Китайская идея – чему Конфуций учит Россию?

(Ж) Гагаузская идея. Общие материалы

Русский народ не может жить, а русская цивилизация существовать без смысла и идеи. В момент, когда у народа рухнула вера в царя – царский режим был обречен. Потом то же произошло с советской идеей, которая утратила свое горение – и СССР без сопротивления ушел в небытие. Китайская цивилизация – непрерывно существует и сохраняет государственность уже более двух тысяч лет, сохраняя при этом свою ярко выраженную идентичность. Потому что у китайцев есть китайская идея. И нашли ее и осознали они ее очень давно, и до сих пор сохраняют ей верность.

Если посмотреть так на всю историю – то и Китай древности, прошлого, и коммунистический Китай, и идеи Мао, и реформа Дэн Сяопина, и нынешний Китай устремленный в будущее, к очевидно уже близкому мировому лидерству – это все одна непрерывная линия развития и реализации китайской идеи. Примерно 5 веков до н.э. Китай тоже, как и Россия сейчас, находился в “экзистенциальном” кризисе. Ся, Шан-Ин, Чжоу – славные царства древности, уже до того момента имевшие тысячелетнюю историю, рухнули и наступила эпоха междуусобиц, враждующих царств. Китай на время утратил ориентиры – как сейчас Россия, распадающаяся на враждующие царства, народности, племена, кланы, классы. Вот в такое время и жил Конфуций, и целью своей жизни он поставил найти и возродить китайскую идею и восстановить китайское величие.

В чем заключается китайская идея? Как ее нашел Конфуций? Возвращая Китай к корням, восстановлением китайской истории и прошлого и извлечением из них китайской сути, главного, обращением к истокам. Не поэтому ли нынешняя российская (по менталитету и целям еврейская и антирусская) власть так старательно именно истоки, корни и историю России и русских вымарывает из народного сознания – чтоб не дать русской России возродить. Так ведь и человек – потеряв ориентацию в жизни, в ходе своей судьбы – нужно оглянуться назад, обратиться к своим корням и истокам – кто я, откуда пришел и как сюда попал? Так был разрешен и китайский экзистенциальный кризис. А откуда пришел Китай? Кто он? Младенчество Китая было особое. Оно вызвано особенностью географического положения. Китайская цивилизация развивалась в географической изоляции от остальных очагов развития.

И поэтому также на первых порах у нее не было больших переселений и завоеваний земель иных народов или наоборот покорения чуждыми захватчиками, и китайская цивилизация могла сравнительно спокойно развивается мирно сама из себя. Земледельческий мирный созидательный труд был основой существования, а непрерывность развития от племенных и родовых истоков и нравов позволяла в значительной мере сохранить архаическую племенную солидарность и человечные братские отношения как в единой семье.

Скотоводство – порождает совершенно другой тип общества, агрессивный и никак не созидательный. Китайцы же как и славяне – закладывали свой характер в мирном созидательном и дружном крестьянском труде. При этом складывается во многом похожий тип, менталитет. И хоть некоторые в российских СМИ, очень пренебрежительно и свысока к русскому крестьянскому прошлому относятся, а к Китаю тем более (ибо это выставляет на вид их собственный паразитизм и аморальный тунеядский образ жизни и источник существования)– но нынешний, современный Китай показал всему миру, что именно китайский конфуцианский менталитет – созидательный трудовой, а не захватнический хищный как у Запада, вовсе не только не исключает устремленность в будущее, творчество и творческие силы и способности, а наоборот, при правильном устройстве общества порождает их, в отличие от так называемой “креативности” (эвфемическое название для паразитов, аферистов и проходимцев, ищущих как “сделать деньги” обдурив кого-нибудь или выехав на чужом горбу, а не создать что-то и украсить им мир). Такой созидательный и человечный менталитет как китайский (а русский в истоке содержит в себе то же) – не только не отсталый, а наоборот только ему и принадлежит будущее.


Паразитический и агрессивный менталитет дошел до своего логического предела и конца – когда уже грабить некого, все чужие ограблены, и осталось только пожирать своих – друг друга. Скотоводство как исток и корень цивилизации – это порождает другое, например орды Чингиз хана и гуннов – они ничего не создают а только грабят, не оставляют после себя потомкам цветущие города и сады, а наоборот на месте цветущих городов и садов оставляют руины, развалины и пепелища. Германцы (тоже скотоводы в древности, имеются в виду германцы вообще, а не более поздние немцы) покоряли и грабили пока было что грабить и покорять – сначала европейские античные города, потом весь мир – обращали чужие земли в колонии и упивались их соками и кровью. Мелкие же кочевники-бродяги – обычно вырабатывают менталитет жуликов и мошенников, и это в значительной мере становится основой национального характера.

