Апостол Павел говорил: «Если женишься, не согрешишь; равно и дева, если выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль…» Что означают слова «иметь скорби по плоти» и о каких скорбях идет речь, пояснил священнослужитель Димитрий Смирнов.
Брак, действительно, имеет большие скорби по плоти. Потому что женившемуся нужно вдвое больше работать, ему нужно очень за многих беспокоиться. У него увеличивается количество родственников: жена, дети, родственники жены. И много всего прибавляется. Посещение родственников, приёмы гостей, дни рождения, подарки, взаимоотношения. А иная жена и по щекам нахлопает. Опять же больно! Очень много скорбей.
А замуж выйти — ещё больше. Носить ребёночка, рожать, с маститом бороться, лечить ребенка от стафилококка. Это заботы, которым нет конца и края. Это очень трудный подвиг. Поэтому апостол Павел, будучи девственником, говорил всем нам, женатым, что ему нас жаль.
Он нас искренне жалел, любил. Потому что брак — это не просто прогулка со спутником жизни.
Обычно на свадьбах желают счастья. Ну, это же просто чушь. Счастье может быть в какие-то секунды. Что-то свершилось, получилось… Взяли ребёночка из роддома и забыли все скорби рождения, издевательства и унижения со стороны медицинского персонала, равнодушие врачей? С чем у нас ещё обычно роженицы сталкиваются... С неким таким кошмаром, который они переживают в родильных домах. За редчайшим исключением. И если от этого получается абстрагироваться, ты держишь ребёночка на руках и счастлив.
Ну, а потом.... Потом пупочек не заживает. Ребёнок кричит, как резаный, потому что у него там что-то. У него же не спросишь, что у него болит. Приходит медсестра, глазками хлопает, не знает, что с ним происходит. Надо, говорит, врача вызывать. Врач придёт и говорит: «Давайте в больницу». В больницу — страшно. Как только приблизишься к этой больнице — туда и войти-то страшно. Такого цвета стены там, и люди с мрачными лицами, атмосфера там часто антисанитарная, и вообще не знаешь, что делать. И вот начинаются скорби по плоти. А дальше — больше.
Недавно меня попросили поговорить с девочкой. Ей 13 лет. Девочка успела уже такую жизнь прожить. Другим бы и на 35 лет хватило бы всего этого. И как ей помочь? Она ничего ещё не знает, ничего не умеет. Папы нет, с мамой конфликт. Учится плохо, уже во все всевозможные беды попала. То, о чем она мечтает, даже и произнести не может. Я говорю: «Кем бы ты хотела быть?» Она отвечает: «Я даже боюсь вам об этом сказать, вы ужаснётесь».
То есть она прекрасно понимает, что, то к чему склоняется её тринадцатилетнее сердечко, взрослых седоватых людей, вроде меня, обычно ужасает. Я ей говорю: «Не волнуйся, скажи. Меня не ужаснёт. Я всё, что есть на этом свете, уже видел и слышал».
Я понимаю, ей очень трудно. Мама тринадцать лет назад её родила, и она же не думала, что её брак рухнет, что девочка в этом переходном возрасте станет неуправляемой. И вот эти скорби на неё навалились. Скорби по плоти. Потому то эта девочка — плоть по плоти.
Это как любое блюдо. Кушать его легко и быстро. А приготовить и дорого, и долго. И у плиты надо стоять, а не лежать. Покупать, резать, готовить.
Брак — это есть подвиг. И надо к нему готовиться с детства. И хорошо, конечно, (теперь это всё реже и реже), когда молодые люди имеют образ этого брака. Ну, хоть какой-то наглядный навык, как решаются такие задачи. То есть живут в нормальной семье.
А когда дети вырастают в семье ненормальной… Либо отца нет, либо взаимоотношения какие-то ужасные между участниками семейного воспитательного процесса, то тогда ребёнок очень сильно калечится. И потом этот калека выходит замуж или женится и продолжает калечить уже того, кто в результате его супружеской деятельности на свет появился.
А ведь люди теперешние видят только одну сторону — к примеру, стремятся к половым отношениям. Но ведь половые отношения — это не чисто животная связь. У человека на это слишком много нанизывается. Это очень сложные глубокие взаимоотношения. Здесь затрагивается не только плоть или отдельные её участки. А затрагивается и душа. И даже дух. И вообще двое людей становятся как одна плоть и одна душа.
И вообще цель брака — церковная. Соединение людей в любви. Брак служит тому, что люди приходили вместе к Богу. Чтобы они строили вместе церковь. Чтобы взаимоотношения внутри семьи были бы церковными.
Не как отношения начальника и подчиненного или начальника и коллектива, а именно церковные. Что муж — это есть старший, как пресвитер. Жена — помощник ему, как дьякон. Дети и все остальные — народ Божий. А не так, чтобы каждый был сконцентрирован на себе и хотел бы быть главным и подчинить другого...
Нужна большая мудрость и очень много терпения.