ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 50 публикаций сайта

Книга о храме "Успения Божией Матери" села Кирсово.

(Г16) Церковная история гагаузов

Духовная сторона занимала значительное место в жизни задунайских переселенцев, которые оседали в буджакских степях Бессарабии, начиная с конца ХVІІІ в., и особенно с 1812 г., когда край вошел в состав Российской империи. Известно, что одна из причин переселения – это религиозное угнетение, желание болгар и гагаузов сохранить свою православную веру. При всех сложностях устройства на новом месте, переселенцы, в первую очередь, особое внимание уделяли созданию своих церквей. В последующие годы церковь занимала определяющую роль в их духовной, бытовой, культурной и общественной жизни.

Однако эти позиции были в значительной мере утрачены в годы советской власти. Краеведческие работы о населенных пунктах советского периода практически не освещали церковную и духовную жизнь сел. В настоящее время положение меняется. Возрождение православной церкви в Молдове после провозглашения независимости республики не только привело к возвращению к православным корням, но и вызвало все возрастающий интерес ученых и краеведов как в целом к истории церкви, так и к истории отдельных храмов.

Как результат, перед нами – труд о церкви села Кортен, Баурчи, очерки о церковной жизни в обобщающих работах о селах Кортен и Чишмикиьой, гор. Комрате и других. Активно изучаются проблемы истории храмов населенных пунктов Одесской области с болгарским и гагаузским населением (Болград, Городне, Червоноармейское, Яровое и др.). Начинают появляться и обобщающие исследования о создании церквей в колониях задунайских переселенцев.

В этом ряду работ, освещающих историю церкви в местах поселения болгар и гагаузов, достойное место займет новаторский труд молодого исследователя из Кишинева Ивана Думиники, докторанта Велико-Тырновского университета им. Св.Св. Кирилла и Мефодия ( Болгария) „Храм „Успения Божией Матери" села Кирсово (Исторические аспекты”, подготовленный в рамках Научного общества болгаристов Республики Молдова. В нем освещается история церкви болгаро-гагаузского села Кирсово, Комратского района, Гагауз-Ери, которому недавно исполнилось два века.

Несмотря на молодой возрост ( 24 года), автор уже известен своими научными и публицистическими изданиями. Приступая к этой работе, он уже имел опыт освещения многих аспектов истории задунайских переселенцев, включая и вопросы, связанные с церковью. Среди его многочисленных работ есть и статьи о духовной жизни бессарабских болгар, в том числе о кирсовском православном храме.

Двухсотлетняя история церкви села Кирсова написана в основном на базе богатого архивного материала, прежде всего из фондов Национального архива Республики Молдова и Государственного архива Одесской области. Знание болгарского и румынского языков наряду с русским, позволило автору расширить географию и хронологию используемых архивных фондов. Некоторые из них, например, относящиеся к межвоенному периоду, не были предметом анализа, так как практически не выдавались исследователям. Книга И. Думиники – еще одно подтверждение больших возможностей архивохранилищ республики, что особенно важно для краеведов.

 

Не пренебрег он и воспоминаниями прихожан – жителей села, священнослужителей, краеведов. Нельзя не отметить, что в данной книге очень широко и скрупулезно, к тому же с искренным уважением по отношению к авторам, используются имеющиеся в исследовательской, краеведческой и публицистической литературе документальные источники и их анализ. При этом привлекаются работы, которые, к сожалению, давно забыты и не использовались исследователями.

Материал, собранный И. Думиникой, позволил ему осветить основные этапы и аспекты двухсотлетней истории Успенской церкви села Кирсово – от ее создания в 1812 г. до наших дней, пройдя ряд этапов - молитвенный дом, деревянная церковь, каменный храм 1886 г., получивший новую жизнь в 1991-1992 гг. Освещена и постоянная забота священников и жителей села о ремонте храма, его реконструкции в разные годы. Отражено сопротивление прихожан села и их борьба в годы советской власти за сохранение своего храма, который все же был закрыт в 1944 г. Подробно описано его восстановление, осуществленное в годы независимости республики.

Успешность работы и авторитет церкви во многом зависят от состава священнослужителей, и, прежде всего – от их подготовленности и ответственности. Церкви в Кирсово в этом отношении всегда везло. По сравнению с другими церквями, уже с самого начала здесь работают люди со специальным образованием, большим профессиональным опытом. В монографии И. Думиника уделено им большое внимание, раскрыт их вклад как в духовную, так и в общественную жизнь села. Еще ни одна церковь в болгаро-гагаузских селах не получала такого досконального описания своего экономического состояния на базе большого статистического материала.

Особая заслуга автора состоит в том, что он сумел всесторонне изучить и представить место Успенской церкви в процессе сохранения и развития этнической общности жителей села Кирсово. Выявлены особенности взаимоотношений, развивающихся на протяжении двух столетий в церковной общине Кирсово, состоящей почти поровну из болгарского и гагаузского населения. Книга тем самым раскрывает нам горизонты христианской веры, ее место в жизни нескольких поколений переселенцев из болгарских земель на примере села Кирсово.

Конкретному освещению истории церкви предшествует краткий, но насыщенный экскурс в историю этого болгаро-гагаузского села, отличающемуся свежестью взглядов и научной новизной. В нем впервые (или по-новому) освещаются многие аспекты истории – такие как хронология создания и формирования села, его хозяйственная и общественная жизнь, развитие школьного дела и т д.

По разным причинам не все аспекты представляемой темы нашли должное освещение в книге И. Думиники. Недостаточно, например, отражен уровень верования жителей села, их религиозная подготовка, степень соблюдения ими христианских правил и канонов. Это, отчасти, связано с отсутствием необходимых доступных источников для соответствующего глубокого богословского анализа, в чем автор отдает себе отчет. Не случайно, что еще в названии работы он скромно ограничивает ее содержание рамками исторического аспекта.

Перед нами, однако, – целостный добротный монографический труд о двухсотлетней истории церкви села Кирсова, с чем и поздравляем автора. С основанием можем ожидать новых его трудов. Подготовка и издание таких работ должна в дальнейшем активнее поддерживаться как общественностью населенных пунктов, так и православными церковными властями. Это один из важных аспектов духовного возрождения и развития населения страны.

Читатели книги И. Думиники, в первую очередь из Кирсова, а также все те, кто интересуется духовной жизнью болгар и гагаузов, с удовольствием ознакомятся с представленными в ней материалами и будут признательны автору за его серьезный, полезный и интересный труд.

Научный редактор, д-х и.н. Николай ЧЕРВЕНКОВ,  председатель Научного общества болгаристов Республики Молдова

Источник: http://borm-md.org/node/1036

Радио "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАГАУЗИЯ"

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2.Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3.Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4.Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5.Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6.Не убий. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не укради. 9.Не лжесвидетельствуй. 10.Не пожелай ничего чужого.

Православная Гагаузия