ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ.

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 100 публикаций сайта

(Г22) Церковная история гагаузов

При заселении в 1809 г. ввиду отсутствия в селе церкви чишмикёйцы были причислены к приходу с.Фрикацей. Для совершения треб приглашали священника оттуда. 19 мая 1814 г. на прошение сельчан о разрешении закладки здания церкви «во именование святителя Христова Афанасия Архиепископа Александрийского» дано благословение викарием Кишиневской митрополии Дмитрием. 27 мая «церковь по чиноположении заложена» бессарабским протоиереем Федором Малявинским. В тот же день ему вручено прошение жителей (на молдавском языке) о направлении к ним в качестве священника дьяка церкви г.Томарова Михаила Волянского, а также их одобрение: «Мы нижеподписавшиеся Томаровского цинута селения Чечмеи прихожаны свидетельствуем по чистой нашей совести что желающий быть в нашем приходе при вновь строящейся Свято Афанасьевской церкви священником г.Томарова Иоанопредтечевской церкви указной дьячек Михайло Волянский (31 года, шляхтич, из Кременецкого повета, грамотен, женат. - Авт.) есть человек честного поведения непьяница неубыйца в худых качествах не изобличен и домостроителен, и потому желаем его Волянского иметь при нашей церкви священником в чем и подписуемся».

Далее следуют имена — несколько по-гречески, остальные писаны одной рукой кириллицей: Феодор Терзи, Гиорги Герги, Гиорги Тодор, Жеко Чобан, Митол Крастю, Костанда Влах, Ради Драгни Ника, Добри Коли Нечю, Костадин Пеню, Костанда Герги, Димитри Тодорую, Панайот Симо Ризо, Андон Герги, Герги Коли Никола.

18 июня в Кишиневской духовной дикастерии Волянский подписался, что в приходе Чешмети дворов 121, в них душ обоего пола 661, «от которых может он иметь нескудное пропитание и о переводе без благословенной причины просить не будет». Тогда же обязался: «1-е. Что он по произведении его во священнический сан, в пьянственной и соблазнительной страсти обращаться не будет. 2-е. Изученный катехизис (краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. - Авт.) будет всегда наизусть помнить; также и духовные правила, принадлежащие к священнической должности, будет иметь и по ним исполнение чинить. 3-е. По произведению во священника и за получением ставленой грамоты, будет оную хотя одиножды в седмицу прочитывать и по ней поступать, в чем за неисполнение под лишение сана и подписался». 6 августа Волянский был на исповеди у духовника, затем приведен к присяге и рукоположен во дьякона, а 11 августа в кишиневской Архангело-Михайловской церкви епископом Дмитрием - в иерея и направлен к благочинному Глизяну к учению служения. 31 мая 1815 г. на основании свидетельства последнего об окончании изучения священнослужения и исполнения христианских треб епископ Дмитрий выдал Михаилу Иванову Волянскому ставленую грамоту ко храму Святого Афанасия в Чишмикёй (НАРМ. Ф.205. Оп.1. Д.500). Дьякон - низший духовный сан, помощник священника при совершении службы; дьячок - до 1868 г. священнослужитель, затем церковнослужитель, постепенно заменен псалом¬щиком; помогал священнику во время богослужения; псаломщик — церковный чтец, церковнослужитель; пономарь - низший церковный служитель, звонил в колокола, зажигал лампадки, свечи и т.д.).

Согласно описи, составленной в декабре 1814 г., в библиотеке Афанасьевской церкви значились: Евангелие; Служебник; Требник; Трефолой (книга праздничных богослужений); Апостол (богослужебная книга, содержащая деяния и послания святых апостолов); Общая Минея (содержит общие молитвословия для всех святых одного лика - пророкам, апостолам, святителям и общие богослужения на праздники Господни); Триодь великопостная (трипеснец части служб Великого Поста и приготовительных к нему недель); Триодь цветная (Вербного Воскресения лли Недели Цветоносия); Октоих (сборник молитвословий); Псалтырь; Часослов малый; Молебники на русском и молдавском языке. Подпись - староста Федор Тирзъй (НАРМ. ф.205. Оп.1. Д-398. Л.2-6).

