Из книги митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычёва) «Русская симфония»
(В11) Государственный катехизис
Все идеи демократии замешаны на лжи. Уже в определении – ложь1 Слово это переводится на русский язык как « власть народа» или «народоправство», но ни в одной из стран, считающихся демократическими, народ на деле не правит. Заветный плод государственной власти всегда в руках узкого слоя. Немногочисленной и замкнутой корпорации людей, чьё ремесло – политика, профессия – жестокая и безпощадная борьба за эту власть.
Более того, человеческая история на всём своём протяжении не знала ни одного государства, где был бы на деле реализован принцип народоправства.Древняя Греция, Древний Рим – страны-родоначальницы демократии, её классические представители – одновременно являлись классическими рабовладельческими хищниками, относя сам термин «народ», «граждане» лишь к узкому и элитарному кругу людей, составлявшему ничтожный процент от общего населения страны…»Демократия выражает доверие к силе количественной, - писал некогда Тихомиров. –Если в обществе не существует достаточно напряженного верования, охватывающего все стороны жизни в подчинении одному идеалу, то связующей силой общества является численная сила, которая создаёт возможность подчинения людей власти даже в тех случаях, когда у них нет внутренней готовности к этому.» Иными словами, воплощение демократической идеи означает преимущественную власть количества над качеством, власть невежественной, искусно управляемой из-за кулис толпы над многовековым народным идеалом – абсурдную ситуацию, в которой понятия Истины и справедливости, добра и зла пытаются определить арифметическим большинством голосов.
Сколько-нибудь осмысленное существование народа, отдающего себе отчёт в собственных религиозных и нравственных устремлениях, - предполагает отказ от механического принципа количественного превосходства в пользу качественного, духовного начала. Лишь таким путём можно обуздать безудержные злоупотребления, свойственные демократическим чиновникам в погоне за голосами избирателей.
Политическая основа демократии – всеобщее прямое избирательное право – явление аморальное и разрушительное, ибо развивает политический цинизм до невероятных размеров, делает народ обьектом безчестных манипуляций, получающих, при современном развитии средств массовой информации, поистине безудержный размах.Почему-то никому не приходит в голову выбирать при помощи всеобщего голосования хирурга или следователя, шофёра или лётчика.А разве управляться со скальпелем, машиной, самолётом труднее, чем с гигантсой страной, отягощённой слжнейшими проблемами?
Это не значит, что принцип выборности должен быть вообще исключён из политической жизни страны. Но во избежание злоупотреблений должна быть чётко и ясно определена область его применения, которая будет безусловно исключать публичные выборы там, где пост или должность требуют высоких профессиональных качеств, оценить которые человек несведущий просто не в состоянии.
Идеологическая основа демократии как мировоззрения выражается знаменитым лозунгом французской революции: «Свобода, равенство, братство». Поддавшись внешней привлекательности этого броского призыва, миллионы людей в течение долгих столетий безуспешно пытались воплотить его в жизнь.Очень многие, даже весьма умные и образованные люди не разобрались в отвлечённом, абстрактном характере лозунга, не заметили противоречия призывов между собой( и в самом деле, как совместить свободу с равенством?).Стоит оглянуться вокруг, чтобы уяснить себе их лукавство: в природе нет равенства – она безконечно разнообразна и строго иерархична; нет и абсолютной свободы, ограниченной взаимозависимостью и закономерной упорядоченностью явлений; нет безсодержательного братства – ибо нравственное чувство человека всегда избирательно.
Подробнее...