В подвижничестве, в Оптиной Пустыне, преп. Варсонофий стал не только старцем, украшенным и одаренным многими Дарами Божьими, но и руководил братией, быв назначен скитоначальником.
Преподобный Варсонофий, как и многие другие подвижники, считал ум важным элементом духовной жизни.
Вот, что говорит святой Варсонофий об уме:
«Ум есть сила самодвижная, но от нас зависит, что дать ему. Подобно тому, как жернов вертится и от человека зависит, что под него подсыпать: пшеницы, ржи, или какой – либо ядовитой травы или семян. И мука выйдет или хорошая, или ядовитая, сообразно тому, что положено. Так вот и ум, он все переработает, но нужно давать ему только хорошее» (Дневник послушника старца Варсонофия Оптинскогого Н.Беляева с. 258).
Преподобный Старец Паисий Святогорец так говорил о разрыве поколений:
Мир превратился в сумасшедший дом. Малые дети ложатся спать в полночь, тогда как им следовало бы ложиться сразу после захода солнца. Они заперты в многоэтажки, заключены в бетон, они живут по распорядку взрослых.
Что тут поделать детям и что поделать взрослым? Приходят дети и говорят мне: «Нас не понимают родители». Приходят родители и говорят мне: «Нас не понимают наши дети».
Между родителями и детьми образовалась пропасть, и чтобы она исчезла, родители должны поставить себя на место детей, а дети — на место родителей.
Если сейчас дети не мучают родителей, то потом, когда сами они станут взрослыми, их не будут мучить и их собственные дети. И наоборот: тех, кто сейчас не слушается и мучает родителей, впоследствии будут мучить их собственные дети, потому что вступят в действие духовные законы.
Причастие без Литургии
Сегодня мы настолько привыкли к тому, что для причащения святых Христовых Таин мы приходим утром в храм, что весьма бы удивились, узнав, что когда-то, очень давно, уже более тысячи лет назад, у монахов и мирян был обычай причащаться самостоятельно.
В древности после общей литургии в храме Святые Дары диаконы относили тем, кто не мог причаститься в храме, – больным и заключенным. Был также обычай уносить Причастие и в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев.
Богослужение в монастырях и на приходах, не говоря уже о кафедральных соборах, значительно различалось.
Например, в первой половине первого тысячелетия от Рождества Христова мало кто из монахов желал становиться священником. Большая ответственность. Поэтому из ближайшего села приглашали женатого священника, который и служил литургию раз в неделю, в воскресенье, и отшельники расходились по своим кельям до следующего воскресенья. И чтобы не лишать себя причащения Святых Христовых Таин (опять же, люди в возрасте, в пустынном месте всякие опасности, можно и заболеть, и быть при смерти), монахи брали с собой частицы Святых Даров и после длительной молитвы сами причащались.
Есть такое слово в лексиконе русского человека — «служение». Почему его надо вернуть в наше сознание, нашу жизнь, рассказал протоиерей, писатель, телеведущий, блогер, проповедник Андрей Ткачёв.
Не было такого вопроса: «Где вы работаете?» Был вопрос: «Где служите?» И был ответ: «Служу на почтовом ведомстве» или «Служу на товарной станции диспетчером». То есть люди служили от «а» до «я». У них были форменные одежды — тужурки, куртки, форменные фуражки. Гимназисты тоже уже служили, они были одеты в форму. Это идея монархическая. Она потом имела некую отдалённую форму в советские времена. Но тоже имела — люди служили.
Мужа Бог поставил быть блюстителем жены. Святитель Феофан Затворник
Семья исключительно библейское явление, потому что ее начало было положено в Эдемском саду. Не было ни государства, ни искусства, ни «каменных джунглей» поэтому, говоря словами преподобного Паисия Святогорца: когда исчезнет семья, исчезнет и все остальное. Сегодня распад семьи не считается чем-то трагическим, и нередко брак рассматривается как нечто временное. Главная проблема кроется в отсутствии духовности между супругами и нередки случаи, когда они находятся на разных полюсах веры: она верующая, а он – нет.
