____________________________________________________Молитва перед работой в сети ИНТЕРНЕТ: = ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, ТВОРЧЕ НЕБА И ЗЕМЛИ, СОЗДАВЫЙ ЧЕЛОВЕКА И ДАРОВАВЫЙ ЕМУ ВЕДЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ПРЕМУДРОСТИ ВО ЕЖЕ ПРОСЛАВЛЯТИ ИМЯ ТВОЕ. ГОРЕ И ДОЛУ ТЫ ЕСИ, ТВОЯ ЕСТЬ НОЧЬ И ТВОЙ ЕСТЬ ДЕНЬ, НЕ УТАИТСЯ ПРЕД ТОБОЮ ДАЖЕ МИМОЛЕТНОЕ ДВИЖЕНИЕ МЫСЛИ. И НЫНЕ МОЛЮ ТЯ - ОТ ВСЯКОГО ГРЕХА СОХРАНИ МЯ, ПРИСТУПАЮЩЕГО К РАБОТЕ С ХИТРОУМНЫМ ТВОРЕНИЕМ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ПРОНИКАЮЩИМ ВО ВСЯ КОНЦЫ ЗЕМЛИ. ОГРАДИ ОЧИ МОИ И УМ ОТ ВСЯКИХ НЕЧИСТЫХ И БЛУДНЫХ ОБРАЗОВ, ОТ ПУСТЫХ НЕГОДНЫХ СЛОВЕС. УКРЕПИ ВОЛЮ, СЕРДЦЕ ОЧИСТИ, НЕ ДАЖДЬ МИ ВОТЩЕ РАСТОЧАТИ ВРЕМЯ ЖИЗНИ МОЕЯ, И ОТ ВСЯКОГО РАССЛАБЛЕНИЯ И УНЫНИЯ ИЗБАВИ. ДА БУДУТ ДЕЛА НАША ВО СЛАВУ ТВОЮ. АМИНЬ!___________________
Адам и Ева вкусили плод от древа познания добра и зла и за это были изгнаны из рая. А как складывалась их жизнь потом? Говорит ли об этом что-нибудь Библия?
В книге Бытие — первой из библейских книг, автором которой Церковь считает Моисея, — рассказывается и о жизни первых людей в раю, и о том, что было с ними потом. Но прежде чем говорить о жизни Адама и Евы после изгнания, давайте разберемся, почему Бог удалил их из рая и что это для них означало. Тогда понятнее станет и разговор о дальнейшем.
Так почему Бог изгнал первых людей из рая?
Ответ вроде бы всем известен: Адам и жена нарушили запрет, наложенный Богом, и вкусили плод от древа познания добра и зла. Но почему этот проступок имел такие катастрофические последствия?
Изгнание из рая. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы
Блаженный Августин объяснял: заповедь не вкушать от этого древа подспудно содержала в себе и все прочие заповеди, которые Бог даст людям впоследствии. И не укради (Адам и его жена взяли то, что брать было нельзя), и не убий (вкусив от запретного плода, человек стал смертным — по сути, совершил самоубийство), и не пожелай чужого (первозданные люди захотели стать как боги, знающие добро и зло; Быт 3:5).
Человек рождается с чувством доверия. Ребенку спокойно на руках матери, которая для него в первые дни и недели вмещает весь мир, всю Вселенную. Она девять месяцев носит его под сердцем, и он неотрывен от нее, мать для него — источник жизни, питания, тепла.
Постепенно мир для ребенка расширяется. Его нежная и чистая душа болезненно воспринимает те несовершенства мира, которые дает ему жизненный опыт. Человек начинает понимать, что доверять можно не всему, но само чувство доверия никогда не исчезает. Оно заложено Творцом и остается до конца жизни. Мы доверяем учителям, которые нас обучают, экипажу самолета, в который садимся, чтобы совершить перелет, хирургу, который будет нас оперировать. В большинстве случаев мы не знаем их, но верим в их профессионализм и честность. В нашей жизни мы ежедневно проявляем веру и доверие.