Они были реальными правителями России во времена т.н. “семибанкирщины” 1990 гг. У них менталитет – не конфуцианский. Конфуций не назвал бы этих правителей благородными мужами (цзюань цзы)

Золотое прошлое Китая по Конфуцию – это (идеализированная) эпоха древних полумифических императоров – основателей китайской цивилизации, царств Ся и Шан-Инь, а также начала царства Джоу (1-2 тысячелетие до н.э.). Это не значит, что это прошлое нужно законсервировать или воспроизводить наново, это конечно абсурд (как и России не нужны сейчас киевские князья или наследственная монархия, а уж тем более дописьменное первобытное “язычество” – развитие должно идти вперед, а не назад) – а значит, что нужно выделить главные позитивные созидающие данную цивилизацию стержневые идеи – и их развивать и применять в соответствии со временем. Какие же главные идеи извлек Конфуций из эпохи зарождения китайской цивилизации, и которые составили суть его учения конфуцианства и доказали свою силу и жизненность на протяженни китайской истории и актуальность в данный момент глобального взлета Китая?

Китайское общество с соответствии с конфуцианским идеалом – это общество с мудростью и справедливостью, построенное на человечности и гармонии. Это было близко и СССР и коммунистической идее (хотя конечно есть и отличия – вот поэтому СССР и не устоял 2000 лет). Это близко и русскому традиционному менталитету жизни по правде и совести (который сейчас усиленно пытаются заменить новорусским менталитетом).

Моральных нормы конфуцианства, пять конфуцианских добродетелей – это «жэнь»  (гуманность, человечность ), «и» (справедливость), «ли» (ритуал, этикет, приличия), «чжи» (мудрость), «син» (искренность, сердце). Среди этих четырех норм «жэнь» и «и» считаются главными. Любовь к народу, гармония. Гyманизм (жэнь) “совеpшенного мyжа” (цзюнь цзы) – идеал конфуцианства.

Сами китайцы название “конфуцианство” не употребляют, а назывют это учение “школа ученых”, “школа учёных книжников” или “школа образованных людей”. Правитель должен быть совершенным мужем цзюнь цзы.  Мэн-цзы (372—289 до н. э.) – второй по авторитетности после самого Конфуций китайский философ, представитель конфуцианской традиции так начинает свой трактат - Мэн-цзы свиделся с Лянским правителем – ваном Хуэем. Ван сказал: «Старец! Не посчитав далеким расстояние в тысячу ли, ты все же пришел сюда, значит, тоже имеешь сказать нечто такое, что принесет выгоды моему владению?»

Отвечая ему, Мэн-цзы сказал:  «Ван! Зачем обязательно говорить о выгодах? Есть ведь также человеколюбие и справедливость, вот и все. Если вы, ван, будете спрашивать: „Чем принесешь выгоды моему владению?” – за вами сановники-дафу будут спрашивать: „Чем принесешь выгоды нашим семьям?” – служилые люди-ши и простой народ тоже будут спрашивать: „Чем принесешь выгоды нам лично?” Верхи и низы станут нападать друг на друга в погоне за выгодой, и владение ваше окажется в опасности! Тогда во владениях, располагающих десятью тысячами боевых колесниц, убийцами своих правителей обязательно будут семьи, имеющие по одной тысяче колесниц; во владениях, располагающих тысячей колесниц, убийцами своих правителей будут семьи, имеющие по одной сотне колесниц… Если действовать так, чтобы ставить справедливость напоследок, а в первую очередь ставить выгоды, то пресыщения /взаимным грабежом/ не наступит, пока все не будет разграблено и отнято».

Переводы с китайского могут отличаться оттенками смыслов, здесь использовался классический англоязычный перевод.

Конфуцианство – это океан глубочайших мыслей и многотысячелетняя мудрость китайской цивилизации.

Конфуцианство окончательно установилось как стержневая идеология китайской цивилизации примерно две тысячи лет назад в борьбе с двумя другими подходами, существовавшими тогда в Китае – легизмом и даосизмом.

Даосизм считает, что природа человек совершенна, и нужно только дать ей полную свобода для развития, и все получится само собой лучшим образом. Сейчас это называется либерализм. А высшая стадия нынешнего либерализма – либеральный  фашизм, фашизм богатых. Чудовищные преступление нынешнего глобального дикого капитализма – это и есть результат такой свободы без границ. Только как показывает этот опыт – больше всего пользы от абсолютной свободы получает криминал и зло. Зло в человеке и в обществе тогда торжествует и закрепляется и порабощает и уничтожает добро.