Зачастую женщины раньше приходят ко Христу, потому что их сердца более восприимчивы к принятию Истины. Мужчинам сложнее: им требуется и больше времени, и больше доказательств присутствия Бога в мире. Но если представитель сильного пола все же пришел к вере, он будет двигаться еще дальше: читать труды Святых Отцов, размышлять над Евангелием и так далее. Супруги не могут познать Бога одновременно, поскольку путь каждого человека к вере таинственный и непредсказуемый. «Я не понимаю пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (Прит. 30:19), – выражает мысль о непостижимых вещах Соломон.
15 марта, понедельник. Великое повечерие с каноном Андрея Критского. Проповедь на тему 1-го дня Великого поста - 16.00
16 марта, вторник. Великое Повечерие с каноном Андрея Критского. Проповедь на тему второго дня Великого поста - 16.00; Утреня (келейно) - 21.00
17 марта, среда. Преп. Герасима, иже на Иордане
- Утренние молитвы - 7.00
- Молитвенное правило к причащению; Исповеди - 7.15
- Великопостные часы: 1-й , 3-й, 6-й, 9-й часы
- Изобразительные, Вечерня
- Преждеосвященная Литургия
- Проповедь
- Великое повечерие с каноном Андрея Критского. Проповедь на ему 3-го дня Великого поста - 16.00
18 марта, Четверг. Муч. Конона Исаврийского
- Великое повечерие с каноном Андрея Критского - 16.00
- Проповедь на тему 4-го дня Великого поста
- Заупокойная лития возле гроба покойной прихожанки Елены Колиогло - 20.00
- Проповедь на тему подготовки христианина к переходу в загробную жизнь
19 марта, пятница. Преп. Аркадия Критского
- Работа в церковной библиотеке - 9.00
- Посещение настоятелем Теоретического лицея им. Тодора Занет, с.Конгаз - 10.00
- Похороны христианки Елены Колиогло - 13.00
- а). заупокойная лития в доме покойной; б). Отпевание в храме; в).Заупокойная лития на кладбище; г). Надгробная проповедь
20 марта, суббота. Преп. Павла Препростого
- Всенощное бдение; Исповеди; Проповедь на сон грядущими - 16.00
21 марта, Воскресение. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Преп. Феофилакта исповедника, еп. Никомидийского
- Утренние молитвы; Молитвенное правило к причащению; Исповеди (индивидуальные и общая) - 7.00
- Изучение глав Священного Писания: Новый Завет. 2-е послание апостола Павла к Фессалоникийцам, главы 1, 2, 3; 1-е послание апостола Павла к Тимофею - 1, 2, 3 главы - 8.00
- Часы и Божественная Литургия Василия Великого - 8.30
- Проповедь на тему Торжества Православия
- Заседание Церковного Совета
-------------------------
Первая седмица и первая Неделя Великого Поста
Первая седмица отличается особой строгостью поста, ибо приличнее всего иметь наибольшую ревность к подвигам благочестия при начале подвигов. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужение продолжительнее, чем в следующие дни. В первые два дня Четыредесятницы для тех, кто может, совсем не поставляется трапеза[1].
Во время великопостного богослужения мы часто повторяем молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Эту молитву мы сопровождаем земными поклонами, преклоняя и колена своего сердца. Каждому из нас эта молитва знакома и близка.
Она родилась в сердце преподобного сирийского подвижника. Ею Церковь назидает верующих во дни Великого поста. Эта молитва, напоминая о наших грехах, обращает нас к Богу — Источнику прощения и святости.