Я хочу обратить ваше внимание на два момента в сегодняшнем Евангельском чтении. Во-первых, на заключительные слова Спасителя: если мы не сумели послушать Моисея и пророков, то есть того множества свидетелей, которые от начала времён нам говорили о Боге и о Его правде, то и Воскресший не убедит нас ни в чём... Тем, кто тогда его слушал, это слово казалось таким непонятным, – но разве теперь эти слова не ясны для нас? Воскрес Христос, явился в славе Своего Божества и во всей красоте и величии Своего человечества – и всё равно мы, христиане, слышим Его слова, дивимся Его учению, поклоняемся Ему, и так далеки остаёмся от того, чему Он нас учил. Разве кто-то может в нас узнать учеников Христовых так, как можно было их узнать в лице ранних Его учеников и апостолов? Тогда печатью апостольства, печатью христианства была непостижимая для земли любовь христиан одного к другому и любовь их крестная, жертвенная ко всему миру; они были готовы свою жизнь отдать для того, чтобы другой человек, им чужой, порой их ненавидящий, мог поверить в благовестие Христово и ожить новой жизнью. Как далеко от этого то, что люди могут видеть в нас!
Молодой Филипп Ладвелл IIIПолковник Филипп Ладвелл III – первый известный нам житель американского континента, принявший Православие. Он был значимой фигурой в британской колонии Виргиния до войны за независимость и находился в родстве (по крови и по браку) со многими ранними великими деятелями американской истории – от президента Джорджа Вашингтона до политика Ричарда Генри Ли из Виргинии.
Он родился в ночь с 28 на 29 декабря 1716 года в местечке Грин-Спринг близ Уильямсберга в семье крупных землевладельцев и политиков ранней Виргинии. Среди его современников был Бенджамин Франклин, с которым Ладвелл поддерживал дружеские отношения.
О детских годах Ладвелла ничего не известно за исключением того, что, едва достигнув 11-летнего возраста, мальчик потерял отца Филиппа, а на 15-м году жизни лишился и матери, которую звали Хэнна. В дальнейшем молодой Филипп следовал примеру своей покойной матери, постоянно упражняясь в благочестии, любви, милосердии и гостеприимстве.
В Неделю 6-ю после Пасхи Церковь вспоминает чудо исцеления Господом Иисусом Христом слепорожденного. Апостолы спросили Христа о причине болезни этого человека: "Он ли согрешил или родители его?" Господь в ответ указал на результат болезни — явление славы Божией.
Десять наставлений афонских святых и старцев о причинах, смысле и цели болезней.
1. Болезнь – это великое благословение для человека. Когда человек поймёт это, то будет принимать её с радостью и с радостью воспевать: «Благословлю Господа на всякое время».
Преподобный Паисий Святогорец
2. Болезнь всегда приносит человеку огромную пользу. Болезни помогают людям, не имеющим добродетелей, стяжать милость Божию. Здоровье — это хорошее дело, но той пользы, что приносит человеку болезнь, здоровье ему дать не может. Болезнь приносит человеку духовную прибыль. Болезнь — это величайшее благодеяние. Она омывает человека от грехов, а иногда и обеспечивает ему небесное воздаяние. Если душу человека уподобить золоту, то болезнь подобна огню, это золото очищающему. Ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Чем больше страданий причиняет болезнь человеку, тем сильнее он очищается и освящается, надо только переносить это испытание без ропота и с радостью.
Предлагаем вниманию читателей главу из книги Даниона Василе «Молодежь и сексуальность: Вопросы и ответы» (Danion Vasile. Tinerii şi sexualitatea: Întrebări şi răsnusuri. Editura Lucman, 2006).
