____________________________________________________Молитва перед работой в сети ИНТЕРНЕТ: = ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ!___________________

Церковный календарь

Церковные служения

Церковный язык гагаузов

ЕНИ БААЛАНТЫ (Новый завет)

Последние 50 публикаций сайта

31 марта 2021

О НАЦИОНАЛИЗМЕ

Из книги И. Ильина "Путь духовного обновления"

(Ж) Гагаузская идея

В разговорах с меcтной гагаузской интеллигенцией часто приходится слышать такие слова: я не националист, я патриот. И мне очень хотелось бы познакомить своих земляков со взглядом на это величайшего русского мыслителя , публициста, общественного деятеля начала 20 века Ивана Ильина. Он автор более 40 книг и нескольких сот статей. Одна из его книг называется «Путь духовного обновления» . Вот названия глав этой книги: 1. О вере  2.О любви  3.О свободе  4.О совести  5.О семье  6.О Родине  7.О национализме  8.О правосознании  9.О государстве  10.О частной собственности.   Каждая из этих 10 глав затрагивает самые глубинные основы бытия человека и народа.Эти темы актуальны и сегодня. И поскольку такие серьёзные авторы не изучаются даже в ВУЗах ( наши вузы дают только профессиональную подготовку) то, повторяюсь, мне очень хотелось бы познакомить своих земляков с мыслями этого великого философа.

Я выбрала из 22 страниц самые сконцентрированные мысли; читать всю главу конечно гораздо интереснее и познавательнее, но даже этот краткий конспект даёт нам ясное представление об ошибочности и убогости бытующего среди простого народа ( и всячески поддерживаемого заинтересованными силами) понимания термина «национализм»…

Василиса Балканская


Проблема истинного национализма разрешима только в связи с духовным пониманием Родины: ибо национализм есть любовь к духу своего народа и, притом, именно к его духовному своеобразию. Тот, кто говорит о Родине, разумеет духовное единство своего народа. Он разумеет нечто такое, что остаётся сущим и объективным, несмотря на гибель единичных субъектов и на смену поколений. Родина есть нечто единое для многих. Но для того, чтобы найти свою Родину и слиться с нею чувством, и волею, и жизнью – необходимо жить духом и беречь его в себе; и далее, необходимо осуществить в себе патриотическое самосознание или хотя бы верно почувствовать себя и свой народ в духе. Такое слияние патриота с его Родиной ведёт к чудесному и плодотворному отождествлению их духовных энергий. В этом отождествлении духовная жизнь народа укрепляется всеми личными силами патриота, а патриот получает неиссякаемый источник творческой энергии во всенародном духовном подъёме. И это взаимное духовное питание, возвращаясь и удесятеряя силы, даёт человеку непоколебимую веру в его Родину. Нельзя любить Родину и не верить в неё, ибо Родина есть живая духовная сила, пребывание в которой даёт твёрдое ощущение блага, её правоты,её энергии и её грядущих поколений. Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого всё великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и всё гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада. Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к освящённым огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны; в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли. Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства. Итак, есть глубокий, духовно верный,творческий национализм; и его необходимо прививать людям с раннего детства. Мы установили уже, что национальность человека определяется не его произволом, а укладом его инстинкта и его творческого акта, укладом его бессознательного и, больше всего, укладом его бессознательной духовности. Покажи мне, как ты веруешь и молишься, как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи; что ты называешь знать и понимать, как ты любишь свою семью; кто твои любимые вожди, гении и пророки, - скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын; и всё это зависит не от твоего сознательного произвола, а от духовного уклада твоего бессознательного. А этот уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего - в детстве. Воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному духовному опыту. В особенности их следует обогащать следующими сокровищами.

Язык. – Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Всё это ребёнок должен получить вместе с молоком матери (буквально).  Особенно важно, чтобы это пробуждение самосознания и личностной памяти ребёнка (обычно на третьем, четвёртом году жизни) совершилось на его родном языке. При этом важен не тот язык, на котором говорят при нём другие, но тот язык, на котором обращаются к нему, заставляя его выражать на нём его собственные внутренние состояния. Поэтому не следует его учить чужим языкам до тех пор, пока он не заговорит связно и бегло на своём национальном языке.  Это относится и к чтению. В дальнейшем же в семье должен царить культ родного языка.

