрастающий интерес ученых и краеведов как в целом к истории церкви, так и к истории отдельных храмов.

Как результат, перед нами – труд о церкви села Кортен, Баурчи, очерки о церковной жизни в обобщающих работах о селах Кортен и Чишмикиьой, гор. Комрате и других. Активно изучаются проблемы истории храмов населенных пунктов Одесской области с болгарским и гагаузским населением (Болград, Городне, Червоноармейское, Яровое и др.). Начинают появляться и обобщающие исследования о создании церквей в колониях задунайских переселенцев.

В этом ряду работ, освещающих историю церкви в местах поселения болгар и гагаузов, достойное место займет новаторский труд молодого исследователя из Кишинева Ивана Думиники, докторанта Велико-Тырновского университета им. Св.Св. Кирилла и Мефодия ( Болгария) „Храм „Успения Божией Матери" села Кирсово (Исторические аспекты”, подготовленный в рамках Научного общества болгаристов Республики Молдова. В нем освещается история церкви болгаро-гагаузского села Кирсово, Комратского района, Гагауз-Ери, которому недавно исполнилось два века.

Несмотря на молодой возрост ( 24 года), автор уже известен своими научными и публицистическими изданиями. Приступая к этой работе, он уже имел опыт освещения многих аспектов истории задунайских переселенцев, включая и вопросы, связанные с церковью. Среди его многочисленных работ есть и статьи о духовной жизни бессарабских болгар, в том числе о кирсовском православном храме.

Двухсотлетняя история церкви села Кирсова написана в основном на базе богатого архивного материала, прежде всего из фондов Национального архива Республики Молдова и Государственного архива Одесской области. Знание болгарского и румынского языков наряду с русским, позволило автору расширить географию и хронологию используемых архивных фондов. Некоторые из них, например, относящиеся к межвоенному периоду, не были предметом анализа, так как практически не выдавались исследователям. Книга И. Думиники – еще одно подтверждение больших возможностей архивохранилищ республики, что особенно важно для краеведов.

(Г16) Церковная история Гагаузов

Селение Кирсово находится в Комратском районе АТО Гагаузии Республики Молдова. Слово «кирсов» с тюркского языка означает «поле целинное». По-другому гагаузы называют селение «Башкюю», что в переводе означает «первое селение». Наиболее раннее упоминание о селе приходится на 1793 г. В трудах русского исследователя А. Скальковского можно встретить и другую дату, которая говорит, что в 1811 г. обоз из 53 болгар-переселенцев с Балканского полуострова, задержавшийся в дороге, истощенный болезнями и недоеданием, остановился в степях Буджака, в долине небольшой речушки, притока реки Ялпуг. Здесь ими была основана колония. Современный болгарский исследователь Станчо Добрев в своей книге «Хърсово. Разградски окръг» (София, 1987) пишет, что именно переселенцы из этого болгарского села в 1811 г. основали в Молдавии новое село и назвали его Кирсово.

Первая церковь построена в 1812 г., (1814 г.) старанием пономаря Ивана Панаитовича Димова, на каменном фундаменте, из плетневого материала, снаружи обита досками. Престол был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. При церкви была деревянная колокольня. На 1835 г. здание храма находилось в хорошем состоянии, имело плетневую ограду.

Каменная церковь была построена в 1886 г., а по некоторым сведениям, в 1853 г. в честь праздника Успения Божией Матери. Предыдущее церковное строение было разобрано, а камни его фундамента, перемещенные в другое место, легли в основу нового храма. Высота нового храма составляет около 20 м., толщина стен около 1 м. Здание колокольни является составной частью архитектуры храма, в высоту достигает около 23 м. При церкви находилось 120 десятин земли. Два церковных дома были построены в 1882 г. Ближайшая церковь Иоанна Предтечи в Комрате, в 5 верстах. Приписных церквей не было. Церковно-приходская школа была открыта в 1889 г., министерская – в 1864 г., земская – в 1911 г.