– Меня бросил друг. Ушел к новой возлюбленной, хотя я выполняла все его желания. И была девственницей, когда мы познакомились. Два раза я пыталась покончить с собой, но не смогла. Мне казалось, что так отомщу ему. Сейчас опять думаю о самоубийстве, потому что жизнь моя без него не имеет никакого смысла, но только я слышала, что все самоубийцы попадают в ад. Это правда?
– Прежде чем ответить, сделаю небольшое отступление. Какое-то время назад мне позвонил один юноша, которого я не знал и который после долгих усилий нашел номер моего телефона. Как-то вечером он позвонил мне, и у нас состоялся самый грустный за всю мою жизнь разговор. Он сказал следующее:
– У меня очень тяжелая болезнь. Я терпел ее долгие годы, но теперь больше не могу. Прошу вас, скажите мне, какую молитву надо прочитать, чтобы Бог забрал меня, потому что, если Он не заберет меня, я покончу с собой. Я уже решился на это. Мне не нужно, чтобы вы меня жалели, но только вы не знаете, что мне пришлось перенести за эти годы. А теперь всё, мое терпение кончилось. Вы мне скажете, какую молитву прочитать, или я покончу с собой?
Богослужения в храме совершаются каждый день, и даже не единожды. Есть на свете люди такого уровня и образа жизни, которые бывают в храме ежедневно. Но большинство наших сограждан бывает в храме гораздо реже. Какова же «норма», и можно ли вообще в таком случае говорить о норме? Священное Писание, Предание и даже постановления Соборов эту норму утверждают: как минимум один раз в неделю.
Сделать один из дней недели «днем Господним», освятить каждую неделю года – это заповедь, данная нам Богом:
«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9–10).
Со времен апостольских христиане встречали день Господень, день Воскресения Спасителя, литургией. Необходимость участвовать в церковных богослужениях именно по воскресеньям была определена в 80-м правиле VI Вселенского Собора[1].
Несколько месяцев назад, вскоре после Пасхи, которую подавляющее большинство христиан в связи с известными обстоятельствами встретили дома, отец Олег Стеняев в одной из своих бесед подробно говорил о том, как относится к карантину Священное Писание и как православный человек должен себя вести во время подобных эпидемий. В эти ноябрьские дни пожилые люди снова вынуждены неотлучно находиться в своих домах, а посещения храмов по прежнему ограничены. Поэтому беседа о. Олега о такой проблеме, как карантин, опять оказывается более чем насущной.
Художник: Гебхард Фугель
Мы дожили до таких времен, что встретили нынешнюю Пасху в очень стесненных условиях, несколько даже напоминающих советские времена, когда далеко не все желающие могли попасть в храм.
Но что получилось в итоге? Ведь Господь никогда не попускает зла, не имея намерения обратить его в добро. Получилось так, что верные стали праздновать Пасху по домам. Когда люди собираются в храмах для празднования Пасхи, то такого распространения не бывает. А в эту Пасху люди по домам возжигали свечи, ставили их на подоконники, молились, и наши дома превратились в храмы.
Дискуссия, развернувшаяся вокруг углубленного преподавания психологии в духовных школах, вызвала у меня лишь одну реакцию: я поняла, что есть еще одна тема, в которой я некомпетентна. А также то, что это положение дел не исправят несколько статей в интернете. Но зато появился повод высказаться на созвучную тему.
Не знаю, нужны ли священникам навыки психолога, и не знаю даже, что для духовенства эти навыки предполагают. Но навыки клинического психолога священникам точно не помешали бы. Ситуации, когда человеку нужна медикаментозная помощь, а его кормят разговорами, да еще и такими, которые ему остро противопоказаны, – страшна и сама по себе, но стократ страшна стабильностью своей повторяемости.