Молитва св. Ефрема Сирина начинается обращением к Богу: «Господи и Владыко живота моего…», ибо только в Боге наша жизнь и спасение, наше блаженство. Он — Господь и Владыка всего видимого и невидимого. Все содержится в Его руке. К Нему как Источнику всякой благостыни подобает нам обращать свои взоры и помышления. Наши грехи и пороки мешают доброму христианскому житию, препятствуют приходить к Богу. Вот почему мы и просим у Господа избавления от всего, что чинит препятствия в деле покаяния и исправления. Это — дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия.
«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися...»
Эти слова, являющиеся в каком-то смысле центральными в Великом покаянном каноне, написал св. Андрей Критский, автор этого канона, один из великих Божиих угодников.
Он обращается к своей душе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?» И если этот великий праведник свою душу обличал в том, что она духовно заснула, то что же нам сказать о себе?
Святые отцы часто утверждали, что в духовной жизни есть, как говорят, парадокс (как будто бы внешне самопротиворечивое, противоречащее себе утверждение, имеющее, однако, глубокий внутренний смысл). Этот «духовный парадокс» заключается в том, как говорили отцы, что грешники видят себя праведниками, а праведники видят себя грешниками, – почему? Почему же грешник видит себя праведником? Потому, что он не знает самого себя, в то время, как праведник все силы души устремляет на самопознание.
Мы знаем через какие трудности проходила Православная Церковь на своем пути в древние времена, когда была сначала эпоха гонений, а после нее – эпоха ересей. Но это было, и ушло; и от нас это уже далеко, нам скажут. Но осмотримся вокруг, в каких условиях сейчас находится Церковь и истинное Православие? Ереси в древности всегда были, но не было того, чего так много теперь: духовных подделок, духовной фальши, соблазнов подменить истинную Церковь и истинное Православие лже-церковью или, во всяком случае, лже-православием.
Вы знаете, как теперь разливается повсюду зараза так называемого экуменизма, на платформу которого охотно становятся все, у кого гибкая спина и гибкая совесть. Говорят: «Мы признаем, что каждая церковь, каждое исповедание имеет долю истины, и вот эти доли истины мы хотим соединить вместе, чтобы получилось одно целое – новая истинная церковь». Это значит, что и наша Русская Православная Церковь должна согласиться с тем, что она полнотой истины Христовой не обладает, а только частицей ее, а все остальное – ложь и заблуждение. Что сказали бы преп.Серафим Саровский или св. прав. Иоанн Кронштадтский, если бы им сказали такую вещь?
Как нам воспитывать своих детей? На что нам нужно обратить внимание в первую очередь, рассказал священнослужитель Димитрий Смирнов.
В основной своей массе люди о душе своей совсем не заботятся, и о душе своих детей тоже. Проявляют заботу только о его здоровье… Или что покушал, что одел, какие оценки принёс... Их больше всего заботит его образование, чтобы диплом получил, профессию хорошую. Они на это приличные деньги готовы тратить.
Кого мы хотим воспитать? Безмозглое существо, манипулятора и шантажиста, который только и хочет, чтобы ему что-то давали, чтобы всё ему, чтобы всё ради него... Или человека умного, серьёзного, ответственного, который и семье будет служить, и родине, и своих деток хорошо воспитает? Обратите внимание, какие это различные цели.
Даже если мы будем говорить языком современного человека, который обеспокоен экологической проблемой или проблемой ограниченности ресурсов в наше время, то пост, как добровольное самоограничение потребностей (пусть и временное) — это благо.
Потому что, когда ради тебя может не работать ферма, режущая коров, кур и цыплят, когда ты ограничиваешь потребление — это и дешевле, и быстрее, и здоровее.
Кроме того, пост — это путь свободы. Я предлагаю вам посмотреть на пост, как на путь освобождения. Во-первых, в информационную эпоху поститься должны обязательно глаза и уши.
Исполнительный комитет утвердил план мероприятий, разработанный Научно-исследовательским центром Гагаузии и посвящённый 160-летию со дня рождения Михаила Чакир. В документ вошло 16 пунктов, среди которых ежегодные православные чакировские чтения.