Песня, Молитва, Сказка, Поэзия, История, Армия, Территория, Хозяйство. (Рассмотрение влияния этих моментов на формирование личности пришлось опустить из-за недостатка места – прим). Таков дух национального воспитания, необходимый русскому и каждому здоровому народу.Задача каждого поколения состоит в верной передаче этого духа. Только на этом пути человечеству удастся соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны – как больного национализма, так и всеразлагающего интернационализма. Интернационализм отрицает родину, и национальную культуру, и самый национализм, и духовный акт своеобразно-национальной структуры. Интернационалист, будучи духовно никем, желает сразу стать «всечеловеком; и это не удаётся ему, ибо всечеловечество есть духовное состояние, которое может быть доступно только духовно и национально самоутвердившемуся человеку.

В чём же состоит сущность истинного национализма? Любить родину значит любить не просто душу народа, т.е. его национальный характер, но именно духовность его национального характера и в то же время национальный характер его духа. Настоящий патриот чует больше всего дух своего народа; он воспринимает национальные особенности родного ему народа как свои собственные; и питается не просто его духовностью, но и его национальностью. А это значит, что истинный национализм есть национализм духовный, который идёт не только от инстинкта национального самосохранения, но и от духа и любит не просто своё, родное, но родное - великое и своё – священное. Тот, кто совсем не знает, что такое дух, и не умеет любить его, тот не имеет и патриотизма. Настоящий патриот не способен ненавидеть  и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения. Любить свою родину совсем не значит отвергать всякое иноземное влияние, но это не значит и наводнять свою культуру полою водою иноземщины.

Итак, отказывающийся от своего индивидуального духовного лица ( всё равно- будет это человек или народ) – не восходит на какую-то «высшую» ступень «всеобщего», а нисходит в духовное небытие: ему предстоит не братание и не братство, а исчезновение с арены истории. Правда, не всякому народу удаётся выносить самостоятельный духовный акт и создать самобытную культуру. Национализм есть правая и верная любовь личного «я» к тому единственному для него наиональному «мы», которое одно может вывести его к великому, общечеловеческому «мы». Человек может найти общечеловеческое только так: углубить своё духовно-национальное лоно до того уровня, где живёт духовность, внятная всем векам и народам. Единение человека с его народом- единение национальное и патриотическое – слагается обычно в форму правовой связи и принимает вид государственного единения. Вследствие этого национализм и патриотизм живут в душе в теснейшей связи с государственным правосознанием. Инстинкт, дух и чувство права, восполняя друг друга, создают в душе ту цельную, мужественную и нравственно-прекрасную энергию, которая необходима для героической обороны родины и которая, в то же время, не позволяет человеку впадать в состояние мирозавоевательной алчности. Эта энергия есть проявление «естественного правосознания». Каждый народ имеет неотъемлемое, естественное право вести национально-духовную жизнь; и каждый народ, отстаивая свою духовно-культурную самобытность, прав. Народы при всех условиях призваны видеть друг в друге – не материал для завоевания, а субъектов естественного и международного права; и поэтому они призваны рассматривать свои взаимные споры как споры о праве. Только при таком понимании и восприятии дела – национализм, обоснованный духовно, будет постепенно преодолевать в себе свой опасный шовинистический уклон: ибо любовь к своему народу не есть неизбежно ненависть к другим народам; самоутверждение не есть непременно нападение; отстаивание своего совсем не означает завоевание чужого. Столкновение народов есть на самом деле не просто столкновение слепых и ненавистных взаимопосягательств, как думают нередко и трезвые обыватели, и «мудрые» политики; это есть, по существу своему, столкновение правовых притязаний, в основе которых лежит различное понимание и толкование естественных прав, принадлежащих народам.  Такое столкновение требует правового урегулирования. Естественное право народа есть притязание его на духовно-достойную жизнь, на расцвет его Богу - служащей духовной культуры. Решение такого спора о правах посредством силы и завоевания есть способ примитивный и , как показывает история последних десятилетий, культурно-разрушительный.Столкновение прав есть спор о праве, а спор о праве должен разрешаться именно на путях правовой организации и взаимного признания взаимных прав.

Истинный патриотизм и национализм есть любовь не слепая, а зрячая; и парение её не только не чуждо добру, и справедливости, и праву, и, главное, Духу Божию, но есть одно из высших проявлений духовности на земле.»

В ЭФИРЕ РАДИО

Пасхальный концерт 2016 год, Конгаз.

Рождественский концерт 2016. Конгаз.

Рождественский концерт 2015. Конгаз

Пасхальный концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2014. Конгаз

Рождественский концерт 2013. Конгаз

Пасхальный концерт 2013. Конгаз

Троицкий концерт 2001. Конгаз

Поиск по сайту

Православная Гагаузия