27 октября, вторник. Отпевание и погребение владыки Анфима, епископа Басарабского. Чин погребения совершали митрополит Агафангел, архиепископ Георгий, епископ Никон, в сослужении архимандрита Симеона (Сербская СПЦ), Иеромонаха Софрония, протоиерея Василия Икизли, иерея Романа Куцитару)
28 октября, среда. Посещение настоятелем новостроящегося храма в селе Копчак, одного из самых крупных в южной Молдавии
29 октября, четверг. Строительные работы в храме по заливке бетоном теплых полов
31 октября, суббота. Всенощное бдение
1 ноября, Воскресение. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Прав. Иоанна Кронштадского
Утренние молитвы - 7.45
Часы и Божественная Литургия - 8.00
Проповедь на тему евангельского чтения
Панихиды
Посещение храма полицейскими во время Богослужения
-----------------------
Притча о сеятеле. Проповедь
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Два раза говорит Христос в прочитанном сегодня отрывке о слышании: имеющий уши слышать да слышит и внемлите, как вы слышите – то есть обратите внимание, поставьте перед собой вопрос о том, как вы слышите слово Божие.
Девушки хотят замуж. Это хорошо! Жалко их. Потому что не за кого. Ну, не то, что бы не за кого. Хорошего выбора нет.
Есть такая шутка. В 18 лет барышня спрашивает: а какой он? (имеется в виду блондин или брюнет, высокий или низкий), в 25 лет женщина интересуется: кто он (профессия, статус), в 30 лет женщина спрашивает: а где он?.. А где же он, тот самый?
Ну, не хватает мужчин на всех женщин. Поэтому они, бедняги, выходят замуж и в Турции, и в Таиланде, и в Америке... И женщины очень часто спрашивают, по каким критериям выбирать мужчину?
Суеверие и неверие идут рука об руку; заклятые атеисты веровали в предсказания чародеев, и неверующие в Бога веруют в богов. Фредерик Фаррар
«Андрей, не обольщайтесь! Наши учителя за идею на костер не пойдут!» – сказал мне в приватной беседе Игорь Валентинович. Было это в конце 1990-х. Игорь Валентинович – человек верующий, церковный, педагог с многолетним стажем, кандидат филологических наук. Я, честно сказать, отнесся тогда к его словам без особого доверия. «Мало ли, – думаю, – что бывает. Может, у него какая-нибудь личная обида или другие случайные причины». Но с годами я все чаще стал думать, что Игорь Валентинович во многом был прав. И не потому, что наши педагоги не способны умереть за идею, а, прежде всего, потому, что у многих из них этой идеи, по большому счету, нет.
В июле текущего года мы вспоминаем еще один скорбный юбилей в истории нашего отечества: 80 лет назад появились директивы, повлекшие за собой массовые расстрелы и репрессии. В наше время все чаще можно услышать голоса в защиту большевизма и его частного проявления – сталинизма. Кто-то называет Сталина «эффективным менеджером», кто-то утверждает, ни много ни мало, что гонений на Церковь практически и не было: храмы закрывали лишь потому, что народ перестал в них ходить, а священники лишились материальной поддержки со стороны государства. Но история, как говорится, упрямая вещь. И забвение ее уроков чревато необходимостью повторять забытое, теперь уже на собственном опыте. Представляется, что очередная попытка вспомнить о событиях 80-летней давности и их причинах не будет излишней. Но ввиду обширности темы хочется обратить преимущественное внимание на судьбы духовенства и вопросы веры.
В наше время все чаще можно услышать голоса в защиту сталинизма
Чтобы верно оценить ситуацию, сложившуюся в 1937 году, следует для начала обратиться к году 1918, точнее, к первой советской Конституции, принятой в этом году. Согласно этой Конституции, не для всех граждан СССР была доступна полнота гражданских прав. Значительное число людей было отнесено этой Конституцией к лицам, пораженным в правах, за которыми закрепилось наименование «лишенцы». К этой категории были отнесены «а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то – проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором»[1].