За 20 последних лет свободы как самоцели – в России низшее настолько закрепилось,что общество испорчено снизу доверху.

Легизм – это законничество. Легизм считает что люди по природе злы, и только диктатура суровых законов может держать народ в повиновении. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Шихуанди — объединил весь Китай под своей властью.

Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося стране жесточайшего гнёта.

Империя Цинь, построенная на насилии, прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. Современн законничество – это пресловутое американское Rule of Law, верховенство закона, которым легитимируется и оправдывается существовующий порядок – диктатура и паразитизм сверхбогатых (ведь именно сверхбогатые паразиты и устанавливаются эти самые законы, придающие их грабежу и паразитизму вид законности).

Империя Хань (206 до н. э.—220 н. э.), последовавшая за рухнувшей недолговечной империей Цинь и ставшая началом непрерывной китайской государственности, при императоре У-ди (140—87 до н. э.) приняла в качестве государственной философии и идеологии конфуцианство. Это было окончательное, на две тысячи лет установление основы, стержня идентичности китайской цивилизации.

Конфуцианство считает, что добро нужно культивировать. Само оно в рот не упадет. В человеке есть только предпосылка к добру. Но если культивировать добро – человек и общество будут справедливыми и добрдетельными. Если же культивировать зло и низшее в человеке (что в США и в современной России и происходит) – таким и будет общество.

Общество должно быть устроено справедливо и в основе его лежать человечность и сердечность и искренность отношений между людьми. Культивирование нравственности должно начинается с правителей которые должно быть примером образцом мудрости, по ним и народ будет равняться. Учение направлено на самосовершенствование в первую очередь правящей элиты, а тогда и народ будет подражать этим образцам.

Что совершенно верно. Какой подчиненный будет честным, если видит,что его начальник вор и проходимец, а в обществе вознаграждаются низшие и продвигаются подлейшие (как было в России начиная с 1990 гг).

Конфуцианство – это океан глубочайших мыслей и многотысячелетняя мудрость китайской цивилизации. Подробное, а тем более полное его изложение здесь конечно невозможно.

Гармония и человечность в основе. Человеческое общество как семья – где каждому человеку есть его место, и он в меру возможности окружен заботой, тоже чувствует себя почитаемым членом этой семьи. Поэзия, ритуал, этикет и музыка – служат для настройки души на добро, добродетель и человечность. Правление ученых мужей – так можно назвать такое устройство общества.

И это не пустая утопия. Именно так китайская общественная иерархия и строилась – но только в реальной истории за периодами гармонии и лада следовали и периоды разрушения этого идеольного порядка.

Идеал – гармоническое общество, гармонические отношения между людьми, гармонические отношения человека с природой.

Это реально было в большей или меньшей мере. Но и уклонения от этого тоже несомненно были. И об этом тоже думал Конфуций, и говорил о необходимости “исправления имен” время от времени. Имеется в виду то, сами порядки и учение время от времени нужно проверять на соответствие времени, уточнять и развивать, т.к. смысл одних и тех же слов постепенно может меняться, и те же неизмененные слова могут приобретать другой смысл. Вот поэтому такое развивающееся, а не омертвевшее конфуцианство – живо и сейчас как основа китайского менталитета, оно живо и в народе и в верхах, и в нем и есть сила этого великого народа.

Конфуций жил во время китайского “экзистенциального” кризиса, во время разрушения. сам не был правителем, а ученым, советником правителей. Он уловил суть “китайской идеи”, которая и ведет этот народ до сих пор. Родит ли, или может уже родила и земля русская своих российских Конфуциев? Они так нужны сейчас. Россия нужно русские Конфуции а не Дворковичи и Рабиновичи . Хватит уже заглядывать в рот еврейским и американским “учителям” как высшим авторитетам, а образцом и эталоном культуры считать вульгарный китчевый американско-еврейский голливуд.

Иерархия в человеческом обществе нужна. И полная “уравниловка”, и пропасть между верхами и низами равно губительны Но важно на каких основаниях она строится, что критерий. Конфуцианство предлагает свой путь построения , когда наверху ученые и добродетельные, человечные и справедливые. И этот путь наверх открыт и богатым и бедным.

Из книги изречений Конфуция “Лунь Юй “-  «Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу».

Иерархия же которая образовалась в России в 1990 гг – это на вершине худшие, самые аморальные, подлые, жадные, наглые. Страна с такими верхами процветать не может.