(Г22) Церковная История Гагаузов

Село Чишмикиой относится к Вулканештскому району АТО Гагаузии Республики Молдова. Селение было основано в 1809 году. Группа переселенцев-гагаузов в количестве 16 семей получила разрешение от генерал-губернатора Бессарабского края России поселиться между селами Вулканешт, Этулия и Джурджулешты на стыке двух склонов в пяти километрах от озера Кагул. Здесь переселенцы под левым склоном нашли источник воды (чешмя) и поселились возле него. Село назвали Чишмикиой, что в переводе на русский язык означает «место у источника» .

Первая церковь в честь Афанасия, архиепископа Александрийского, была построена в 1814 г., (1817 г.), (1825 г.) из камня и кирпича, покрыта досками. Церковь построена стараниями прихожан. На 1838 г. штат притча составлял: 2 священника, 1 диакон.

Уже в 1860 г. было принято решение о возведении нового храма, тогда же и было освящено место под его постройку. Вторая церковь была построена в 1866 г. на средства прихожан. Церковь каменная с колокольней. Престол в храме один в честь святителя Афанасия Александрийского. Утвари при храме хватало. На 1893 г. штат притча составлял: 2 священника, 1 диакон и 1 дьячок (псаломщик). Приписных церквей не имелось. Богослужение совершалось на церковно-славянском и молдавском языках. В 1908 г. на церковные средства построен дом для одного священника. На 1896 г. при церкви упоминается библиотека.

Вселе Чишмикиой находилась двухклассная школа Министерства народного просвещения. На 1909 г. обучающихся мальчиков было 360 и девочек 200. Церковно-приходская школа была открыта в 1908 г. На 1911 г. в ней обучалось 32 мальчика и 6 девочек.

На 1834 г. в селении Чишмикиой насчитывалось жителей 509 м. п. и 458 ж. п. На 1885 г. -- 214 дворов, жителей 848 м. п. и 804 ж. п. На 1911 г. -- 312 домов, жителей 1250 м. п. и 1006 ж. п.

На приходе служили священники:Стародубовский Павел (на 1838 г. упоминается усопшим); Бербек Иоанн (первые известия относятся к 1831 г., последние -- к 1866 г.); Вяца Иоанн (первые известия относятся к 1832 г.); Груев Стефан Семенович (назначен в 1832 г., последние известия относятся к 1838 г.); Димитриев Иоанн (назначен в1832 г., последние известия относятся к 1838 г.);Дойча Георгий Георгиевич (назначен в 1837 г., последние известия к 1838 г.); Тутован Феодор Георгиевич (1868-1898); Виз Елисей Иоаннович (1898-1900); Лефтер Константин Васильевич (1900-1903); Манолеско Давид Иоаннович (1903-1910); Лисивич Павел Феодорович (назначен в 1910 г., последние известия относятся к 1917 г.).

Здание храма пострадало в результате землетрясения 11 ноября 1940 г., а в 1960 г. по распоряжению советских властей храм был уничтожен .

В настоящее время богослужения совершаются в домовой церкви. Строится новый храм в честь Успения Божией Матери.

Диакон Сергий Великсаров

Источник: Сайт  прихода "Преображения Господне",  г. Комрат

(Г22) Церковная история гагаузов

При переселении в 1809г. ввиду отсутствия в селе церкви чишмикёйцы были причислены к приходу с Фрикацией. Для совершения треб приглашали священника оттуда. 19 мая 1814г. на прошение сельчан о разрешении закладки здания Церкви «во именование свт. Христова Афанасия, архиеп.Александрийского» дано благословение викарием Кишиневской Митрополии Димитрием.