30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий в СССР. Руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, редактор Книги памяти «Ленинградский мартиролог» Анатолий Яковлевич Разумов составил указатель всех книг памяти о репрессированных в России и ближнем зарубежье. Книги эти, как правило, издаются маленькими тиражами, с трудом, их создание и издание держится на одном-двух энтузиастах по региону. Свою работу Анатолий Яковлевич описывает так: «Моя задача – добывать сведения, приносить людям известия, обнаруживать имена». Эта беседа – о сложившейся в нашей стране ситуации вокруг памяти о наших репрессированных согражданах.
– Анатолий Яковлевич, как, с вашей точки зрения, изменилось за последние годы отношение общества к теме большевистских репрессий?
– Отношение общества мы не знаем – полной картины не видим, так как нет свободного общественного диалога. Да, кто-то что-то обсуждает в интернете, в социальных сетях. Но для большой части людей, не живущих в этом пространстве, был бы важен другой диалог. Это в первую очередь касается тех, кто смотрит центральные каналы телевидения и пользуется другими подобными средствами массовой информации.
А так происходят вещи прямо противоположные. Можно поставить памятник жертвам репрессий, а можно сказать, что Сталин сделал много хорошего. Такого рода «каша» преподносится в качестве нормы и в достаточно серьезных изданиях.
Христианство ослабло не потому, что пренебрегло внешним строительством общества, а потому, что в нем оскудела внутренняя духовная жизнь — непосредственное общение души с Богом, внутренний духовный подвиг. Мы забыли заветы пр. Серафима: «стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».
20 октября 1932 г. Прошу Вас извинить меня за долгое молчание на Ваше письмо. Письмо Ваше очень серьезно по содержанию, и мне хотелось ответить на него пообстоятельнее. А между тем мне мешали мои занятия по послушанию и обстоятельства.
Очень Вас благодарю за присланную книжку «Tьrmer» и статей об Афоне. Записки, которые публикуются у Макса Бартеля, несомненно, воображаемы и не принадлежат реальному миру. Убедиться в этом нетрудно: там много фактически неверного в его описаниях монастырской жизни (например, он пишет, что в Ватопеде, где якобы живет этот немец-монах, братия ежедневно обедают в общей трапезе, что монастырем управляет игумен-отец). Между тем, на самом деле в Ватопеде общей трапезой не пользуются и все едят отдельно в своих кельях. Игумена там нет, монастырем управляет эпитропия, то есть комиссия из нескольких лиц. Также ошибка у В. о «сотне человек», которые живут в Ватопеде.
Убийство молодым чеченским исламистом французского учителя, позволившего себе издевательства над Мохаммедом, почитающимся у мусульман как величайший пророк, всколыхнуло весь мир. А главное – в очередной раз поляризовало Западный и Исламский миры. Но как русские православные христиане должны относиться к случившемуся? Кому сочувствовать, а кого обличать? И нужно ли вообще это делать? Именно этой непростой теме посвящено сегодняшнее размышление известного православного пастыря и проповедника протоиерея Андрея Ткачёва.
Вот уже немало дней подряд в Париже проходят задержания людей, причастных к феерическому злодейству - отрезанию головы школьному учителю кухонным ножом за насмешку на уроках свободы слова над Мухаммедом, основателем исламской религии. Мы смотрим на это всё и думаем, на чьей мы стороне? А мы не на чьей, потому что, по известной пословице, "оба хуже".
С одной стороны, христиане не научены смеяться над кем-нибудь. Мы не насмешники, не клоуны и не стендаперы. У нас нет задачи высмеять всё, что можно высмеять. А современный человек, потерявший берега и твёрдое основание под ногами, эти европейские так называемые "цивилизованные" люди, которых убийца, в принципе, справедливо назвал "псами ада", смеются над всем. Тайна зачатия, тайна смерти, тайна жизни - всё для них смешно. И мы не можем быть вместе с ними, оправдывать их. Но, с другой стороны, Господь нас не учит убивать никого из тех, кто с нами не согласен.