На 1834 г. в селе Кирсова насчитывалосьжителей 829 м. п. и 754 ж. п. На 1881 г. было 268 домов,жителей 1073 м. п. и 991 ж. п. На 1890 г. в селе насчитывался 291 дом,жителей 1166 м. п., 1088 ж. п. На 1915 г. -- 263 двора,жителей 1053 м. п. и 947 ж. п.

На приходе служили священники: Корангавд Павел (единственное упоминание относится к1821 г.); Лазоров Георгий (единственное упоминание относится к 1821 г.); Манойлов Василий (первые сведения – 1834 г., (до 1838 г.)); Маноилов Василий Стефанов (первые сведения относятся к 1833 г., последние -- к 1839 г.); Дьяконович Иоанн Илиев (единственное упоминание относится к 1838 г.); Матвиевич Антоний Васильевич (1880-1888);Праницкий Дмитрий Парфеньевич (1888-1905); Сербов Никандр Федорович (назначен в 1905 г., последние известия относятся к 1915 г.); Арнаутов Захарий Дмитриевич (назначен в 1912 г., последние известия относятся к 1917 г.).

Свято-Успенская церковь в 1940 г. была закрыта. В настоящее время является действующей.

Диакон Сергий Великсаров

Сайт прихода "Преображения Господне", г. Комрат

Материалы по истории с. Кирсово. Основание села Кирсово (Башкюю)

Вопрос о названии, происхождении и основании села Кирсово (Башкюю) до настоящего времени не исследован. Автор поставил перед собой цель на основе документов и исторических фактов рассказать читателю о селе, о его истории, о его людях и судьбах.

Многочисленные поселения колонистов в Буджаке появились в конце XVIII - начале XIX в., например: Кирсово - 1811 г., Конгаз - 1811 г., Казакли - 1808 г., Бе-шалма - 1814 г., Чадыр-Лунга - 1819 г., Авдарма - 1820 г., Твардица - 1830 г., Комрат - 1750 г. Слово «буджак» в переводе с турецкого языка означает «угол» - так называли ногайцы и турки равнину Бессарабии от Аккермана до Килии, захваченную турками в XVI в., которая на карте действительно напоминает треугольник.

Читая труды русского исследователя А. Скальковского, мы находим, что в 1811 г. обоз из 53 болгар-переселенцев с Балканского полуострова, издержавшихся в дороге, истощенных болезнями и недоеданием, остановился в степях Буджака, в долине небольшой речушки, притока реки Ялпуг. Здесь ими была основана колония10-

Современный болгарский исследователь Станчо Добрев в своей книге «Хърсово. Разградски окръг» (София, 1987) пишет, что именно переселенцы из этого болгарского села в 1811 г. основали в Молдавии новое село и назвали его Кирсово:

«По време на войната (1806-1812 гг.) много от лу-догорскити български села са били разрушени и обез-людени. Много от селянити напускали родните огнища и се изселили заедно с оттеглящите се руски войски. От тези изселнически движения е засегнато и с. Хърсово, като една внушительна группа хърсовчане се заселват в Молдавия, къоето основат свое селище, наречено с. Кирсово, Комратски район. Селото съществува и днес».

Далее Станчо Добрев сообщает о том, что основание села Хърсово в Болгарии относится к XVI в. (1533 г.), т. е. к периоду османского владычества.

В те годы село Хърсово было заселено хърцойскими семействами. «Население то на с. Хърсово до освобождението на България от османского рабства си остава чисто българско. Неблагоприятни последний за населението на с. Хърсово имали русско-турскити войни. За по-дълги или пократи периоди то е било частично или напълно уничтожавано. Особенно пагубни за него са били войнити през 1806-1812 гг. и 1828-1829 гг. През тези войни населението на селото е напускало масово родния край и се установляло да живе в Северна Добруджа, Влашко и Молдавия».


Источник "Кирсово 180 лет", Кирсово в прошлом и настоящем.

Радио "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАГАУЗИЯ"

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2.Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3.Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4.Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5.Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6.Не убий. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не укради. 9.Не лжесвидетельствуй. 10.Не пожелай ничего чужого.

Православная Гагаузия