Протоиерей Михаил Чакир родился 27 апреля 1861 года в семье священника из Чадыр-Лунги. Окончил кишиневскую духовную семинарию. В 1904 году обратился в синод Русской православной церкви за получением разрешения о выпуске православной литературы на гагаузском языке.
В 1907 году Михаил Чакир перевел на гагаузский язык отрывки из Ветхого Завета, богослужебное Евангелие и Евангелие от Матфея.
В память о гагаузском просветителе в течение апреля пройдет целая серия памятных мероприятий, в том числе круглые столы, открытые уроки в школах и всеобщий диктант на гагаузском языке.
- Встреча настоятеля с христианами из Комрата. Беседа по темам: а). О духовном влиянии мирской культуры на христианина; б). О национальной идее Гагаузов
- Работы в рамках попечительского служения
- Подготовительные работы к реконструкции храма
13 марта, суббота. Священномуч. Протерия, патр. Александрийского
- Всенощное бдение - 16.00
- Исповеди
- Проповедь на сон грядущим
14 марта, Воскресение. Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресение). Преподобномучц. Евдокии
- Утренние молитвы. Молитвенное правило к причащению. Исповеди (индивидуальные и общая) - 7.00
- Занятие церковной школы - 8.00
- Часы и Божественная Литургия - 8.30
- Чин прощения
- Проповедь на тему евангельского чтения
- Заседание Церковного Совета
-----------------------
Адамово изгнание
Святой праотец Адам, как известно, из Священного Писания был изгнан из рая вместе со своей супругой Евой. Это произошло вследствие грехопадения. Бог по сотворении мира и человека разрешил ему есть любые плоды деревьев, растущих в Эдеме, кроме плодов одного дерева – Познания добра и зла. Это была первая заповедь Господня, данная первому человеку, о посте. Человек должен был воздерживаться от вкушения плодов от этого дерева. Но всего лишь одна заповедь показалась человеку слишком трудной. Он нарушил ее по совету лукавого. После этого он не раскаялся, а свалил свою вину на жену, сказав, что она дала ему запретный плод.
Сегодня мы поговорим с вами о роли женщины в семье, о ее облагораживающем влиянии на мужчин. О женщине можно многое говорить... И разное...
Есть церковная шутка об одном батюшке, который в день предшествующий Великому посту, в «Прощенное воскресение», или в так называемое «Воспоминание Адамова изгнания », когда вспоминается изгнание Адама из рая — это скорбное событие... На эту тему в западной религиозной живописи существует огромное количество пронзительных сюжетов, например, картина Мазаччо «Изгнание из рая» — там воющий, вопиющий такой Адам…
В этот воскресный день «Воспоминание Адамова изгнания» этот батюшка метал «перуны» в женщин: «Это все из-за вас! Потому что Ева соблазнилась, вступила в разговор, обманулась, прельстилась, съела запрещенное, мужу дала… Но потом наступал другой день — «День жён-мироносиц»… В этот день хвалиться женская вера, женская верность, женское бесстрашие, как, например, жёны-мироносицы, которые пошли ко гробу Исуса Христа, которые были верны Ему до конца.
- Митрополит Антоний: Прощёное Воскресенье
- Календарь Великого поста 2021 по дням
- МОНАШЕСТВО ИЛИ БРАК? О воле Божьей и человеческом выборе. Схиархимандрит Тимофей (Саккас)
- БЕСЕДА О ПАМЯТИ СМЕРТНОЙ. Старец Ефрем Аризонский
- Что бы ни случилось в нашей стране и в мире, сначала Церковь будет расплачиваться. За все...
- Приходские события 1 - 7 марта 2021 г.
- Плохо или хорошо? -- парадоксы гнева
- Когда жизнь семьи превращается в ад, запреты не работают
- О БЕССМЕРТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ. Святитель Мардарий (Ускокович)
- У нас такая «Бродилова пустынь». Люди приходят в Церковь и уходят. Это известно.