27 мая «церковь по чиноположению заложена» бессарабским протоиереем Феодором Малявинским. В тот же день ему вручено прошение жителей (на молдавском языке) о направлении к ним в качестве священника дьяка церкви г.Томарова Михаила Волянского, а также их одобрение: «Мы, нижеподписавшиеся Томаровского цинута селения Чечмеи прихожаны свидетельствуем по чистой нашей совести что желающий быть в нашем приходе при вновь строящейся Свято Афанасьевской церкви священником г. Томарова Иоаннопредтеченской церкви указной дьячок Михайло Волянский (31 года, шляхтич, из Кременецкого повета, грамотен, женат. –Авт) есть человек честного поведения непьяница неубийца в худых качествах не изобличен и домостроителен, и поэтому желаем его Волянского иметь при нашей церкви священником в чем и подписуемся». Далее следуют имена – несколько по-гречески, остальные писаны одной рукой кириллицей: Феодор Терзи, Гиорги Герги, Гиорги Тодор, Жеко Чобан, Митол Крастю, Костанда Влах, Ради Драгни Ника, Добри Коли Нечю, Костадин Пеню, Костанда Герги, Димитри Тодорую, Панайот Симо Ризо, Андон Герги, Герги Коли Никола.

18 июня в Кишиневской духовной дикастерии Волянский подписался, что в приходе Чешмети дворов 121, в них душ обоего пола 661, «от которых может он иметь нескудное пропитание и о переводе без благословенной причины просить не будет». Тогда же обязался : «1-е. Что он по произведении его в священнический сан, в пьянственной и соблазнительной страсти обращаться не будет. 2-е. Изученный катехизис ( краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов –Авт.) будет всегда наизусть помнить; также и духовные правила , принадлежащие священнической должности, будет иметь и по ним исполнение чинить. 3-е. По произведению во священника и за получение ставленой грамоты, будет оную хотя единожды в седмицу прочитывать и по ней поступать, в чем за неисполнение под лишение сана и подписался». 6 августа Волянский был на исповеди у духовника, затем приведен к присяге и рукоположен в диакона, а 11 августа в Кишиневской Архангело-Михайловской церкви епископом Димитрием – в иерея и направлен к благочинному Глизяну к учению служения. 31 мая 1815 г. на основании свидетельства последнего об окончании изучения священнослужения и исполнения христианских треб епископ Димитрий выдал Михаилу Иванову Волянскому ставленую грамоту ко храму Святого Афанасия в Чишмикёй (НАРМ. Ф.205. Оп.1. Д.500. Л.1-10 об.)

Согласно описи, составленной в декабре 1814г., в библиотеке Афанасьевской церкви значились :Евангелие; Служебник; Требник; Трефолой (книга праздничных богослужений); Апостол; Общая минея; Триодь великопостная; Триодь цветная; Октоих; Псалтирь; Часослов малый; Молебники на русском и молдавском языках. Подпись – староста Феодор Терзи (НАРМ. Ф205. Оп.1 Д398. Л.2-6).

Материалы по истории с. Чишмикиой.

Село Чишмикиой Вулканештского района было основано в 1809 году. Группа переселенцев гагаузов в количестве 16 семей получили разрешение от генерал-губернатора Бессарабского края России поселиться между селами Вулканешты, Этулия и Джурджулешты в стыку двух склонов в пяти километрах от озера Кагул. Здесь переселенцы под левым склоном нашли источник воды (чешмя) и поселились возле него и свое село назвали Чишмикиой, что в переводе на русский язык означает «место у источника».

На сегодняшний день в селе Чишмикиой проживает 5200 человек. Количество домов в селе 1540: из них оборудованных газом 1303, телефоном 1140. Территория села занимает площадь 653 га. Общая площадь земель составляет 9418 га. В селе функционируют два учебных заведения – лицей и гимназия, в которых обучаются 670 учащихся, а также 5 детских дошкольных учреждений.

Широко развита художественная деятельность при Доме культуры, построенный в 1957-1958 гг. В селе имеется музей, музыкальная школа, библиотека, центр здоровья, аптека. На территории села зарегистрировано 116 экономических агентов.

(Материалы из сайта gagauzia.md)

Радио "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАГАУЗИЯ"

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ: 1.Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. 2.Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. 3.Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. 4.Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. 5.Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. 6.Не убий. 7.Не прелюбодействуй. 8.Не укради. 9.Не лжесвидетельствуй. 10.Не пожелай ничего чужого.

Православная Гагаузия