В конфуцианстве – другой критерий выдвижения элиты. И история и успехи Китая в конце концов показывают, какой путь правилен.

Вот еще изречения Конфуция из “Лунь Юй” (у некоторых указаны номера)

2-1. Философ сказал: «Кто управляет при помощи добродетели, того можно уподобить северной Полярной Звезде, которая пребывает на своем месте, а (остальные) звезды с почтением кружат вокруг нее».

2-3. Учитель сказал: “Если управлять народом посредством  распоряжений и наводить порядок посредством наказаний, то народ станет уклоняться [от распоряжений и наказаний] и утратит стыд. Если же управлять народом посредством силы дэ /добродетели/ и поддерживать в нем порядок посредством надлежащих норм поведения, то народ сохранит стыд и будет управляем”.

2-19. Ай-гун спросил: “Что надо делать, чтобы народ стал послушным?” Конфуций ответил: “[Если] выдвигать прямых душой и ставить их выше [тех, у кого в душе] кривда, тогда народ станет послушным.  Если же выдвигать [тех, у кого в душе] кривда и ставить их над [теми, кто] прям [душой], тогда народ не будет послушен”

8-2. Учитель сказал: “Почтительность без pитyала становится обpеменительной сyетой. Остоpожность без pитyала становится [пpосто] тpyсостью. Хpабpость без pитyала пpевpащается в бyнтаpство. Пpямота без pитyала — yбийственна. Если благоpодные искpенни со своими pодственниками, то в наpоде поднимается [тяга] к гyманности. [Если благоpодные] не оставляют своих стаpых дpyзей, то в наpоде нет подлости”

8-8. Учитель сказал: “Hачни подъем [дyха или свое совеpшенствование] с поэзии, осyществи становление пpи помощи надлежащих ноpм поведения и завеpши [свое совеpшенствование] мyзыкой”.

Учитель говорил, что совершенный муж изучает Дао-путь, чтобы возлюбить людей, тогда как маленький  человек изучает Дао-путь, чтобы легче подчинять [себе людей]“.

Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Три вида радости приносят пользу и три вида — вред. Когда радуешься от того, что или поступаешь в соответствии с ритуалом и музыкой, или говоришь о добрых делах людей, или вступаешь в дружбу с мудрыми людьми — это приносит пользу. Когда испытываешь радость от того, что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам — это приносит вред.

17-11. Когда мы говорим о ритуале, имеем ли мы в виду лишь преподношение яшмы и парчи? Когда мы говорим о музыке, имеем ли мы в виду удары в колокола и барабаны?

Западному человеку, также как и русскому может быть непонятен упор на “ли”, ритуал. Ритуал, как и музыка – рассматриваются в конфуцианстве как средства гармонизации нравов общества. И это тесно связано и с понятием “синь” (искренность, сердце).

Одной из книг конфуцианского “Пятикнижия” является “Ли цзи” – книга ритуалов.

Вот выдержки из нее.

ГЛАВЫ ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ, ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. «УЧЕНИЕ О СЕРЕДИНЕ»

Когда [во всем] разбираются благодаря искренности, это называется [небесной] природой. Когда в результате умственных [усилий] приобретают искренность, это называется воспитанием. Когда есть искренность, [можно] добиться понимания [всего]; когда есть понимание [всего], [можно приобрести] искренность. Только [тот, кто] обладает наибольшей искренностью в Поднебесной, в состоянии полностью развить свою природу. [Тот, кто] в состоянии полностью развить свою природу, в состоянии полностью развить природу [всех] людей. [Тот, кто] в состоянии полностью развить природу [всех] людей, в состоянии полностью развить природу [всех] вещей. [Тот, кто] в состоянии полностью развить природу [всех] вещей, в состоянии помочь превращению и развитию [сил] неба и земли. Тот, кто в состоянии помочь превращению и развитию [сил] неба и земли, в состоянии составить с небом и землей триединство.

Искренность — это путь неба. Приобретение искренности — это путь человека. Обладающий [полученной от неба] искренностью не затрачивает усилий, но [у него все получается так], как надо; не напрягает свой ум, но [во всем разбирается надлежащим образом] и находится в естественном единении с [правильным] путем. [Такой человек] является совершенномудрым. Приобретающий искренность — это человек, который выбирает хорошее и твердо придерживается его

Руководствоваться культурой, основанной на добродетели, человечности и искренности.

Человечество в ходе истории выработало три основных способа управления (которые конечно и совместно используются) – внешнее посредством 1) физического насилия и 2) экономического принуждения и 3) воздействие на внутренние убеждения посредством воспитания и культуры данного общества.

