Св. Иоанн Златоуст говорил о Таинстве Исповеди так: «Наш Владыка таков, что, если мы по беспечности сделаем грех, Он не требует от нас ничего другого, как только того, чтобы мы исповедали свои согрешения, остановились на этом и не впадали в те же грехи».
Верующий человек не может представить свою жизнь без покаяния и причащения Святых Христовых Таин. Однако многие христиане с недоверием относятся к традиции общей исповеди, имеющей место во многих храмах… Что это за Таинство? И имеет ли оно должную силу?
Общая исповедь – это такой «вариант» покаяния пред Богом, при которой священник отпускает верующим грехи, не выслушивая их от каждого из них. Обычно это связано с тем, что у батюшки нет возможности принять исповедь от всех желающих. Такое часто бывает перед большими церковными праздниками.
Во время общей исповеди священник, после молитв, читает всем присутствующим в храме подробный перечь грехов и призывает людей покаяться в них. Безусловно, все перечисленные грехи не в одинаковой степени относятся к каждому пришедшему в храм человеку. Люди подвержены грехам и страстям в разной мере: один больше страдает от блудных грехов, другой – от чревоугодия, третий – от зависти и гневливости…
Тем не менее, многим верующим практика общей исповеди вполне по душе, и к этому Таинству они приступают гораздо охотнее, чем к общепринятому формату исповеди. Общая исповедь не длится долго, но, самое главное, во время перечисления священником грехов человек может не испытывать чувства стыда и смущения. Такая исповедь не задевает самолюбия, свойственного многим из нас, и можно не переживать о том, что придется обнажать перед духовником все свои нелицеприятные деяния.
Почему так? Потому что очень многие грехи требуют серьезного и длительного покаяния, индивидуальной беседы со священником, возможно даже епитимьи. Эти грехи могут сильно повредить душу, и будет недостаточно просто постоять в толпе верующих, кивая на перечисление священником список грехов.
В случае, когда на душе лежат тяжелые грехи (либо грехи, которые волнуют совесть человека) или если христианин давно не исповедовался, после общей исповеди обязательно нужно подойти к священнику и сказать ему о тех грехах, которые беспокоят.
Важный момент: в общей исповеди нужно каяться либо у своего духовника, либо хорошо знающего вас священника. Иначе ко Причастию может подойти человек, которого, в случае индивидуальной исповеди, батюшка и вовсе бы не допустил к Чаше.
Итог: в общей исповеди нельзя участвовать тем, кто давно не был на индивидуальной исповеди, кто пришел на исповедь впервые, а также тем, кто имеет за душой смертный грех или грех, мучающий совесть. Эти грехи нужно открыть священнику лично.
В остальных случаях приступать к общей исповеди можно. Священник Афанасий Гумеров говорил об этом так: «Не должно сомневаться, что и такую исповедь, вызванную особыми обстоятельствами, милосердный Господь примет и простит грехи. Если не было смертных грехов, то еще раз каяться не надо».