Человеческое общество состоит из людей. Но это не механическая сумма изолированных единиц – а всегда тысячами и миллионами нитей переплетенная социальная ткань. Важнейший вопрос стоит перед обществом – как эту общность людей организовать и направить на совместное созидательное действие. При этом неминуемо образование социальной иерархии. От кого-то должна исходить инициатива, кто-то должен исполнять, и при этом должен соблюдаться порядок. Для наглядности – как когда-то в 19-м веке в 7-00 в рабочих городках звучал заводской гудок, и тысячи рабочих шли в цеха, на заводы. Не потому, что им вдруг одновременно расхотелось спать и захотелось поработать. А потому что подчинялись жестко установленному (но вполне оправданному в тех условиях) порядку. И этот порядок принуждал их идти на работу.

Исторически последовательные формы этого общественного принуждение, соответствовавшие последовательным эпохам – 1) непосредственное физическое насилие, страх перед ним, отказываешься работать – будешь избит 2) экономическое принуждение – не хочешь работать на все соки выжимающего из работников капиталиста за нищенскую подачку – не работай, но тогда вообще сдохнешь от голода.

Управление с помощью законов – это просто упорядочение этих форм насилия, их сути не меняющее. Будут тебя грабить и принуждать по закону или нет – главное не меняется.

Ни одно крупное состояние не было нажито без преступлений. 1990 гг в России – полностью подтверждают эту ходящую в США поговорку. Т.е. преступники захватывают богатство , а потом сами издают закон, узаконивающие свою волю и свой грабеж. Вот и все верховенство закона – Rule of Law.

Американская сверхбогатая правящая верхушка режим любит повторить фразу – Rule of Law и пытается насадить это во всем мире, выдавая это за торжество справедливости. Но со справедливость с этим американским Rule of Law имеет очень мало общего. Ибо закон принимаются в интерес богатой верхушки и это в честном переводе с ангийского это Rule of Law означает – насилие богатых. Власть сверхбогатых паразитов издает законы (например санкции против любой страны мира), а потом с помощью полиции, ЦРУ, вооруженных сил, ракет и авианосцев устанавливает такую “справедливость”.

Ельцин попирая закон расстреливает парламент, потом сам назначает людей для написания “конституции”, а неугодных юристов изгоняет, а потом мы должно молиться на эту “конституцию”. Это полный бред. Не народ для законов и конституции, а конституция и законы как вспомогательный инструмент для народа, справедливости и человечности. Вопрос о вступлении в ВТО не какой-то “конституционный суд”, неизвестно откуда взятой властью обладающий, должен решать, а сам народ должен быть убежден в направленности этого шага на благо России.

Высший критерий справедливости – не мертвый закон, а совесть и смысл, человечность и добро. Жизнь слишком изменчива, чтобы ее можно было заковать в закон на каждый случай жизни, алгоритмизировать все. Даже простую арифметику нельзя полностью алгоритмизировать – это знаменитая теорема Гёделя.

Конфуцианство – это совсем другой подход к управлению обществом. Посредством культуры, воспитания человечности и справедливости создавать у людей культурные ценности и убеждения.

Эта форма самая прогрессивная, справедливая и гуманная. С помощью убеждения и порождения внутренней мотивации. Это может быть конечно только в уже достаточно цивилизованном обществе. Но Китай имеет двухтысячелетнюю историю культивации культуры, основанной на гармонии и человечности.

Поэтому конфуцианство – не устарело – а наоборот только сейчас стало востребовано миром, мир созрел принять.его.

Кстати – это же близко и русской идее. Русская традиция – не по формальному закону как высшему судье, а по Богу, совести и правде жить.

Кстати, и на Западе один из авторитетнейших мыслителей-классиков немецкий соцолог Макс Вебер, хоть и на две тысячи лет позже китайцев, пришел к выводу о решающей роли менталитета. И протестантским менталитетом объяснял успехи европейского капитализма.

Ну что ж, был бы Вебер жив – пришлось бы ему признать теперь преимущество конфуцианского менталитета.

Сейчас, в начинающемся XXI столетии, становится уже достаточно ясно, почемy целый pяд обществ Восточной Азии, сохpанивших фyндаментальные конфyцианские этические ценности, “yшел в отpыв” в своем экономическом и социальном pазвитии.

Подведем итог: Познакомившись с Китаем и сутью китайской цивилизации – конфуцианством, вспомним слова Тараса Шевченко: И чужого набирайтесь, и своего не чурайтесь!


ИСТОЧНИК: http://2009-da.livejournal.com/116488.html